Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов как основа политической системы Советской России. 
Понятие республики Советов. 
Избирательное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По политическим же мотивам было решено, что съезды будут разовыми органами, т. е. их участники будут переизбираться к каждому съезду. Считалось, что частые перевыборы политически более выгодны для диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, поскольку позволяют привлечь к государственному управлению более широкие массы трудящихся и при необходимости избавляться от ошибочно избранных… Читать ещё >

Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов как основа политической системы Советской России. Понятие республики Советов. Избирательное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституция закрепила в России республиканскую форму правления в виде уже провозглашенной ранее республики Советов. Особенности этой формы республики разъяснялись в ряде работ В. И. Ленина, в частности такой, как «Государство и революция». Советская политическая доктрина отрицала принцип разделения властей, что и было проведено в устройстве Советской республики. Акцент делался на исполнительную ветвь власти, которая сосредоточивает в себе реальную государственную работу. Именно они должны быть уполномочены издавать нормативные правовые акты, а затем проводить в жизнь соответствующие решения. Буржуазные законодательные органы парламентского типа марксистско-ленинская доктрина отрицала как «пустую говорильню». Для того чтобы законодательный орган превратился в реальный орган государственной власти, он должен иметь возможность непосредственно влиять на процесс реализации принимаемых законов, контролировать их исполнение. Все указанные идеи, так или иначе, нашли отражение в первой советской Конституции.

Преимущество Советов основатель Советского государства видел в том, что они являются «работающей корпорацией». Это позволяло отказаться от профессиональной бюрократии, привлечь к управлению всех трудящихся. Однако общая культурная отсталость трудящихся не позволяла воплотить эти идеи на практике. В реальности в центре политической системы с самого начала становится партия большевиков, авангард пролетариата. Партию Ленин считал единственной силой, способной сохранить Россию как самостоятельное государство и построить в ней социализм. Поэтому на деле Советы становятся лишь рычагом партии в деле управления государством. Однако в первой советской Конституции роль партии еще не нашла законодательного закрепления.

Согласно Конституции 1918 г. высшим органом государственной власти оставался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Изменение названия объяснялось созданием Красной Армии, где вместо наименования «солдат» было принято новое слово «красноармеец». Пришлось учесть и то обстоятельство, что казачество не готово было отказаться от своего сословного звания[1]. Съезд должен был созываться ВЦИКом не реже двух раз в год. Конституция предусматривала возможность проведения чрезвычайных съездов для решения особо важных, не допускающих промедления вопросов. Такие съезды могли созываться как по инициативе ВЦИК, так и по требованию местных Советов[2]. Продолжительность съездов, как правило, не превышала одного-двух дней.

К исключительной компетенции Всероссийского съезда Советов были отнесены установление, дополнение, изменение основных начал советской Конституции, ратификация мирных договоров, установление или изменение границ, отчуждение частей территории Советской республики или принадлежащих ей прав, сношение с иностранными государствами по вопросам войны и мира, избрание ВЦИК, утверждение отчетов о его деятельности. При невозможности созыва съезда территориальные и международные вопросы могли разрешаться ВЦИК. Съезд мог принять к своему рассмотрению и любые другие вопросы, имеющие общегосударственное значение, даже если формально они не были отнесены к его компетенции.

Основой политической системы России Конституция провозгласила Советы депутатов, формируемые на основе выборов. Союз городского и сельского пролетариата с беднейшим крестьянством признавался принципиально важным для аграрной России. Однако разрозненные Советы еще только предстояло превратить в единую систему органов государственной власти, для чего требовалось выработать общие принципы формирования и функционирования этой системы.

С первых дней в стране последовательно утверждался политический режим диктатуры пролетариата. Поэтому принцип всеобщего избирательного права был отвергнут как буржуазный предрассудок. Предоставление избирательного права лишь тем слоям населения, которые эксплуатируются или, во всяком случае, не эксплуатируют чужого труда, рассматривалось как важный результат «факта диктатуры пролетариата и деревенской бедноты». Все лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли или живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества), не избирали и не могли быть избранными в Советы. К «лишенцам» отнесены были еще и священнослужители, монахи, бывшие жандармы и полицейские, а также члены царствовавшего в России дома (ст. 65). Не могли участвовать в выборах лица душевнобольные и осужденные за преступление.

Для того чтобы не допустить преобладания в высших органах власти представителей сельских избирателей, нормы представительства носили неравный характер. Это создавало необходимые гарантии сохранения власти большевиков. Кроме того, выборы далеко не всегда были прямыми. Так, Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских Советов из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей и представителей губернских съездов Советов, из расчета один депутат на 125 тыс. жителей. При формировании областных и губернских съездов Советов соблюдалась такая же пропорция (ст. 53). Например, городские Советы и уездные съезды Советов избирали в областной съезд своих представителей из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей, а города — по одному депутату на 5 тыс. избирателей.

По политическим же мотивам было решено, что съезды будут разовыми органами, т. е. их участники будут переизбираться к каждому съезду. Считалось, что частые перевыборы политически более выгодны для диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, поскольку позволяют привлечь к государственному управлению более широкие массы трудящихся и при необходимости избавляться от ошибочно избранных делегатов. Это, конечно, отнимало много сил и средств, поскольку областные съезды предписывалось собирать не реже двух раз в год, губернские и уездные — раз в три месяца, а волостные — ежемесячно. Причем каждый раз следовало вновь избирать исполкомы, в период между съездами сосредоточивающие в себе высшую в пределах данной территории власть (ст. 56).

Система местных Советов формировалась, сочетая территориальный и поселенческий принципы. Если в пределах территорий составлялись съезды Советов, то в населенных пунктах — Советы депутатов, срок полномочий которых составлял три месяца. Такие Советы действовали постоянно, собираясь не реже одного раза в неделю в городах и двух раз в неделю в селениях. Исполкомы были их исполнительнораспорядительным органом и формировались для текущей работы. В маленьких поселениях допускалось использование институтов непосредственной демократии — общих собраний избирателей. Аппарат управления по-прежнему составляли отделы поселенческих Советов или исполкомов территориальных съездов Советов, находящиеся в двойном подчинении.

Конституция не определяла порядок проведения выборов и порядок голосования, оставляя все это на усмотрение местных Советов, которые вправе были применять обычаи, установившиеся еще до октября в их практике (ст. 66). Даже для выборов в высшие органы власти не предусматривалось установление единого дня. В качестве первичного избирательного собрания (ст. 68) по выборам в местные Советы выступало чаще всего собрание рабочих и служащих того или иного предприятия. Вопрос о тайной или открытой баллотировке решался самими участниками таких собраний. Конституция закрепила право избирателей в любое время отозвать из Совета своего депутата и произвести новые выборы.

  • [1] Уже в январе 1919 г. по итогам года Гражданской войны было распространено секретное письмо ЦК РКП (б) об отношении к казачеству, где признавалось единственно правильным объявление самой беспощадной борьбы с верхами казачества путем поголовного их истребления.
  • [2] Требование о созыве съезда в этом случае должно было исходить от такого числа местных Советов, которые в совокупности представляли бы не менее трети населения страны.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой