Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Брак и правовое регулирование его заключения. 
Прекращение брака

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представления о браке, его значении и последствиях обычно формируются уже в раннем возрасте, и на бытовом уровне вопрос о его сущности, как правило, затруднений не вызывает, но это кажущаяся простота, так как брак представляет собой одно из наиболее сложных правовых явлений, не поддающихся общепризнанному легальному определению. Так, несмотря на то что Конституционный Суд РФ прямо указал, что… Читать ещё >

Брак и правовое регулирование его заключения. Прекращение брака (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятийный и категориальный аппарат, применяемый при характеристике брака;
  • • порядок и условия заключения, прекращения и признания брака недействительным;

уметь

  • • использовать полученные знания при решении задач, связанных с расторжением брака в установленном законом порядке;
  • • грамотно ориентироваться в основаниях признания брака недействительным;

владеть навыками

  • • работы с нормативными материалами, определяющими условия заключения, прекращения и признания брака недействительным;
  • • разрешения проблем, возникающих в результате фактических брачных отношений, а также определения и классификации правовых последствий фактических брачных отношений и брака, заключенного в установленном законом порядке.

Понятие брака

Брак наряду с рождением детей является одним из наиболее важных событий в жизни человека, так как он создает надлежащие условия для рождения и воспитания детей и преобразует жизнь обоих супругов, наполняя ее новым смыслом и целым спектром чувств и отношений (физических, духовных, экономических, бытовых, коммуникативных и др.). Высокая социальноправовая, духовно-нравственная и экономическая ценность брака как для вступающих в него лиц и рождающихся у них детей, так и для государства и общества в целом, получила свое признание в важнейших международных актах. В настоящее время право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом международного права (ст. 16 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), подлежащим неукоснительному соблюдению.

Представления о браке, его значении и последствиях обычно формируются уже в раннем возрасте, и на бытовом уровне вопрос о его сущности, как правило, затруднений не вызывает, но это кажущаяся простота, так как брак представляет собой одно из наиболее сложных правовых явлений, не поддающихся общепризнанному легальному определению. Так, несмотря на то что Конституционный Суд РФ прямо указал, что определение понятия брака относится к прерогативе законодателя[1], в настоящее время ни в Конституции РФ, ни в СК РФ, ни в иных федеральных законах определения данного понятия не содержится. Такое отсутствие объясняется объективной невозможностью сформулировать дефиницию, отражающую все качественные характеристики этого уникального правового феномена, причем такая невозможность неоднократно подчеркивалась многими представителями как дореволюционного и советского, так и современного семейного права. Так, В. И. Сергеевич, определяя брак как союз мужчины и женщины с целью полового восполнения и единения всей жизни, отмечал, что «существо брака почти не поддается юридическому анализу»[2], а А. М. Белякова подчеркивала, что «юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права»[3].

Повышенная сложность данного правового понятия была осознана довольно рано, и уже в античные времена были разработаны концепции сущности брака, не потерявшие актуальности до настоящего времени. Так, в римском праве брак определялся как биологический, моногамный, длительный или пожизненный союз между мужчиной и женщиной, основанный на правовых предписаниях. Несмотря на то что по своей правовой сущности он представлял собой специфическую разновидность гражданско-правового договора, в одном из первых и наиболее известных определений брака, сформулированных в III в. н.э. римским юристом Модестином, явственно прослеживается его уникальный характер: «…брак — это союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом»[4]. С этим определением удивительно созвучно понятие брака, сформулированное в одном из первых памятников отечественного права — в Кормчей книге: «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытое во всей жизни, божественный и человсческия правды общение»[5]. За последовавшие столетия представления о браке неоднократно видоизменялись и трансформировались, отражая различные аспекты данного понятия.

Множество суждений, сформулированных по данному вопросу на протяжении развития гражданского и семейного нрава, сводится к четырем основным концепциям сущности брака: 1) как договора, в котором превалирует гражданско-правовой, имущественный аспект супружеских отношений; 2) как мистического, божественного таинства, наполненного религиозным смыслом и выраженного в известном постулате «браки свершаются на небесах»; 3) как «института особого рода» — «suigeneris», объединяющего в себе правовые и внеправовые элементы, и, наконец, 4) как биологического союза мужчины и женщины, общность всех сфер их совместной жизни.

Научная дискуссия

Названные концепции получили глубокое теоретическое осмысление в трудах выдающихся отечественных дореволюционных цивилистов. Так, А. И. Загоровский, признавая, что брак «в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании и прекращении далек от природы договора», утверждал, что «брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода (suigeneris)»[6]. В свою очередь Г. Ф. Шершеневич также полагал, что основанием возникновения брака является договор, но возникшее супружеское правоотношение договорным обязательством не становится, так как «брачное сожительство не имеет в виду определенных действий, но предполагает общение на всю жизнь; оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание»[7]. С приведенными определениями отчасти совпадает позиция К. II. Победоносцева, по мнению которого, в юридическом смысле брак представляет собой «соединение мужчины и женщины, освященное общественным сознанием», т. е. получившее юридический характер путем заключения супругами договора, порождающего договорное, обязательственное отношение, в котором и жена, и муж взаимно принимают на себя супружеские обязанности"[8].

В советский период представления о браке значительно видоизменились под давлением новых идеологических установок, новых взглядов на значение и роль супружеской жизни, многие атрибуты которой стали рассматриваться как присущие исключительно буржуазному обществу и неприемлемые в процессе создания нового, социалистического типа семейных отношений. В рамках новой идеологии концепции брака как договора, как института особого рода и, тем более, как мистического таинства, были признаны несостоятельными. Отмечая определенное сходство брака с гражданской сделкой как юридического акта, совершенного с намерением породить правовой результат, советские ученые полагали, что на этом сходство между ними заканчивается, так как брак основывается на чувстве любви, которое, по их мнению, в социалистическом обществе не может быть обусловлено «своекорыстными» интересами.

Брак стал рассматриваться как союз мужчины и женщины. Понимание брака как союза мужчины и женщины было воспроизведено и дополнено в Определении Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. № 851−0-0, в котором брак определяется как «биологический союз только одного мужчины и одной женщины».

Научная дискуссия

Наиболее полное определение понятия брака, ставшее классическим, сформулировал выдающийся советский ученый В. Л. Рясенцев: «Брак — это юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности»[9]. На этом определении базируются многие дефиниции, предлагаемые в современной науке. Так, по мнению А. М. Нечаевой, «брак — союз женщины и мужчины, по идее заключенный пожизненно с целью создания семьи. Таково предельно лаконичное определение брака, которое может быть расширено путем определения его разных особенностей. Понимание брака как союза означает, что заключается он на паритетных началах, причем только между лицами разного иола, что находит объяснение в законах человеческой природы»[10].

Весьма полным является определение Л. М. Пчелинцевой, в соответствии с которым брак — это «важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей и представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи»[11]. С этим определением практически совпадают определения, предлагаемые многими другими авторами. Например, О. А. Хазова рассматривает брак как «моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий С. 58.

между супругами взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности"[12]. От приведенных концепций значительно отличается определение брака, предложенное М. В. Антокольской, по мнению которой, «соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора, и в той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором». Автор нс ограничивается приведенным определением и дополняет его указанием на то, что вступающие в брак лица могут в зависимости от своих убеждений расценивать его по-разному: как клятву перед Богом, как моральное обязательство или как имущественную сделку, поэтому «те отношения, возникающие из брака, которые лежат за пределами права, можно охарактеризовать как союз, партнерство или статус»[13].

Приведенное суждение отражает сложную, уникальную природу брака как неразрывного единства правовых и внеправовых отношений, имущественных и личных прав и обязанностей, предусмотренных законом, а также чувств, эмоций и действий, не подлежащих правовому регулированию, причем соотношение таких элементов, характеризующих степень физической, духовной, коммуникативной, имущественной общности супругов, в каждом браке индивидуально и неповторимо.

Сложность характеристики правовой сущности брака значительно усугубляется тем, что данное понятие употребляется в трех различных значениях, каждое из которых наполнено собственным, особым содержанием.

  • 1. Как юридический факт брак представляет собой разновидность актов гражданского состояния (ст. 47 ГК РФ), подлежащих государственной регистрации в порядке, установленном Федеральном законом «Об актах гражданского состояния».

    Заключение

    брака влечет возникновение для супругов личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, предусмотренных нормами семейного права, но это не единственная трактовка брака в качестве юридического факта. Иногда брак рассматривают и как состояние, представляющее собой разновидность юридического факта наряду с действиями и событиями (подобно состояниям нетрудоспособности, беременности, нуждаемости, нахождения на иждивении).

  • 2. Как правоотношение брак представляет собой урегулированное нормами семейного права общественное отношение, в котором каждый из супругов обладает целым комплексом имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, предусмотренных в разд. Ill СК РФ. При этом помимо отношений, регулируемых семейным законодательством, в любом браке возникает множество самых различных отношений духовного, физического, бытового, а иногда и религиозного характера. Содержание этих отношений определяется супругами самостоятельно, в зависимости от связывающих их чувств и их личностных особенностей, и все они остаются за пределами правового регулирования.
  • 3. И наконец, как институт семейного права брак представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок заключения, расторжения брака и признания брака недействительным, а также определяющих объем, содержание, порядок и условия осуществления, охраны и защиты личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов.

Некоторые авторы при характеристике брака предлагают учитывать еще одно значение данного понятия — это статус, приобретаемый заключившими его лицами. Действительно, заключая брак, мужчина и женщина стремятся приобрести общественный и правовой статус супругов, статус состояния в браке, который, в свою очередь, влечет приобретение ими установленных законом прав и обязанностей супругов[14].

Однако вне зависимости от того, в каком значении употребляется данный термин, характеристика брака определяется рядом специфических признаков: это союз мужчины и женщины; союз добровольный и равноправный; союз не временный, а в принципе пожизненный; союз, направленный на создание семьи и рождение детей; союз, заключенный, но определенным, установленным государством правилам; союз, порождающий супружеские права и обязанности. Впрочем, некоторые из перечисленных признаков присущи далеко не каждому браку: во-первых, в условиях устойчивой тенденции возрастания количества расторжения браков «пожизненными» или хотя бы длительными является относительно небольшая часть заключаемых браков; во-вторых, возрастает количество бездетных супружеских пар, либо сознательно отказавшихся от рождения ребенка, либо лишенных такой возможности по различным причинам, которые живут в браке, несмотря на отсутствие детей; в-третьих, супруги могут и не заниматься воспитанием детей, что также не прекращает брачных отношений.

Более того, в условиях мировой интеграции утратил абсолютный характер даже такой фундаментальный признак брака, как разнополость супругов, так как в целом ряде государств (Англии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Испании, Канаде, ЮАР, Норвегии, Швеции, Португалии, Исландии и Аргентине, а также в некоторых штатах США) однополые браки официально признаны и подлежат государственной регистрации. Несмотря на резко негативное отношение к данному явлению, проявляющееся и на государственном, и на общественном уровне, однополые браки подлежат признанию и в России, так как в соответствии с п. 2 ст. 158 СК РФ браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами территории РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации.

Своеобразное представление о признаках брака было сформулировано в проекте Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года экспертами Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы, в котором брак понимается «исключительно как союз мужчины и женщины, заключаемый супругами с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания трех и более детей, основанный на уважении к родителям и авторитете родительской власти». Данное определение носит не столько правовой, сколько социально-декларативный характер, поскольку содержит указание на признаки, которые не могут рассматриваться в качестве сущностных характеристик брака. Регистрация брака в соответствии с действующим законодательством не обусловлена намерением сторон реализации такой труднодостижимой и ответственной цели, как «рождение и совместное воспитание грех и более детей». Неправовой характер носит и такой специфический признак, как «авторитет родительской власти», который также не может быть обеспечен императивными нормативными указаниями.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что важнейшим формальным признаком брака, отличающим его от других юридических фактов в семейном и гражданском праве, является факт государственной регистрации, так как в соответствии с п. 2 ст. 1 СК РФ в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах ЗАГС. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака (п. 2 ст. 10 СК РФ). С этого момента все вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства, и на супругов возлагается обязанность «строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи» (п. 2 ст. 31 СК РФ). Этим брак отличается прежде всего от фактических брачных отношений, не порождающих тех последствий, которые предусмотрены семейным и гражданским законодательством в отношении супругов, чей брак зарегистрирован в установленном законом порядке.

  • [1] Определение Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. № 26−0"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Иониной ВерыПетровны".
  • [2] См.: Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русскогоправа. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1910.
  • [3] Белякова А. М. Вопросы советского семейного права в судебной практике.М., 1989. С. 87.
  • [4] Пухан И. у Поленак-Акимовская М. Римское право (базовый учебник) / пер. с макед. В. А. Томсинова и Ю. В. Филиппо; под ред. В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 1999. С. 103.
  • [5] Титов /О. Я Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2003. С. 10.
  • [6] Загоровский А. И. Курс семейного права. Одесса, 1902. С. 5—6.
  • [7] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1912. Вып. 3. Т. 1. С. 160.
  • [8] Победоносцев К. Я. Курс гражданского права: в 3 т. СПб.: Синодальнаятипография, 1896.
  • [9] Советское семейное право / под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982. С. 64.
  • [10] Нечаева А. М. Семейное право: курс лекций. М.: Юристъ, 1998. С. 92.
  • [11] Пчелшщева Л, М. Семейное право России. 5-е изд., перераб. М.: Норма, 2008.
  • [12] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / отв. ред.И. М. Кузнецова. М., 1997. С. 33. *
  • [13] Антокольская М. В. Семейное право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. :Норма, Инфра-М, 2010. С. 126.
  • [14] Антокольская М. В. Указ. соч. С. 125.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой