Список литературы.
Психология семьи
A. Она была настолько поглощена заботами о предстоящей выставке, что не заметила, что месячные не наступили, что утром ее слегка подташнивало, и она стала уставать к вечеру. Когда, наконец, к концу третьего месяца она поняла, что беременна, у нее не хватило времени записаться на прием к врачу и решить проблему аборта. Она осознала, что поставлена лицом к лицу с обстоятельством, которое никогда… Читать ещё >
Список литературы. Психология семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Берк, Т. Запрещенные слезы: О чем не рассказывают женщины после аборта / Т. Берк, Д. Ричардсон. — СПб.: Каламос, 2010.
- 2. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. — М.: Гардарики, 2003.
- 3. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. — М.: Академический Проект, 2006.
- 4. Бриги, К. X. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике / К. X. Бриш. — М.: Когито-Центр, 2012.
- 5. Добряков, И. В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. — СПб.: Питер, 2015.
Контрольные вопросы и задания
1. Терминологический тест. Раскройте содержание следующих понятий:
№. | Понятие. | №. | Понятие. |
Внутренняя рабочая модель. | Перинатальная психология. | ||
Достаточно хорошая мать. | Перинатальные матрицы. | ||
Травма рождения. | Постабортный синдром. | ||
Аутичная абсорбция. | Привязанность. | ||
Веитро-вентральиый контакт. | Протодиалог. | ||
Гестационная доминанта. | Репродуктивное поведение. | ||
Дсзингибированнос расстройство привязанности. | Репродуктивные мотивы. | ||
Зеркаливание. | Респонсивпость матери. | ||
Избегающая привязанность. | Репродуктивные установки. |
№. | Понятие. | №. | Понятие. |
Ингибированное расстройство привязанности. | Симбиоз. | ||
Контейнирование. | Симбиотическая привязанность. | ||
Контрацепция. | Тип гестационной доминанты. | ||
Материнская постнатальная депрессия. | Тревожно-амбивалентная привязанность. | ||
Надежная привязанность. | Холдинг. | ||
Нарушение туалетного поведения. | Эксперимент «Незнакомая ситуация». | ||
Объектные отношения. | Экстракорпоральное оплодотворение. |
2. В таблице представлена динамика показателей репродуктивного родительства по трем временным периодам1. Дайте интерпретацию представленным статистическим данным по каждому из семи показателей.
Показатели (в годах). |
|
| |
Длительность репродуктивного периода. | 18,8. | 7,2. | 2,5. |
Средний возраст женщины при вступлении в брак. | 24,0. | 22,9. | 22,5. |
Период от вступления в брак до рождения первого ребенка. | 1,9. | 1,3. | 1,1. |
Средний возраст женщины при рождении первого ребенка. | 25,9. | 24,2. | 23,6. |
Период между рождениями детей. | 5,5. | 4,2. | 2,6. |
Средний возраст матери при рождении последнего ребенка. | 44,7. | 31,4. | 26,1. |
Продолжительность репродуктивного периода. | 20,7. | 6,7. | 3,6. |
- 3. Какую гипотезу о перинатальном опыте данного человека можно сформулировать? «Ему были доступны опыты полной релаксации, удовлетворенности, спокойствия духа и переживание блаженства от симбиотического единства. В воображении ему приходили картины природы, полные покоя и изобилия, видения царствия небесного или рая».
- 4. Какой тип привязанности демонстрирует ребенок:
a. Исследует окружающее пространство, мало обращаясь к матери. Минимально расстроен разлукой. Избегает или игнорирует мать при воссоединении. Не воспринимает мать как основу безопасности.
b. Ни на минуту не может отпустить от себя мать, сильно плачет и находится в состоянии дезорганизации, потому что существует угроза, что мать уйдет.
c. Ребенок очень расстроен уходом матери, плачет и зовет ее, но затем успокаивается, может чувствовать себя в безопасности в ее отсутствие. При ее возвращении с радостью бросается к ней, находит утешение в телесном контакте. Успокоившись, продолжает изучать окружающее пространство.[1]
d. Ребенок реагирует гневом на уход матери. Когда она возвращается, он сердится и плачет, хочет утешиться, приближаясь к матери, по не доверяет ей и не может вступить в контакт, демонстрирует амбивалентное поведение.
e. Ребенок демонстрирует внутренне несогласованное поведение: проявляет страх и замешательство при разлуке с матерью, при возвращении матери останавливается на полпути, закрывает лицо руками, демонстрирует поведение «приближенияудаления», не может достичь состояния безопасности.
- 5. Какое явление описано? «Когда мать решила постирать его плюшевую собачку в стиральной машине, малыш сопротивлялся этому изо всех сил, он закатил истерику, отказался ужинать и не смог уснуть вечером, несмотря на то, что она почитала его любимые книжки и долго просидела с ним».
- 6. Какие типы гестационной доминанты описаны в приведенных фрагментах текста?
a. Она была настолько поглощена заботами о предстоящей выставке, что не заметила, что месячные не наступили, что утром ее слегка подташнивало, и она стала уставать к вечеру. Когда, наконец, к концу третьего месяца она поняла, что беременна, у нее не хватило времени записаться на прием к врачу и решить проблему аборта. Она осознала, что поставлена лицом к лицу с обстоятельством, которое никогда не планировала и к которому не готова. К счастью, ее мать давно хотела стать бабушкой и она полагала, что проблема легко решится передачей ребенка бабушке.
b. Она начиталась информации о родах на сайтах, где были представлены красочные картинки процесса в свойственной медицинскому языку грубой фактологичности того, что и как происходит. Несмотря на то что все вокруг говорили, что с родами можно справиться, хотя это испытание не из легких, она впадала в состояние неконтролируемой тревоги. В глубине души она иногда думала, что этот ребенок хочет забрать ее жизнь, и она относилась к нему с недоверием и подозрительностью.
c. Она воспринимала свою беременность как ресурс, с помощью которого можно добиться многого. Например, поправить отношения с мужем, получить дополнительное внимание родных, поблажки на работе и, конечно, подарки, которые она очень любила.
- 7. Дайте объяснение психологическому значению описанной терапевтической работы: В игровой семейной терапии для пар, усыновивших ребенка, используется упражнение «принц/принцесса подводного царства»: ребенку и родителям предлагается в метафорической форме пережить внутриутробное развитие ребенка и его рождение, в котором родители вызволяют его из подводного царства. Выполнение упражнения проходит на эмоциональном подъеме и сопровождается отреагированием, у ребенка снижается уровень тревоги, снижается частота агрессивного поведения[2].
- 8. Сформулируйте общее понятие: протест, отчаяние, отчуждение.