Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правоотношения по социальному обеспечению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторым элементом правосубъектности выступает дееспособность (предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности). Граждане могут обращаться в соответствующие органы с целью приобретения прав (за назначением пенсий, пособий, предоставлением мер социальной поддержки, защитой нарушенных прав), а также нести… Читать ещё >

Правоотношения по социальному обеспечению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношения по социальному обеспечению — общественные отношения, урегулированные нормами права, возникающие между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями и гражданами-работодателями, по поводу предоставления гражданам материального и иных видов обеспечения в случае наступления социальных рисков.

Признаки правоотношений по социальному обеспечению:

  • 1) правоотношения имеют волевой характер;
  • 2) урегулированы правом;
  • 3) складываются между обязанными (органы государства, местного самоуправления, организации и граждане-работодатели) и уполномоченными (граждане) субъектами;
  • 4) возникают по поводу материального и иных видов обеспечения;
  • 5) возникают на основе юридических фактов.

Существуют различные классификации правоотношений по социальному обеспечению.

Основная классификация проводится по видам обеспечения (по объекту правоотношения): пенсионные, по предоставлению пособий (обеспечению пособиями), компенсационных выплат, по медицинской помощи, социальному обслуживанию, предоставлению мер социальной поддержки. Данные виды правоотношений содержат более мелкие единицы классификации — подвиды. Например, пенсионные правоотношения подразделяются на правоотношения по поводу предоставления пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальной пенсии.

По сроку действия правоотношения по социальному обеспечению могут быть длительными (выплата пенсии, пособий), в том числе пожизненными, и единовременными (кратковременными) (к примеру, выплата единовременного пособия).

Предпосылками возникновения правоотношений по социальному обеспечению являются правосубъектность сторон и юридические факты.

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению в зависимости от своей роли в распределительных отношениях подразделяются на субъекты, имеющие право на социальное обеспечение, и субъекты, обязанные его предоставить.

Субъекты — граждане, имеющие право на социальное обеспечение, представлены различными группами: несовершеннолетние, инвалиды (включая детей-инвалидов), лица, достигшие пенсионного возраста, лица, получающие пенсии по возрасту, по случаю потери кормильца, нетрудоспособные граждане, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, утратившие возможность к самообслуживанию и др.

Граждане обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность, т. е. предусмотренная нормами права способность лица быть участником правоотношений.

Первый элемент правосубъектности — правоспособность. В теории права под правоспособностью понимается предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности[1].

По мнению В. Ш. Шайхатдинова, «правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество — способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.»[2]

Социально-правовая правоспособность является составной частью общеправовой правоспособности, возникает у каждого гражданина с момента рождения и прекращается с его смертью или признанием его умершим.

Вторым элементом правосубъектности выступает дееспособность (предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности[3]). Граждане могут обращаться в соответствующие органы с целью приобретения прав (за назначением пенсий, пособий, предоставлением мер социальной поддержки, защитой нарушенных прав), а также нести ответственность за свои неправомерные действия. Возраст наступления дееспособности в законодательстве о социальном обеспечении не определен, поэтому встречаются различные варианты приобретения дееспособности. Ее появление может совпадать с появлением, во-первых, трудовой праводееспособности (возникновение права на пособие по временной нетрудоспособности, трудовую пенсию по инвалидности и др.), во-вторых, гражданско-правовой праводееспособности (право на государственные пособия гражданам, имеющим детей). Кроме того, в отношении отдельных групп субъектов социального обеспечения установлены специальные нормы о дееспособности (например, у лица, достигшего 14-летнего возраста, возникает право самостоятельного обращения за назначением пенсии). Нормами законодательства о социальном обеспечении может быть установлен и повышенный возраст дееспособности. Так, медицинская стерилизация может быть проведена гражданину не моложе 35 лет.

Из вышесказанного делаем вывод, что правоспособность является условием для существования субъективного права либо обязанности, а дееспособность характеризует степень самостоятельности приобретения прав и обязанностей.

К субъектам, обязанным предоставлять обеспечение, относятся: Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, Фонд обязательного социального страхования РФ и его территориальные органы, федеральные и территориальные органы Фонда обязательного медицинского страхования РФ, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, иные органы государственной власти, местного самоуправления, организации, работодатели — физические лица. Указанные субъекты, за исключением работодателей — физических лиц, являются юридическими лицами.

Правосубъектность юридического лица складывается из правоспособности и дееспособности, возникающих одновременно, с момента регистрации юридического лица (госоргана). Правосубъектность лиц, обязанных предоставлять обеспечение, является специальной, выступает в виде компетенции, т. е. суммы прав, обязанностей и полномочий. Специальная правосубъектность осуществляется в материальных правоотношениях, а в процедурных правоотношениях проявляется административно-правовая правоспособность юридического лица.

Объект правоотношений по социальному обеспечению — материальные блага и услуги, адресованные гражданину, по поводу которых возникают правоотношения.

Конкретными объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают пенсии, пособия, компенсационные выплаты, меры социальной поддержки, социальное обслуживание, медицинская помощь.

Содержание правоотношений — субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения[4].

Содержание правоотношений по социальному обеспечению представляет собой совокупность субъективных прав и юридических обязанностей граждан и уполномоченных органов по поводу получения и предоставления социального обеспечения.

В правоотношениях по социальному обеспечению субъективные права граждан включают правомочие требовать у уполномоченных органов предоставления конкретных видов обеспечения в установленные сроки, в определенных законом размерах. В свою очередь, у уполномоченных органов существуют соответствующие праву граждан обязанности: выплата пенсий, пособий, их перерасчет, индексация, предоставление медицинских услуг и др.

Граждане несут обязанность по предоставлению надлежаще оформленных документов, извещению уполномоченных органов о наступлении обстоятельств, влекущих изменение, прекращение, приостановление предоставления обеспечения.

Организации-работодатели и работодатели — юридические лица обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения пенсий, пособий и др., сообщать в уполномоченные органы о приеме на работу и т. п.

Уполномоченные органы вправе потребовать от граждан предоставления необходимых документов, сообщения сведений, явки на экспертизу, соблюдения режима и пр.

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению выступают юридические факты, т. е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия. К числу таких обстоятельств могут относиться как события, независящие от воли людей (рождение ребенка, достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности), так и действия, совершаемые по воле (обращение за пенсией, пособием).

Особенностью отношений по социальному обеспечению является их сложность, поэтому для возникновения, изменения, прекращения правоотношения недостаточно одного юридического факта, а требуется наступление юридического состава — комплекса разнородных, самостоятельных юридических фактов, имеющих самостоятельное правовое значение. Возникновение правоотношений по социальному обеспечению является результатом взаимодействия всех элементов юридического состава.

Возникновение правоотношений по социальному обеспечению связывается с наступлением таких обстоятельств, как наличие страхового стажа определенной продолжительности, достижение определенного возраста, наступление временной нетрудоспособности, инвалидность, беременность, рождение ребенка, смерть кормильца, факт иждивения, потеря источника средств существования. На возникновение данных правоотношений влияют также причины инвалидности, размер заработка, факт подачи заявления в уполномоченный орган, вынесение решения уполномоченным органом о предоставлении обеспечения и др.

Правоотношения могут возникать только при наличии полного юридического состава, предусмотренного нормами права. Так, для возникновения правоотношения по обеспечению пенсией по старости требуется наличие страхового стажа не менее пяти лет, достижение пенсионного возраста, подача заявления в Пенсионный фонд РФ, вынесение этим Фондом решения о предоставлении пенсии.

Изменение правоотношений могут повлечь такие юридические факты, как увеличение продолжительности стажа, увеличение заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи, нарушение режима содержания в лечебно-профилактических учреждениях и др.

Прекращение правоотношений по социальному обеспечению следует из смерти пенсионера, восстановления трудоспособности, истечения срока выплаты и др.

  • [1] Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. С. 225.
  • [2] Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. 2-е изд., перераб. и доп., 2013. С. 106.
  • [3] Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. С. 450.
  • [4] Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. С. 464.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой