Характеристика акустической среды мегаполиса
Наибольшие уровни шума отмечаются на магистральных улицах городов. В Москве зона акустического дискомфорта распространяется на 30% площади города (55—65 дБ и выше). Более 60% городских территорий подвержено постоянному сверхнормативному шумовому воздействию. При круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов обычные уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБ (А… Читать ещё >
Характеристика акустической среды мегаполиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными источниками шумового воздействия на территории города являются: автотранспорт, железнодорожный транспорт и наземные линии метро, авиатранспорт, строительная техника, промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий (в том числе вентиляционные системы), шумы бытового происхождения на территориях внутри кварталов жилых домов.
Наибольшие уровни шума отмечаются на магистральных улицах городов. В Москве зона акустического дискомфорта распространяется на 30% площади города (55—65 дБ и выше). Более 60% городских территорий подвержено постоянному сверхнормативному шумовому воздействию.
Средняя интенсивность движения в настоящее время достигает 3000— 5000 транспортных единиц в час и более (в зависимости от времени суток), а максимальные уровни шума — 90—95 дБ А. Из данных табл. 1.4 очевидно, что транспортное шумовое загрязнение занимает в городе Москве наибольшую площадь.
Таблица 1.4
Характерные значения превышения допустимых уровней шума на жилой территории от различных источников в г. Москве.
Источник. | Превышения нормативов, обусловленные воздействием источника, дБ (А). | Площадь территории, подверженной сверх! юрмативному воздействию, км2 | Продолжительность воздействия. |
Автомобильный транспорт. | 15−25. | 545,5. | Постоянное. |
Железнодорожный транспорт. | 10−20. | 17,5 (в ЦАО). | То же. |
Авиационный транспорт. | 20−25. | 182,8. | При нарушении установленных маршрутов полетов. |
Промышленные предприятия. | За границами санитарно-защитной зоны (СЗЗ) превышений не наблюдается. | Локальное воздействие при нарушении требований к организации СЗЗ. | |
Строительные предприятия. | 20−30. | Локальное воздействие. | Время ведения строительных работ. |
Шумовые характеристики транспортных потоков и уличных шумов определяются факторами, каждый из которых изменяет уровень транспортного шума на 10—15 дБ:
- • назначение улицы;
- • интенсивность, скорость и характер (состав) транспортного потока;
- • процент грузового транспорта на магистралях;
- • продольный и поперечный профиль улиц;
- • высота и плотность застройки;
- • вид и состояние покрытия проезжей части;
- • наличие зеленых насаждений.
Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется и вглубь жилой застройки. Для ослабления шумового воздействия осуществляются следующие меры:
- • снижение скорости движения транспортных средств;
- • улучшение регулировки уличного потока;
- • запрещение движения для отдельных видов автомобилей по определенным трассам и в определенное время суток;
- • улучшение звукоизоляции зданий;
- • сооружение противошумовых экранов вдоль скоростных автотрасс;
- • совершенствование ходовой и моторной частей транспортных средств.
В жилых зонах, расположенных вдоль железнодорожных путей или близ сортировочных станций, также наблюдаются значительные уровни шума (табл. 1.5), который легко распространяется на открытой территории.
Таблица 1.5
Некоторые показатели уровней шума, связанные с движением железнодорожного транспорта
Показатель. | Уровни шума, дБ (А). |
Максимальный уровень звукового давления на расстоянии 7,5 м от движущегося электропоезда В том числе: | |
пассажирского. | |
товарного. | |
Шум движения электропоезда при скорости, км/ч: 33−35. | |
Уровень шума на границе и в глубине жилой застройки при расстоянии до источника ж/д шума, м: 50−100. | 60−70. |
100−200. | 52−62. |
200−300. | 50−60. |
Наиболее шумный вид городского транспорта — трамвай. Основными источниками шума, возникающего при движении трамвая, являются: удары вагонов при движении на стыках и неровностях рельсов (на 10 дБ выше, чем колеса автомобиля), работа двигателя, открывание дверей, подача звуковых сигналов. Для уменьшения акустической нагрузки при эксплуатации трамвая применяются следующие меры модернизации:
- • пневматическая подвеска кузова;
- • амортизация пола;
- • эластичные элементы в колесах;
- • балансировка роторов двигателей.
Кроме автомобильного и железнодорожного транспорта заметное влияние на шумовое загрязнение городов оказывает воздушный транспорт.
Строительство населенных пунктов в пределах радиуса в 30 км от геометрического центра гражданского аэродрома должно осуществляться только по согласованию с администрацией аэропорта и с учетом основных требований к строительству по экологии. В связи с расширением границ жилой застройки в непосредственной близости от домов часто оказываются расположенными аэропорты гражданской авиации. Воздушные трассы проходят над многочисленными населенными пунктами. С 2012 г. в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др.) появилась новая услуга населению — аэротакси. Вертолетные площадки располагаются в черте города и совершают до 30 вылетов в сутки, увеличивая шумовое загрязнение населенных пунктов.
Уровень шума зависит от следующих факторов:
- • направления взлетно-посадочных полос;
- • трасс пролетов самолетов и вертолетов;
- • интенсивности полетов в течение суток;
- • сезонов года;
- • типов самолетов и вертолетов, базирующихся на данном аэродроме, и т. д.
При круглосуточной интенсивной эксплуатации аэропортов обычные уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБ (А), в ночное — 78 дБ (А), максимальные уровни колеблются от 92 до 108 дБ (А).
Меры по снижению уровня шума в гражданской авиации:
- • сокращение эксплуатации «шумных» воздушных судов;
- • специальные приемы пилотирования при взлете и посадке;
- • более крутые траектории полета;
- • низкие режимы работы двигателей;
- • увеличение высоты входа в посадочную глиссаду (приводят к снижению шума на 10—15%);
- • рациональная организация воздушного движения (должны выбираться такие направления взлетно-посадочных полос и трасс, которые минуют населенные пункты);
- • запрет на опробование двигателей в ночное время;
- • рациональная планировка аэропортов и зонирования их окрестностей;
- • ограничение жилой застройки вблизи аэропортов.
Между жилой застройкой и границами аэропортов должны выделяться санитарно-защитные зоны согласно Указаниям по ограничению застройки окрестностей аэропортов из условий шума, создаваемого самолетами гражданской авиации. Размер СЗЗ зависит от допустимых уровней авиационного шума, класса аэропорта, интенсивности движения и типов самолетов.
В табл. 1.6 представлены зоны с различной степенью акустического благоустройства согласно СанПиН 2.2.½.1.1.1200—03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СП 51.13 330.2011 «Защита от шума» и СН 2.2.4/2.1.8.562—96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Таблица 1.6
Зоны акустического благоустройства в районе аэропорта
Акустическая зона. | Уровни авиационного шума, дБ (А). |
Зона, непригодная для застройки. | 75−90. |
Зона запрещения жилой застройки. | 65−75. |
Зона регулируемой застройки. | 55−65. |
Зона застройки без ограничений. | 45−55. |
Помимо транспорта источниками значительного шума в жилых кварталах городов являются промышленные предприятия, строящиеся объекты, детские площадки и др. Нарушение акустического режима отмечается в случаях, когда территория объекта — источника шума непосредственно примыкает к жилым массивам.