Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Условие и основные этапы развития личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из необходимости проведения диагностирования психологического возраста личности сотрудников правоохранительной системы, нами в этих целях была использована методика самооценки реализованности (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, 1984). Данный способ диагностики является простым и достаточно надежным средством. В исследовании приняли участие 60 человек (по 20 чел. в каждой возрастной группе… Читать ещё >

Условие и основные этапы развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие личности необходимо связано с ее самоопределением, с типом и способами разрешения противоречий в оперативной деятельности, собственной жизни, окружающими людьми. Исходным уровнем организации жизни и качества личности является вначале ее «растворенность» в оперативной деятельности, затем выделение и самоопределение по отношению к событиям и, в итоге, собственная линия в жизни, имеющая внутреннюю логику, хотя необязательно ведущая к внешнему успеху или удовлетворению социальных ожиданий. Следовательно, в развитии личности сотрудника правоохранительной системы оперативная деятельность играет важную роль. Сходные с этим положением мысли высказывал И. Кон, который не рассматривал развитие личности только в рамках процесса усвоения и потребления. Именно смещение потребностей человека на созидание, которое не знает границ, дает возможность личности развиваться [164, с. 226]. Данное замечание является для исследования принципиально важным, поскольку оперативная деятельность оказывает, видимо, на личность развивающее влияние. Новый концептуальный подход к оперативной деятельности позволяет представить ее не как осуществление органами правоохранительной системы деятельности в пределах своей компетенции, гласно и негласно, с использованием специальных сил, средств и методов, путем проведения специальных мероприятий, а как процесс становления и развития обобщенных возможностей личностного потенциала. На основе данной концепции возможно конструктивное проектирование развития личности сотрудников правоохранительной системы.

Позицию личности в оперативной деятельности, протекающей в особых условиях, было бы неверно представлять в виде абстрактной точки в сложной системе связей между людьми. Скорее всего, это многомерное пространство, измерение которого соответствует специфике определенных видов отношений. Способы включения личности и степень ее участия различны, что подтверждает тезис об отраженности «пространства отношений» в «субъективном мире» личности и ее психологических свойств как едином целом. Для психологического анализа личности важно попытаться выявить систему психологических свойств личности, развиваемых в процессе оперативной деятельности. Очевидно, что деятельность любого человека определяется непосредственным его окружением, степенью его активности и требованиями общества. По этой причине в психологии сложилось понимание о деятельности как об «активном взаимодействии с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий, таким образом, свои потребности» [172, с. 91]. Рядом исследователей (А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, А. В. Петровский и др.) выделены отличительные психологические черты специального типа человеческой активности:

  • — содержание деятельности порождается потребностью как источником активности, но управляется сознаваемой целью как регулятором активности;
  • — психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими способы достижения поставленной цели;
  • — деятельность должна обладать способностью, управлять поведением, стимулировать и поддерживать активность ее субъекта так, чтобы реализовать эти целенаправленные действия [225, с. 98—100].

Видимо, «смещение потребностей человека на созидание» (по И. Кону) является тем нюансом, который обычную активность в деятельности «переводит» в сферу развития личности, что следует учитывать.

Известно, что деятельность представляет собой внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Следовательно, для того, чтобы можно было в принципе говорить о деятельности, необходимо выявить в активности ее субъекта наличие сознаваемой цели. Вместе с тем, любая деятельность, осуществляемая субъектом, наряду с целью включает в себя средства, процесс преобразования и ее результат. При этом цель деятельности формируется у субъекта как образ предвидимого результата. Целевой и преобразующий характер деятельности позволяет личности, при наличии должной мотивации, выйти за рамки практически любой ситуации и вписаться в общий контекст профессионального бытия, найти средство, выводящее за пределы возможностей данной детерминации, что и обусловливает ее развитие. Целевое исполнение формирует специфический контекст, в которых субъект функционирует.

Обращение к Указу Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Положению о безопасности, регламентирующим деятельность федеральных органов, включенных в правоохранительную систему, позволяет осуществить необходимый анализ.

Проведение такого исследования становится возможным в процессе проработки ряда наиболее важных функций службы безопасности. Специфика деятельности предписывает ее сотрудникам организацию и неукоснительное исполнение федеральных законов и других нормативных правовых актов государственной власти. В этой связи просматривается особенность принадлежности такого субъекта к различным иерархическим уровням системы управления. Все сотрудники пребывают в подсистеме исполнения законодательства, неисполнение которого может привести к тяжким последствиям. Организация и осуществление оперативной деятельности, дознания и предварительного следствия обусловливают строгую регламентированность деятельности и ответственность сотрудника за безопасность государства. Борьба с терроризмом, организованной преступностью, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя, и ряд других функций указывают на необходимость выделения иных особых условий. Именно они, как показывает предыдущий анализ, порождают психические (трудные) состояния, которые проявляются у сотрудников правоохранительной системы в различной степени переживания.

Проведенный ранее системно-функциональный анализ оперативной деятельности позволил выявить ряд наиболее важных качеств в структуре личности сотрудников правоохранительной системы, от развитости которых зависит ее эффективность. Напомним, что к их числу следует отнести: когнитивные, коммуникативные и саморегулятивные качества личности сотрудника.

Взаимодействие оперативной деятельности и индивидуальной структуры личности приводит к серьезным в ней изменениям. По мнению ряда исследователей (К. А. Абульханова-Славская, 1991; Б. Г. Ананьев, 1968; О. С. Анисимов, 1994; А. Г. Асмолов, 1969; Б. А. Вяткин, 1992; Л. П. Гримак, 1991 и др.) окружающий человека мир вообще и мир профессии, в частности, выступает в качестве регулятора построения субъективного образа мира формы пристрастной структуризации отношения. Вероятность влияния профессии на личность позволяет исследовать факт существования такой связи, что в положительном случае может говорить о единстве деятельностных, личностных, смысловых проявлений человека, о целостности его психической жизни. Любая профессия, а особенно оперативного сотрудника является строго статистическим образованием, а существенно зависит от жизнедеятельности общества и государства, а также системных свойств профессии.

Наиболее привычным способом выхода особенностей отражения за пределы реальных ситуаций оперативной деятельности является перенос профессиональных стереотипов обращения с объектами труда, а объекты, не являющиеся таковыми. Опрос 403 сотрудников правоохранительной системы, осуществляющих оперативную деятельность (при генеральной совокупности в 100 000 человек фактическая ошибка составляет менее 5%), убеждает в том, что в большинстве случаев допускается перенос профессиональных клише, отношений и позиций. В частности, по результатам опроса до 65% сотрудников нередко остаются в профессиональной позиции и по отношении к близким и родственникам. Во многих случаях они с трудом удерживают себя от желания отметить подозрительные признаки, переносят повышенное недоверие и элементы формализма к людям во внеслужебных ситуациях. Опытные сотрудники, реализуя свою установку «выискать» лиц, представляющих оперативный интерес, автоматически ставят адекватный «диагноз» в любой обстановке. По этой причине есть основание утверждать, что характерной особенностью человеческого восприятия действительно является склонность видеть профессиональное в не профессиональном.

В то же время взаимодействие профессии и индивидуальной структуры отражения личности является более глубоким. Субъективная модель мира профессионала формируется в процессе деятельности, то есть проходит тот же путь формирования и испытывает влияние тех же формирующих факторов, что и система смыслов, понимаемых как следы прошлых лет деятельности. Смысловая система человека, его субъективная семантика становится пронизанной профессиональной деятельностью. Важным в этой связи моментом субъективной семантики является выбор человеком смыслового контекста. Оказалось, что преимущественный выбор психологических характеристик достаточно устойчиво характеризует личность и непосредственно связан с профессиональной направленностью. В этой связи было проведено экспериментальное изучение совокупности преимущественного выбора характеристик личности сотрудников правоохранительной системы в контексте их развития. Обработка данных результатов выбора предложенного перечня свойств развивающейся личности по «критерию развития» позволила выделить три их группы. Первая группа качеств, непосредственно определяющих личность профессионала и эффективность его деятельности, составляет: самостоятельный, решительный, уверенный себе, деятельный. На втором месте по степени изменчивости оказалась группа качеств, которые являются общехарактерологическими; спокойный, откровенный, понимающий других, слушающийся. Третью группу образовали характеристики профессиональной мотивации и направленности.

Таким образом, результаты выбора респондентами психологических характеристик показали, что система оперативной деятельности в различной степени воздействует на развитие профессиональных качеств личности. Следовательно, и в этом случае обнаруживается достаточно устойчивое воздействие профессионального мира на личностные образования оперативных сотрудников. В любом случае просматривается личностный аспект сознания, где духовный субъективный мир человека рассматривается под углом зрения оперативной деятельности.

Дальнейший анализ общих особенностей субъективного отражения мира и требований к оперативной деятельности со стороны законодателя может быть связан с экспериментальными схемами, осуществляющими переход от стимульных материалов, предъявляемых исследователем к изучению динамики этого мира. В этом плане образ мира следует понимать как структуру мира профессионала, как определенную систему отношений человека к объектам оперативной деятельности. Субъективный образ является открытой системой во внешний мир, а с другой — «во внутренний», где рождаются цели и потребность, где формируются программы действий. Такой субъективный образ профессионала устремлен в будущее, но на разных его уровнях развитие личности будет определяться детальностью схем преобразования действительности и временным фактором.

Проблема личности и ее развития в психологии является многоаспектной. Понятие «личность», как и многие другие психологические дефиниции, в литературе используются достаточно широко. Многие десятилетия учеными ведутся дискуссии о проблемах личности и ее развитии, но при этом не просматривается объективно достоверных, экспериментально подтвержденных данных, убеждающих нас разделить ту или иную точку зрения [более подробно см. 274]. Анализ психологической литературы [2; 11; 19; 22; 27; 43; 82; 84; 99; 104; 117; 120; 146; 154; 190; 192 и др.] убеждает, что понятие «личность» используется в психологии, как правило, в двух основных значениях.

Во-первых, под личностью понимается любой человек, обладающий сознанием (следовательно, личность присуща каждому человеку и тем отличается от животных).

Во-вторых — личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня развития (следовательно, личность является продуктом исторического развития и составляет индивидуальную отличительную характеристику человека).

Такой уровень развития характеризуется тем, что в процессе самосознания человек начинает воспринимать и переживать себя как единое целое, выражающееся в понятии «Я». Очевидно, психология нуждается в новом взгляде на личность в контексте ее взаимодействия со средой в особых и экстремальных условиях деятельности.

Развитие личности в онтогенезе предполагает прохождение ею определенного пути. Напомним, что одним из ее аспектов является достижение самодетерминации, самоуправления, самопрограммирования, независимо от внешних стимулов, другим — реализация потенциальных возможностей психики, третьим — преодоление своего «Я», трансцеденция. По этой причине представляется важным проведение дополнительного анализа внешней (физической) и внутренней (психической) деятельности как одной из выделенных нами ранее закономерностей развития индивидуальной деятельности.

Деятельностная природа психики и создание психологической теории деятельности подготовили основу для проведения многочисленных исследований в рамках обозначенного подхода. Результаты такого анализа в свое время привели А. Н. Леонтьева [187] к заключению том, что предметная деятельность субъекта представляет собой субстанцию психического развития. Иначе говоря, обнаруживается сложная зависимость: деятельность выступает как субстанция психики, и она же является зависимой от психики переменной. Психика порождается деятельностью, и она, в свою очередь, является органом деятельности [194]. Более того, в отечественной психологии сложилось мнение о принципиальной общности строения внешней и внутренней деятельности, поскольку они обе опосредуют взаимосвязи человека в социуме, в котором им осуществляется профессиональная деятельность. Ряд исследователей (А. Н. Зерниченко, Н. В. Гончаров, 1988), отмечая достаточную близость, считают «внешнюю и внутреннюю деятельности» формами, существующими в единстве, благодаря чему возможны превращения и переходы их друг в друга [136, с. 17]. А. Н. Леонтьев, анализируя такие переходы, описывал их терминами — «интериоризация» внешней деятельности во внутреннюю, и обратно — «экстериоризация» [187, с. 98—100]. При этом им отрицалась тождественность обозначенных форм деятельности и правомерно подчеркивалось, что «процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний „план сознания“; это — процесс, в котором этот внутренний план формируется» [187, с. 95]. Существенным моментом в проводимом нами исследовании является преодоление абсолютизации различий внешней и внутренней деятельности. Условием преодоления такого, — по справедливому мнению В. П. Зинченко (1977), может стать определенная конкретизация и расширение толкования понятия объективного и субъективного (психологического), а также включения субъективности в реальность. По этой причине субъективность, входящая в объективную реальность, Должна быть понята как органический и необходимый элемент той реальности. Главным, с точки зрения развития личности, является положение о том, что субъект выстраивает свою деятельность в зависимости от возможности наступления тех или иных последствий. Здесь цель как идеальный образ будущего (например: выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма), как должного детерминирует настоящее, определяет собой состояние субъекта и его деятельности в целом. По этой причине насыщение когнитивными компонентами внутренней деятельности как слагаемого многих «живых движений» является, по верному определению Н. А. Бернштейна, развивающим механизмом, который имеет дифференцированную структуру с собственной биодинамической тканью [52, с. 179]. Столь сложное образование, как «живое движение», должно обладать определенными жизненными функциями, для характеристики которых Н. А. Бернштейн и использовал понятие «двигательная задача». Задача построения внутреннего движения в уникальной предметной ситуации является весьма сложной проблемой. Чтобы решить ее, человек с помощью психики вынужден постичь динамику сложнейшей ситуации и согласовать ее с телесной биомеханикой.

Решение такого рода задач требует формирования не только физических, но, прежде всего, когнитивных, коммуникативных, эмоционально-оценочных и саморегулятивных компонентов. Здесь внутренняя деятельность проявляется не в виде реакции, а в акции по достижению цели и решению стоящей перед личностью задачи. Исследователем выводится две формы моделирования мира: модель прошедшего-настоящего и модель предстоящего. Вторая модель непрерывным потоком перетекает и преобразуется в первую. Очевидно, такой процесс становится возможным на основе активной деятельности личности в пространстве, на основе его преодоления и овладения им. Именно деятельность становится связующим звеном, условием в этом процессе. Соединяя человека с предметным миром, деятельность обогащает чувственное его отражение и реагирует на окружение, что происходит только при практическом сближении с ним посредством все того же движения. В исследованиях А. В. Запорожца и А. Н. Леонтьева просматривается связь между движением возникновения и развития чувствительности ощущения, а последнее становится необходимым условием развития движения, его трансформации из непроизвольного в произвольное.

Следовательно, два формирующих друг друга процесса (интериоризации и экстериоризации) при взаимодействии с предметом переходят один в другой и порождают мотивационные и эмоционально-оценочные компоненты психики и развивают интеллект, эмоции и волю личности. Из такого взаимодействия с предметом движение человека выходит не деформированным, а перестроенным, развившимся и обогащенным происшедшим отражением. В результате внутренних перестроек чувственной ткани, движения предметного действия происходит накопление и развитие индивидуального опыта. Формируясь в процессе жизнедеятельности индивида, психологические свойства личности в свою очередь обусловливают должное поведение, которое проявляется в стиле деятельности и общении.

Изложенное убеждает, что развитие личности в условиях оперативной деятельности обеспечивается сложной, системной детерминацией. В этом процессе развития диалектически сочетаются два процесса. С одной стороны, личность более полно включается в систему оперативной деятельности, которая протекает в особых условиях (социализация). С другой стороны — наблюдается процесс приобретения личностно-определенной автономности (процесс индивидуализации: самоактуализация, самосовершенствование и т. д.). У личности, как мы отмечали ранее, формируется субъективный мир и реализуется уникальный образ жизни. Таким образом, на развитие личности оказывается воздействие и ее внутренний образ мира, а оперативная деятельность выступает в этом случае как условие. Следует учесть, что субъективный образ мира не отменяет и не заменяет социальной детерминации, а скорее дополняет. Общая система детерминант развития личности с возрастом становится более сложной: увеличивается число ее уровней и измерений, возрастает многообразие связей между причинами, условиями, факторами, предпосылками и т. д.

В контексте изложенного представляется значимым проведение анализа механизма развития личности сотрудника правоохранительной системы, осуществляющего оперативную деятельность. Учитывая, что любая деятельность состоит из профессиональных ситуаций, нами экспериментально проверена исходная гипотеза. Напомним, что ее сущность заключалась в возможности становления и осуществления особого типа опережающего управления профессиональной деятельностью — саморегулируемого смыслои целеполагания, что существенно может повышать потенциал и развивает личность. На основе такого подхода возможно конструктивное проектирование профессиональных ситуаций, создающих не только «зону ближайшего, но и перспективного развития» сотрудника.

С профессиональной точки зрения ситуация представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных фактов, явлений и проблем, характеризующих конкретный период оперативной деятельности или события в оперативной практике сотрудников, требующих от них необходимых решений, других активных действий. Системообразующей переменной ситуации выступают социальные взаимодействия и отношения между участниками, а в самой системе взаимодействий центральным задающим динамику фактором является система форм коммуникации, определяющая их характер. Процесс рефлексии обеспечивает развитие новообразований личности в процессе деятельности по профессиональной ситуации. При этом оказываются задействованными общие когнитивные структуры, способные обеспечить успешность реализации программы в различных видах оперативной деятельности. Очевидно, опора на когнитивную сферу личности более эффективна, чем установка на стереотипное выполнение операций. Важную роль при этом играет саморегуляция человека, поскольку ему приходится при этом обеспечивать адекватным эмоционально-полевым сопровождением.

Для схематичного описания структуры оперативной деятельности в профессиональной ситуации воспользуемся рядом понятий, сложившихся в рамках проведенного нами ранее анализа индивидуальной деятельности. Это цель, предмет, результат, средства, способы (операции). Целью деятельности в правоохранительной ситуации является принятие решения и его эффективная реализация. В скрытой форме просматривается и другая цель — построение механизма саморегуляции развития личности посредством совершенствования когнитивных и коммуникативных ее структур. Предмет индивидуальной деятельности составляют обобщенные и осознанные способы оперативной деятельности, нормы взаимодействия и коммуникации. Результатом — личный рост, совершенствование когнитивных, коммуникативных саморегулятивных структур личности, а в итоге личностного потенциала. Средством достижения целей выступает система форм взаимодействия личности с участниками профессиональной ситуации. Способы (операции) представлены циклами взаимодействия, которые по аналогии с циклами общения можно рассматривать как элементарные единицы индивидуальной деятельности. Данное описание индивидуальной деятельности не претендует на полноту, но позволяет понять процесс развития ее субъекта как закономерный, имеющий внутреннюю психологическую обусловленность и напряженность.

Различные переходы одного цикла деятельности к циклу ее разделения между ее субъектами обеспечивают становление этого процесса в целом, что обеспечивает регуляцию собственных позиций и отношений. По этой причине деятельность его субъекта превращается в самоуправляемый процесс, в котором личность при достижении одних переходит к новым целям саморегуляции, что и наполняет смысловым содержанием динамку развития личности.

Следовательно, происходящая перестройка форм деятельности в профессиональной ситуации, связанная с изменением личностной позиции сотрудника на каждом из ее этапов, приводит к возможности самоизменения личности. Формы взаимодействия субъектов оперативной деятельности обеспечивают управляемость процесса развития личности. Профессиональная ситуация предстает как динамичный, преобразующий по ходу развития инструмент самоорганизации этого процесса развития личности, при обеспечении ведущей роли смыслов и целеобразования. При этом возникают многообразные эффекты глубокой перестройки личности, где порядок освоения оперативной деятельности применительно для новых ситуаций определяется не составом ее действий и операций, но задается логикой создания и усвоения «смыслового поля» целостной профессиональной деятельности. По мере его освоения происходят изменения ведущих деятельностей, которые, накладываясь на возраст личности, создают определенную динамику развития личности.

Понятие «возраст» является весьма многоплановым явлением. В современной научной литературе выделяют ряд его аспектов: биологический (функциональный); психологический; хронологический и социальный. В нашем исследовании наибольший интерес представляют хронологический и психологические аспекты человеческого возраста. По мнению ряда исследователей (К. Левин, 1958; С. Л. Рубинштейн, 1957; К. А. Абульханова-Славская, 1991; Б. Г. Ананьев, 1968 и др.) проблема личности и процесса ее развития вне индивидуального временного контекста не может быть исчерпывающе и адекватно проанализировано.

В основе нашего анализа лежат разработанные Е. И. Головахой и А. А. Кроник (1994) теоретические представления о природе психологического времени. Последнее может быть понято и исследовано посредством анализа субъективного восприятия жизненного пути личности включающего основные события прошлого, настоящего и будущего, а также ее представления о характере наиболее значимых события жизни, видов оперативной деятельности и т. д. В соответствии с данным подходом психологический возраст личности представляет собой меру реализованности ее психологического времени и определятся через удельный вес психологического прошлого в ее целостном субъективном мире и итогах жизненного пути. Ранее нами была проанализирована динамика ведущей профессиональной деятельности (см табл. 4). Основой ее построения послужил хронологический возраст сотрудников правоохранительной системы. Выделенные с помощью наблюдения три стадии взрослого состояния могут придать развивающейся личности соответствующую динамику. Напомним, что ранее были определены три периода человека во взрослом состоянии: ранняя зрелость (2535 лет), средняя зрелость (36—45 лет), поздняя зрелость (свыше 45 лет).

Исходя из необходимости проведения диагностирования психологического возраста личности сотрудников правоохранительной системы, нами в этих целях была использована методика самооценки реализованности (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, 1984). Данный способ диагностики является простым и достаточно надежным средством. В исследовании приняли участие 60 человек (по 20 чел. в каждой возрастной группе) оперативного состава. Измерению психологического возраста предшествовало интервьюирование, в ходе которого опрашиваемые анализировали свой жизненный путь, взаимосвязи личного прошлого, настоящего и будущего, выяснялась оценка личностной реализованности и т. д. Индивидуальные показатели в обобщенном виде представлены в табл. 5. Таким образом, показатели психологического возраста значимо связаны с хронологическим возрастом респондентов. Широкий диапазон изменчивости индивидуальных показателей свидетельствует о том, что они имеют большую дифференцированную нагрузку. Показатели субъективной реализованности жизни и интерпретация степени расхождения психологического и хронологического возраста в аспекте Целостной жизненной перспективы дают возможность проанализировать сознание сотрудника к моменту проведения исследования. Так, например, если опрашиваемый чувствует себя значительно моложе своего хронологического возраста, то его представления о будущем оптимистичны, поскольку их планы и ожидания рассчитаны на больший диапазон хронологического времени, чем тот, которым они располагают в действительности. В случае, когда психологический возраст превышает хронологический — просматривается их пессимизм, будущее оказывается незаполненным планами, надеждами, стремлениями. Соответствие психологического и хронологического возрастов является показателем оптимального распределения личностью времени в пределах ее жизненного пути. В то же время возможности личности, с точки зрения ее развития, следует увязывать с особенностями хронологического и психологического возраста человека, его субъективным миром и оперативной деятельностью, проявляющейся в ведущих деятельностях его жизненного пути. Этой совокупностью и определяется динамика развития личности сотрудника правоохранительной системы.

Таблица 5

Результаты самооценки реализованности жизненного пути

№.

п/п

Хронологический возраст

Ожидаемая

продолжи

тельность

жизни

Реализованность жизненного пути (%).

Психологический возраст (лет)

min

max

сред

нее

min

max

сред

нее

Ранняя зрелость (25—35 лет) — 20 чел.

10,5.

31,5.

Средняя зрелость (36—45 лет) — 20 чел.

70,5.

24,6.

42,3.

Поздняя зрелость (свыше 45 лет) —.

20 чел.

46,5.

60,8.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой