Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное партнерство в сфере труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ТК РФ была введена ст. 35.1 «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда», установившая обязанность органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или… Читать ещё >

Социальное партнерство в сфере труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материалов главы б обучающийся должен:

знать

  • • понятие и основные принципы социального партнерства;
  • • перечень сторон социального партнерства и их особенности;
  • • формы социального партнерства;
  • • правила ведения коллективных переговоров;
  • • понятие коллективного договора и его содержание;
  • • понятие и виды соглашений, порядок их разработки и заключения;

уметь

• решать правовые коллизии при выявлении противоречий между положениями нормативных правовых актов и статьями коллективного договора, соглашения;

владеть

  • • навыками составления проектов коллективных договоров и соглашений;
  • • способностью применять положения коллективных договоров и соглашений для решения конкретных практических задач в сфере трудового права.

Понятие и основные принципы социального партнерства. Его стороны и система. Общая характеристика форм социального партнерства.

Социальное партнерство — это новый институт российского трудового права, появившийся в ТК РФ с момента его принятия в 2002 г. Ему отведена целая часть — часть вторая Кодекса, содержащая раздел II «Социальное партнерство в сфере труда». Данный раздел состоит из семи глав, с третьей по девятую, ст. 23−55.

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

До введения в ТК РФ легального определения данного понятия специалисты трактовали его по-разному. Так, А. Силин определял социальное партнерство как «систему регулирования трудовых отношений»[1]; Г. Ю. Семигин — как «способ регулирования… социально-трудовых отношений»[2]; И. Я. Киселев отмечал, что социальное сотрудничество — это взаимодействие партнеров в ходе создания и применения трудовых норм, как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров[3]. В. Л. Михеев, использующий междисциплинарный подход, рассматривал социальное партнерство как цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления[4]. По мнению А. Ф. Нуртдиновой, социальное партнерство является сложным социологическим феноменом. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой — идеологию такого сотрудничества[5].

Ряд авторов указывает на «условность» данного понятия, поскольку «истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей наличествует и общность интересов: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой — необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя)"[6].

Несомненно, что социальное партнерство — это сложное социальное, правовое, скорее всего, философское и мировоззренческое явление. Более того, оно является новым для российской истории, поскольку в дореволюционный период оно еще просто не успело сформироваться, а в советский период — не существовало в связи с его ненужностью для этого государственного строя. И мы только начинаем привыкать к нему: постепенно и медленно; стороны трудовых отношений применяют принципы социального партнерства к общественным отношениям, складывающимся между ними.

Основные принципы социального партнерства изложены в ст. 24 ТК РФ. Их 12:

  • — равноправие сторон;
  • — уважение и учет интересов сторон;
  • — заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • — содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • — соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • — полномочность представителей сторон;
  • — свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • — добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • — реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • — обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • — контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • — ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Рассмотрим наиболее важные из данных принципов подробнее.

Равноправие сторон является первым из них. Это связано с тем, что только стороны переговоров, обладающие равными правами и одинаковым юридическим инструментарием, способны обеспечить реальное согласование взаимоприемлемых условий сотрудничества. Обеим сторонам трудового договора и социального партнерства ТК РФ гарантирует равные права по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и иных органов социального партнерства.

В трудовом праве в целом и в рассматриваемом институте в частности реализация, законодательное воплощение данного принципа имеет свою специфику, которая выражается в том, что законодатель предусмотрел для работников и их представителей дополнительные гарантии и возможности. То есть обеспечение равенства прав достигается в трудовом праве путем их «выравнивания» с помощью либо предоставления бо? льших прав работникам, либо возложения бо? льших обязанностей на работодателей.

В рассматриваемой области установлены, в частности, обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ), запрещение уклоняться от ведения коллективных переговоров, обязанность предоставлять необходимую информацию, дополнительные гарантии для работников, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39 ТК РФ).

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе в качестве принципа социального партнерства является необходимым условием его развития, поскольку, как указывалось выше, достижение взаимоустраивающих договоренностей между сторонами, имеющими подчас противоположные интересы, весьма сложный процесс. Государственные органы в связи с этим призваны помогать сторонам начать такой диалог, выступить в нем в роли посредников и своего рода медиаторов. В некоторых случаях государство устанавливает ответственность за нарушения, допущенные сторонами в сфере социального партнерства. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в качестве третьей, равноправной стороны при заключении соглашений, являющихся, наряду с законодательными актами, важными регуляторами социально-трудовых отношений.

Следующий принцип — принцип законности — является традиционным и входит в перечень принципов практически любого правового института. Его содержание в рамках социального партнерства заключается в том, что стороны обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов при реализации всех форм социального партнерства.

Достаточно нетипичным в этом ряду выглядит принцип полномочности представителей сторон. Несомненно, что необходимые полномочия у лиц, принимающих те или иные решения или акты, должны иметься, однако в качестве принципа данное обстоятельство, как правило, не выделяется. В институте же социального партнерства данный вопрос имеет принципиальное значение в связи с возможной множественностью представителей сторон, особенно в части представителей работников. Трудовой кодекс РФ подробно регламентирует виды представителей сторон, порядок их избрания и наделения полномочиями (гл. 4).

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, в общем виде закрепляющий возможность наступления санкций за невыполнение коллективного договора или соглашения, конкретизирован в законодательстве весьма специфически. За данные действия (бездействие) установлена административная ответственность, однако в диспозициях ст. 5.28−5.34 КоАП РФ в качестве субъектов ответственности предусмотрены только работодатели и лица, их представляющие.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Подробнее о представителях сторон см. параграф 6.2.

Специфической стороной являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Несмотря на то, что в ТК РФ не конкретизирована ветвь власти, уполномоченная быть представителем государства или муниципального образования, на практике таковыми выступают органы исполнительной власти. Они участвуют в социальном партнерстве в двух качествах: 1) как работодатели; 2) как третья сторона.

Если органы государственной власти и органы местного самоуправления являются в социальном партнерстве работодателями, то на них в полной мере распространяются все права, обязанности и ответственность представителей работодателей, установленные гл. 4. Если же им отводится роль третьей стороны социального партнерства, то здесь статус данных органов особый, не похожий на статус иных сторон. Часто эту роль называют «второстепенной», отводя органам государственной власти и местного самоуправления место «содействующей» стороны в поиске взаимоприемлемых решений, представляющей и защищающей интересы общества в целом. Между тем в современных условиях без вмешательства (участия) государства взаимодействие социальных партнеров трудно назвать партнерством, пока именно государственные органы обеспечивают начало и продвижение переговорного процесса между работодателями и работниками.

Тем не менее органы государственной власти и местного самоуправления принимают участие далеко не во всех формах социального партнерства, установленных ст. 27 ТК РФ. Так, их «сфера присутствия» — это участие в коллективных переговорах по подготовке проектов соглашений и заключению соглашений, а также проведение взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В настоящее время участие государства наиболее заметно на федеральном, региональном и отраслевом (межотраслевом) уровнях. Для регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов в сфере трудового права на федеральном уровне создана РТК[7], в состав которой входит координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначаемый им же. К полномочиям РТК относится в том числе заключение Генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Практически во всех субъектах Федерации приняты региональные законы, учредившие трехсторонние комиссии на уровне соответствующего субъекта. Например, на территории Нижегородской области Нижегородская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений образована Законом Нижегородской области от 27.04.1999 № 40−3 «О социальном партнерстве» .

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ТК РФ была введена ст. 35.1 «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда», установившая обязанность органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере труда, а также обязательность направления проектов таких актов на рассмотрение в соответствующие комиссии и обязательность рассмотрения принятых ими решений.

Указанным Законом также была отредактирована ст. 48 ТК РФ в части придания практически обязательной силы для работодателей заключенным на федеральном уровне отраслевым соглашениям. В результате чего на данный момент заключено и действует более полусотни таких соглашений в самых различных отраслях народного хозяйства, начиная от организаций текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности и заканчивая организациями, учреждениями, подразделениями и органами внутренних дел РФ.

Система социального партнерства представляет собой совокупность различных уровней социального партнерства, на которых возможны различные виды взаимодействия партнеров. Структура уровней состоит из двух обособленных ветвей (рис. 6.1).

Система социального партнерства.

Рис. 6.1. Система социального партнерства.

На каждом из данных уровней социального партнерства оно возможно в различных формах и форматах. Исключение составляют только некоторые их них, в частности на федеральном уровне возможен только трехсторонний диалог, а на локальном, напротив, — только двусторонний.

Формы социального партнерства перечислены в ст. 27 ТК РФ, это те правовые и фактические виды взаимодействия сторон, в которых возможно согласование их интересов. Несмотря на то что в данной статье дан их исчерпывающий перечень и формулировка статьи не позволяет считать его открытым, с учетом принципов социального партнерства можно предположить, что возможны и иные способы и варианты партнерства. Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы[8].

Основной правовой формой социального партнерства является ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений. Ее значимость связана с тем, что именно по результатам коллективных переговоров принимаются обязательные для исполнения документы: коллективные договоры и соглашения. Проведение таких переговоров возможно на всех уровнях социального партнерства и с участием всех его сторон. Их итогом является подписание коллективного договора или соглашения — правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения у конкретного работодателя либо в пределах территории или отрасли соответственно. Подписанные сторонами коллективные договоры, соглашения содержат трудоправовые нормы и являются источниками права, однако их положения не могут противоречить нормативным правовым актам.

Взаимные консультации (переговоры) по различным вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений также достаточно подробно прописаны в действующем законодательстве. Как уже указывалось выше, с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ поле этих переговоров было расширено. Кроме того, консультации проводятся и на уровне конкретного работодателя, например, при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ) или расторжении трудового договора по ряду оснований по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Здесь следует отметить, что учет мнения представительного органа работника в случаях, предусмотренных ст. 372 и 373, отнесен ст. 53 ТК РФ к участию работников в управлении организацией, а это следующая форма социального партнерства. Очевидна непоследовательность и противоречивость норм ТК РФ в данном вопросе. Тем не менее сама суть данных процедур от этого не страдает.

  • [1] Силин А. «Прокукарекали», а где дела? // Профсоюзы и экономика. 1997. № 5. С. 43.
  • [2] Семигин Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996. С. 12.
  • [3] Киселев И. Я. Международно-правовое регулирование труда (международные стандарты труда): учеб. пособие. М.: Академия труда и социальных отношений, 1995. С. 76.
  • [4] Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика: учебник для вузов. М.: Экзамен, 2001. С. 7.
  • [5] Трудовое право России: учебник / отв. ред. Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. С. 85.
  • [6] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов.
  • [7] Правовое регулирование деятельности Комиссии осуществляется Федеральным законом от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» .
  • [8] См., например: Трудовое право России: учебник / отв. ред. Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. С. 102; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой