Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Имена и разные сущности Бога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иоанн Дамаскин учил, что поскольку Бог является предельной причиной всех разнообразных форм существования, то Его можно называть разными именами. Катафатическое богословие оперирует множеством личностных характеристик Бога (святость, милосердие, праведность, справедливость и др.). Мусульмане, например, насчитывают 99 атрибутов Бога, а сотый атрибут трактуют как предельно секретное… Читать ещё >

Имена и разные сущности Бога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иоанн Дамаскин учил, что поскольку Бог является предельной причиной всех разнообразных форм существования, то Его можно называть разными именами. Катафатическое богословие оперирует множеством личностных характеристик Бога (святость, милосердие, праведность, справедливость и др.). Мусульмане, например, насчитывают 99 атрибутов Бога, а сотый атрибут трактуют как предельно секретное и непроизносимое имя. Иудаизм представляет Бога недоступным, отдаленным от людей, ревнующим и требующим жертвы. Если Танах изобилует эпитетами Бога, то в Талмуде их мало, поскольку в нем Иегова предстает предельно всеобъемлющим и абстрактным. Напротив, в христианстве Бог предстает Отцом для всех тех, кто в Него уверовал.

Евреи начинают говорить о Боге в связи с конкретным историческим событием — приблизительно за 1900 лет до н. э. «Когда говорят о евреях как „Богоизбранном“ народе, это воспринимается как предпочтение, оказанное Творцом одному из многих земных племен… — замечает А. В. Кураев. — Но, если верить Библии, это не так. Израиль — не „Богоизбранный народ“. Бог не выбирает Израиль. Бог создает его. Не с прежде существовавшим народом заключается Завет, но для Завета создается новый народ. Израиль создан Заветом, а не избран в Завет»[1]. В стране халдеев Бог открывает Себя Аврааму, беседует с ним, призывает Авраама оставить свою страну и переселиться в Ханаан. Для потомков семьи Авраама Иегова не есть абстрактное понятие или безличная сила, но есть «Бог наших отцов», «Бог Авраама, Исаака и Иакова», есть одна конкретная личность, с которой праотцы могли непосредственно общаться. Он имеет титул «Бога богов» (по евр. Эль Элогим или Иегова Элохим, т. е. «громовержец над богами»).

Французский философ П. Бейль (1647—1706) как-то заметил: почти все люди согласны с общим утверждением, что «Бог есть»; однако начните расширять перечень утверждений о Боге, и вы увидите, как начнет разрастаться несогласие. Христианская церковь верит, что Бог открывает Себя в истории не как простая единичность, но как Троица, а именно как соборное единство Отца, Сына и Святого Духа. Согласно христианской Библии, Бог Отец открылся Аврааму возле дубравы Мамре в виде трех явившихся к нему мужей. В Новом Завете Иисус Христос отличает Себя и от Отца, и от третьего лица — Святого Духа. Высказывания о Троице в тексте Писания имеют опытно-описательный характер, но вовсе не статус умозаключений. Многие философы-эллины, принявшие христианство, не могли примириться с идеей Троицы, полагая ее нелепой. Как можно мыслить одновременно бытие трех не ущемляющих друг друга абсолютов, как совместить мысль об Абсолюте с мыслью о множественности абсолютов?

Стремясь найти способ устранить сопряженные с образом Троицы противоречия, римлянин Савеллий (начало III в.) предложил считать, что Три Божественные Лица — это всего лишь три различные «роли» Единого Бога: в эпоху Ветхого Завета Бог открывает Себя и действует как Отец, в Новом Завете — как Сын, а в жизни церкви — как Святой Дух. В начале IV в. александрийский священник Арий пришел к выводу, что в Божественных Лицах надо видеть не только различные ипостаси, по и различные сущности: Бог Сын представляет собой «тварную» сущность, созданную Богом Отцом. Савеллианство, арианство и многие им подобные квазифилософские истолкования Троицы церковью были отвергнуты.

В монотеизме Бог — искупитель. Согласно «юридической» теории Ансельма Кентерберийского, Бог являет милосердие, утверждает правду, наказывает человека за каждый грех. Безгрешный Христос своим крестным подвигом удовлетворил правду Божью и открыл путь для милосердия Божия. Теория Ансельма об искуплении грехов принята католицизмом. «Юридической» теории противостоит нравственная теория православия: Христос, второй Адам, подвигом самоотвержения усовершенствовал в Себе человеческую природу, обогатил людей своей благодатью и предложил всем желающим прийти к Нему.

Под вездесущностью бесконечного Бога понимают присутствие Бога во всех вещах. Фома Аквинский говорил, что любая вещь доступна взору Бога и подвластна Ему. Многие мистики считают, что именно из-за вездесущности Бога все твари обретают свою сущность, в противном случае их существование было бы иллюзорным.

Декарт предлагал закрепить имя «бесконечность» только за Богом, а в отношении сотворенных вещей и физических законов применять термин «беспредельное». В идее Божественной бесконечности Декарт парадоксально мыслил способность Бога пребывать — своими силами и энергиями — во всякой твари, всецело быть в определенном человеке, но в то же время принципиально оставаться по ту сторону сотворенного мира.

В конце XIX в. математик Г. Кантор выделил в «актуально-бесконечном» консистентные и неконсистентные бесконечности. В консистентном бесконечном (трансфинитуме, внеконечном) множестве все его элементы совместно сосуществуют; их можно логически-непротиворечиво объединить в одну вещь. Напротив, в неконсистентном (инфинитуме, бесконечном) множестве «совместное присутствие» всех его элементов ведет к противоречию;

инфинитум невозможно рассмотреть как готовую вещь, охватить формально-логическим умом, подвергнуть математическому анализу. Полнота Бытия (Бог) отнесена Кантором к типу неконсистентного абсолютного бесконечного. Мыслить такую бесконечность можно только антиномическим способом. Инфинитуму и трансфинитуму противопоставляют «индефинитум», т. е. неопределенную («дурную», по словам Гегеля) бесконечность, потенциальное бесконечное[2].

  • [1] Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции. Т. 1. С. 335.
  • [2] См.: Сигети Й. Г. Гегель и Г. Кантор // Вопр. философии. 1975. № 9.С. 146—157.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой