Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Шаблоны новостных заметок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Она отвечает на вопрос «Как?» Вопрос этот допускает много разных методик ответа. В результате между вторым и последним абзацами можно просто позволить тексту течь логично, без всяких формальных требований к структуре. Там может быть все, от хронологического повествования до изложения позиции двух конфликтующих сторон (желательно не в режиме диалога: эти говорят вот что, а те — вот что; эти… Читать ещё >

Шаблоны новостных заметок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во многих редакциях для обучения корреспондентов разработаны руководства по написанию статей. В газете «Коммерсантъ» в начале 2000;х годов это руководство выглядело следующим образом.

Заметка пишется так.

  • 1) Собирается материал:
    • • выслушиваются две противоположные стороны ситуации — обвиняющий и обвиняемый, протестующий и тот, против кого выражается протест, и т. п. Если вторая сторона явно не представлена (например, протестуют против власти, а она плевать на это хотела), то изучается позиция этой стороны;
    • • наблюдается картинка события (например, демонстрация или ход прессконференции), при этом обращается особое внимание на детали (кто сказал глупо или смешно, кто во что одет, кто проговорился и поправился и т. п.), картинка записывается подробно;
    • • осмысливается цель и значение предмета заметки (важно для общества, но нелепо реализуется, или, наоборот, сущая чепуха, а надувается).
  • 2) Пишется текст:
    • • заголовок, который полностью соответствует смыслу заметки (например: «Юрий Лужков пойман, но пока не вор» [1]);
    • • подзаголовок, который кратко описывает событие («Московского мэра арестовали по подозрению в хищении 100 млрд долл.»);
    • • вводка, которая кратко — не более 10% общего объема заметки — излагает сюжет («Вчера поздно вечером сотрудники Московского областного РУБОП произвели обыск в загородном имении мэра Москвы Юрия Лужкова. В операции участвовали более 50 сотрудников милиции, спецназ внутренних войск, работники ФСБ и Генеральной прокуратуры. Изъято денег и ценностей на 100 млрд долл. Мэр и его жена Елена Батурина арестованы. Возбуждены уголовные дела по 45 статьям Уголовного кодекса. Ночь арестованные провели в «Матросской Тишине»). Поскольку вводка в шесть строк, заметка предполагается в 70—80;
    • • первый абзац, который рассказывает о событии более подробно (кто именно присутствовал, не оказала ли жена мэра сопротивление, не пыталась ли ускакать, разрешили ли мэру взять с собой сменную кепку);
    • • второй абзац, в котором представитель Генпрокуратуры объясняет происшедшее (кто стукнул, кто заказал, почему сейчас, а не пять лет назад, как велась разработка, подготовлено ли следствие);
    • • третий абзац, в котором адвокат Лужкова все опровергает (миллиарды подбросил Доренко, ордер на обыск фальшивый и выписан Карло Дель-Понте, жена Лужкова не ускакала, а прискакала, Лужков не арестован, а находится на пасеке);
    • • четвертый абзац, в котором описывается реакция общественности (Путин находится в отпуске, «Международная амнистия» требует исключить Россию из Гринписа за жестокое обращение с лошадьми женой Лужкова, «Идущие вместе» вышли на демонстрацию в дискотеке МДМ);
    • • пятый абзац с прогнозом эксперта (Лужков будет баллотироваться в мэры на седьмой срок).

Ниже приводятся рекомендации по написанию новостной заметки от Леонида Бершидского, поработавшего главным редактором в нескольких изданиях: «Ведомости», «Огонек», «Smart Money», «Слон.ру».

Первый абзац

Есть классическая формула новостного лида: он, мол, должен отвечать на вопросы «Кто? Что? Где? Когда?», а уж последующие абзацы должны дать ответ на требующие более подробного разбора «Как? Зачем? Почему? Ну и что? Что дальше?». Я считаю, что есть еще пятый вопрос к лиду — «Ну и что?». Именно здесь читатель, которого уже немного «зацепили» заголовок и подзаголовок, должен получить дополнительный аргумент в пользу чтения заметки.

Вот лид к той же статье о Батуриной — кривой:

Супруга московского мэра Елена Батурина стала крупнейшим пайщиком страны. Она оплатила принадлежавшими ей акциями «Интеко» паи закрытого ПИФ «Континенталь» на 3,15 млрд долл.

Во-первых, ни к чему повторять заголовок. Во-вторых, ответ на загадку из заголовка уже приведен в подзаге — крупнейший пайщик у нас Батурина. За то, что привели сумму, спасибо; но я не понимаю, почему вот эта сделка по оплате пая так уж важна. Скольжу глазами вниз и нахожу упоминание о том, что так уже структурировал свои активы Федун. Но почему это в четвертом с конца абзаце? Почему бы в лиде не написать: «Батурина уже второй российский миллиардер, стуктурировавший свои активы в виде ПИФа: эта удобная для частных инвесторов форма становится модной и среди олигархов»?

Второй абзац

Он должен, на мой взгляд, содержать короткие ответы на вопросы «Зачем?» и «Почему?». Опять читаю статью про Батурину и ПИФ. Второй абзац содержит тучу цифири и подробностей о сделке, которые, конечно, должны быть в тексте, но вряд ли так высоко и так компактно. Снова скользя взглядом вниз, вижу в предпоследнем абзаце слова о том, что плюсов для Батуриной два — закрытость и экономия на налогах. Вот про это и надо было писать второй абзац, а ниже раскрывать тему с комментариями экспертов.

Середина статьи

Она отвечает на вопрос «Как?» Вопрос этот допускает много разных методик ответа. В результате между вторым и последним абзацами можно просто позволить тексту течь логично, без всяких формальных требований к структуре. Там может быть все, от хронологического повествования до изложения позиции двух конфликтующих сторон (желательно не в режиме диалога: эти говорят вот что, а те — вот что; эти требуют того-то, а те — вот чего. Я собираю аргументацию каждой стороны в одну большую кучу и ставлю эти кучи рядом, на каждую максимум по два абзаца). Если читатель забрался дальше второго абзаца, он хочет поймать какой-то ритм. Чтобы создать его, я всегда стараюсь следовать правилу древних мудрецов: когда пишешь текст, просто складывай кирпичи.

Штуки типа «так или иначе» в начале абзаца — это не связки. Чисто словесных связок вообще не бывает, бывают только логические. Иначе текст разваливается.

Сильно задерживают читателя цитаты. Репортер вставляет их в текст, потому что он их выгрызал зубами и теперь жалеет. Редактор перефразирует и вовсе теряет цитаты, потому что они не дают спокойно читать. ЗЙго встроенное свойство препинака под названием «кавычки» (о нем чуть ниже). Мне кажется, что в тексте из 4500 знаков больше четырех вставок прямой речи — не просто перебор, а и криминал. Даже если ты много ссылаешься на источники — это благородное дело! — всегда можно пререфразировать их зачастую не очень плавную разговорную речь.

Последний абзац

На мой взгляд, здесь идеальное место для ответа на вопрос «Что дальше?» Очень Плохо оставлять читателя без какого-то отсыла в будущее. Например, текст про Батурину и ПИФ было бы красиво закончить каким-то ответом на вопрос, почему так до сих пор не сделали все остальные миллиардеры и стоит ли ожидать, что их в ближайшее время тоже «пробьет».

Но даже если вы не придумали никакого «взгляда в будущее», не заканчивайте текст цитатой (как сделано в статье про Батурину). Это всегда очень сильный соблазн: кавычки — это как закрытая калитка, их так и тянет поставить перед последней точкой. Вот хотя бы потому, что соблазн такой сильный, сопротивляйтесь. Вы сами почти всегда хлопнете дверью лучше, чем любой из ваших источников, на то вы и мастер сочинять тексты[2].

В газете «Деловой Петербург» указания для корреспондентов сформулированы следующим образом.

Чтобы написать заметку, надо получить ответы на следующие вопросы.

  • (Это не значит, что вся эта информация должна быть в заметке. Но вы должны понимать и знать, о чем пишете. В этом случае вы не купитесь на ложь ньюсмейкера, который часто хочет выдать желаемое за действительное, и сможете написать статью с возможным прогнозом развития ситуации и хорошим и интересным бэкграундом.)
  • • Кто участники новости? Чем известны эти компании, кто их собственник, в какие группы входят, в каких проектах участвовали или участвуют? Следует стараться поговорить со всеми основными участниками события.
  • • Что и как они делают, как реализуют свои намерения? Например, как будут реализовывать свою инвестпрограмму (сроки, этапы, способы финансирования) или завоевывать новый рынок? (Сроки, инвестиции, маркетинговые приемы, особенности рекламной активности) и так далее.
  • • Зачем они это делают? Нужно понять причину, мотив. Цель любого предприятия — заработать прибыль, но почему именно таким образом это делают участники описываемого события?!

Например: почему компания «А» решила купить именно компанию «В», а не «С», или почему собственники решили сменить топ-менеджера предприятия?

ВНИМАНИЕ! КОММЕНТАРИЙ: «Мы создаем новые рабочие места, чтобы снизить социальную напряженность в регионе» целью проекта НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

  • • Необходимо выяснить все подробности события — стоимость активов, объем инвестиций и источники финансирования, условия кредитования, сроки реализации проекта, выход в точку безубыточности, срок окупаемости и так далее.
  • • Цели. Каких показателей хотят достичь, за какой срок, каким образом. Какие риски проекта?
  • • Конкурентное окружение. С кем компания конкурирует на рынке, каковы позиции компании и конкурентов, доли рынка? Наличие монопольного или доминирующего положения, попадает ли под госрегулирование.
  • • Рынок. Его емкость, динамика развития (растет, падает), особенности регулирования, законодательные ограничения (лицензирование, госконтроль тарифов, экспорта, импорта).
  • • Наличие скрытого или явного конфликта участников события УКРАШАЕТ ЛЮБУЮ ЗАМЕТКУ. В чем причина конфликта? Как противоборствующие стороны собираются его разрешить?
  • • Личность. Кто инициатор сделки, автор маркетинговой идеи и так далее. Что известно про эту личность? Надо постараться поговорить с этим человеком и узнать, что им двигало, как пришла в голову эта идея, какую личную цель он преследует?

Лид статьи — первый абзац — должен представлять собой ясное и сильное утверждение, желательно интригующее. Лид раскрывает заголовок, содержит важные детали, показывающие значимость события. Должен отвечать на вопросы кто? (что?) где? сколько? когда? и почему?

Лид: Компания XYZ собирается открыть 20 спортивных гипермаркетов в Москве в течение 5 лет. Объем инвестиций составит около 100 млн долл.

Второй абзац — почему эта новость важна для рынка и как она может повлиять на развитие событий, а также источник информации.

Источник информации нужно сообщать не дальше второго абзаца, но — после самой информации, а не наоборот. Если есть сомнение в правдивости этой информации, то тут же надо сообщить, что другие источники ее не подтверждают или опровергают.

Второй абзац: Первый магазин XYZ откроет недалеко от МКАД уже осенью этого года, еще 5 — в следующем году. Об этом dp.ru сообщил президент корпорации XYZ Владимир Иванов. Эту информацию не подтверждают в Департаменте строительства города Москвы.

Следующие 2—3 абзаца — развитие темы в виде интриги, идеи, анализа. Если есть интрига, заявить о ней надо еще в лиде.

Следующие 2—3 абзаца — комментарии, история, аналогичные случаи. Примечание: абзац состоит из 2—3 предложений.

ЦИТАТА — повышает доверие читателя к тексту, облегчает восприятие текста, передает атмосферу, эмоции собеседника, которые тяжело передать косвенной речью. Рекомендуется приводить 1—3 цитаты в каждой новости. Цитата должна быть приведена точно так, как она была высказана. Можно сокращать цитату, если это не искажает ее смысл, обозначив пропущенные слова тремя точками. Если ньюсмейкер требует согласовать его слова, это нужно делать. При этом ни в коем случае не следует отправлять автору цитаты весь текст статьи, тем более с лидом и заголовком. Не нужно согласовывать слова из публичных выступлений, но в этом случае цитаты должны быть приведены слово в слово.

Можно дополнять цитату словами в скобках [ ], где дополняется цитата, чтобы быть понятной. Другие изменения в цитате запрещаются, кроме случаев, когда это согласовано с говорящим. Не нужно приводить глупые, абсурдные и тупые цитаты, лишь бы заполнить место. Цитата должна быть красивой и/ или информативной.

Если мы цитируем человека, то сначала пишем, что он сказал, а потом уже кто сказал!!!

Исключение, если персона, которую мы цитируем, очень важна. Например: Путин заявил, что убийцы российских дипломатов в Ираке должны быть уничтожены. Тогда начинаем с Путина.

Другое исключение, если человек опровергает обвинение себя или компании. Например: «Прокуратура считает, что Иванов потратил 3 млн рублей в личных целях». Но Иванов опровергает эти обвинения: «Все деньги были потрачены по назначению…».

В разных редакциях применяются схожие подходы к написанию новостных заметок (табл. 2.2). Лид везде совпадает с ядром новости, а основной текст представляет собой сочетание деталей и бэкграунда. Приведенные шаблоны — частные случаи структур новостной заметки, их можно использовать как рецепты блюд из поваренной книги. Достаточно собрать информацию, следуя рекомендациям, а затем изложить ее в указанном порядке — и заметка гарантированно будет опубликована.

Шаблоны новостных заметок.

Таблица 2.2

Элемент заметки.

Шаблон.

«Коммерсанта».

Леонида Бершадского.

«Делового Петербурга».

Лид.

Суть и краткий пересказ сюжета.

Кто? Что? Где? Когда? Ну и что?

Кто? Что? Где? Сколько? Когда? Почему?

Первый абзац.

Сюжет подробно.

Зачем? Почему?

Как это может повлиять на читателя? + Указать источник информации.

Второй абзац.

Позиция одной стороны.

Как?

Интрига и анализ события.

Третий абзац.

Позиция другой стороны.

Четвертый абзац.

Реакция на событие.

Что дальше?

Комментарии и аналогичные случаи.

Пятый абзац.

Прогноз эксперта.

  • [1] Факты, изложенные здесь, вымышлены и не имеют отношения к реальным событиям.
  • [2] Блог bearshitsky.livejournal.com, впоследствии удаленный автором. (Приведенов сокращении.)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой