Механизм правового регулирования
Правовое регулирование осуществляется посредством особой последовательности правовых средств, которые в совокупности образуют специфическую систему, получившую в теории права наименование «механизм правового регулирования». Правовые средства — это различные правовые явления, выраженные в форме юридических инструментов и конструкций, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права… Читать ещё >
Механизм правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовое регулирование осуществляется посредством особой последовательности правовых средств, которые в совокупности образуют специфическую систему, получившую в теории права наименование «механизм правового регулирования».
Механизм правового регулирования — это последовательная система взятых в единстве правовых средств, применяемых на каждой из стадий правового регулирования, посредством которой абстрактное нормативное предписание воплощается в объективной действительности.[1][2][3][4][5]
5) обосновать необходимость совершенствования средств и методов правового регулирования в обществе.
Механизм правового регулирования — это:
- 1) комплекс правовых средств, различных по своей природе и функциям (формальный признак);
- 2) комплекс системный — правовые средства расположены по местам, по специализации и выполняемым функциям, т. е. представляют собой технологию (технологическую схему) правового регулирования (структурный признак);
- 3) комплекс, обеспечивающий организационное воздействие, позволяющее достичь поставленных целей, правового результата (содержательный признак).
Основными рабочими частями (элементами) механизма правового регулирования, позволяющими реализовываться праву в объективной реальности, являются разнообразные правовые средства.
Правовые средства — это различные правовые явления, выраженные в форме юридических инструментов и конструкций, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей.
Правовые средства делятся на средства-инструменты и средства-конструкции. В первом случае — это некие простые юридические элементы — права, обязанности, запреты, льготы, наказание и т. д. Во втором случае — это более сложные процедурные образования — правотворчество, правоприменение, составление и заключение договора, подача иска и т. д.
Признаки юридических средств:
- 1) выражают обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов нрава в достижении поставленных целей;
- 2) отражают властно-волевые качества права;
- 3) формируют системообразующие структуры, выступают основными частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования и правовых режимов;
- 4) с той или иной степенью результативности приводят к определенным юридическим последствиям, обеспечивают эффективность правового регулирования;
- 5) устанавливаются и обеспечиваются государством.
Классификация правовых средств:
- 1) в зависимости от степени сложности:
- — простые (первичные, элементарные) — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты,
- — сложные (комплексные, составные) — договор, норма, институт, правовой режим;
- 2) по функциям:
- — регулятивные — дозволения, обязывание,
- — охранительные — запреты, меры защиты, пресечения;
- 3) по предмету правового регулирования:
- — конституционные,
- — административные,
- — гражданско-правовые,
- — уголовные и др.;
- 4) по содержанию:
- — материальные — договор,
- — процессуальные — иск;
- 5) по значимости последствий:
- — обычные — штраф,
- — исключительные — смертная казнь;
- 6) по времени действия:
- — постоянные — гражданство,
- — временные (разовые) — премия;
- 7) по характеру закрепления;
- — нормативные — закреплены в нормах права,
- — индивидуальные — закреплены в правоприменительных актах, актах реализации прав и обязанностей;
- 8) по психологической направленности:
- — стимулирующие — льготы, поощрения,
- — ограничивающие — запреты,
- — предостерегающие (предупреждающие) — протест прокурора;
- 9) по сфере правового регулирования:
- — частноправовые — договор,
- — публично-правовые — административный протокол, приговор суда.
Особым комплексным правовым средством выступает правовой режим.
Правовой режим - э го специфический порядок правового регулирования, выражающийся в особом сочетании способов, методов и типов правового регулирования и комплексном использовании различных правовых средств в целях создания желаемого социального состояния и конкретной степени благоприятности (или неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовой режим может включать в себя все способы, методы, типы правового регулирования, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно раскрывается при учете соотношения в них стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. В первом случае создаются благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, во втором — проявляется нацеленность на комплексное сдерживание нежелательных для государства проявлений.
Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования, основным признаком которого выступает развитая система льгот и поощрений (например, свободные экономические зоны), и режим наибольшего неблагоприятствования, в качестве которого можно рассматривать заградительные таможенные пошлины при протекционистской политике государства.
Исходя из стадий правового регулирования обычно выделяют четыре основных компонента (правовых средства) механизма правового регулирования:
- — норму права;
- — юридический факт;
- — правоотношение;
- — акты реализации прав и обязанностей.
В механизме правового регулирования нормы права:
- 1) определяют круг субъектов, на которых распространяются их действия;
- 2) формулируют обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются их предписаниями;
- 3) раскрывают содержание самого правила поведения;
- 4) устанавливают меры юридической ответственности;
- 5) являются каналом связи между управляющими и управляемыми;
- 6) устанавливают методы и способы правового регулирования.
Значение юридического факта в механизме правового регулирования заключается в обеспечении перехода от абстрактной, неконкретизированной нормы права к индивидуализированным связям и отношениям. Норма права не может проявить свое реальное действие до тех пор, пока не произойдет конкретное жизненное обстоятельство, которое запустит ее регулятивное воздействие. До наступления этого обстоятельства в регулятивном воздействии нормы права просто нет необходимости. Юридический факт инициирует процесс «обвеществления» нормы права в объективной действительности.
Как особый компонент механизма правового регулирования правоотношения выполняют три функции:
- 1) конкретизируют круг лиц, на которые распространяет свое действие соответствующая норма права;
- 2) переводят абстрактные права с обязанности в сферу прав и обязанностей конкретных лиц;
- 3) устанавливают основания для применения мер государственного принуждения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей субъектами в конкретной ситуации.
В механизме правового регулирования акты реализации прав и обязанностей служат:
- 1) итоговым состоянием, тем результатом, который должен быть достигнут при реализации нормы права;
- 2) индикатором соответствия воли законодателя по урегулированию правоотношения и реально достигнутого результата.
Особое внимание в механизме правого регулирования следует обратить на роль и место актов применения права и правосознания. Акты применения норм права в механизме правового регулирования имеют разное положение и значение. Они могут выступать:
- — в роли юридического факта — обеспечивают возникновение правоотношений;
- — быть непосредственно актом реализации — проводят требования норм права в жизнь;
- — выступать условием осуществления акта реализации — обеспечивать и гарантировать осуществление прав и обязанностей.
Правосознание играет специфическую роль:
- 1) оказывает регулирующее воздействие через волю и сознание людей;
- 2) приводит в движение всю систему правового регулирования, выступая фактором существования, взаимодействия и развития его элементов;
- 3) служит источником права (идеологическим), отражающим объективные потребности развития общества;
- 4) является фактором обеспечения правомерного поведения и установления режима законности.
Своеобразие правосознания в механизме правового регулирования заключается в том, что оно является:
- — нематериализованным элементом правового регулирования;
- — универсальным элементом — действует на всех этапах правового регулирования;
- — субъективным элементом.
- [1] Механизм правового регулирования позволяет:
- [2] собрать вместе все элементы юридической надстройки и факторы, на нее влияющие;
- [3] расставить их по своим местам в осуществлении правового регулирования;
- [4] раскрыть основные функции, которые выполняют юридические, психологические и другие факторы в процессе правового регулирования, т. е.в процессе выполнения правом своих функций;
- [5] понять процесс трансформации правовых принципов и норм в реальное поведение, возникновение законности и правопорядка или правовогонигилизма;