Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические качества спортсменов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человеческие действия и результаты обусловлены не только внешними стимулами и условиями, но и ранее существовавшей в организме готовностью (установкой) к их выполнению. В процессе труда у человека возникают разнообразные задачи, требующие соответствующих переключений установок. Способность к переключению установки не коррелирует с показателями уровня интеллекта, работоспособности, не зависит… Читать ещё >

Психологические качества спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В формировании психологической системы деятельности особое место принадлежит подсистеме профессионально важных качеств. Они выступают в роли тех внутренних характеристик субъекта, в которых отражаются внешние специфические воздействия, выступающих в форме профессиональных требований к личности. В них проявляются все основные характеристики структуры личности: мотивационнопотребностные, когнитивные, психомоторные, эмоционально-волевые и др. 10].

Спортивная деятельность на профессиональном уровне схожа с так называемыми экстремальными профессиями, так как осуществляется в экстремальных условиях. Следовательно, профессиональные спортсмены должны обладать примерно такими же качествами, как и военные, пожарные, спасатели, горнодобытчики, подводники, космонавты, милиционеры и др.

Например, согласно исследованиям, почти половина обследованных пожарных имели сильную нервную систему и низкую тревожность, одна треть была склонна к риску. Не склонные к риску имели слабую нервную систему и чаще всего высокую тревожность. Лица, склонные к риску, своевременно и тщательно готовятся к действиям в экстремальных условиях, Чем труднее предстоит работа, тем интенсивней они тренируются. Лица же, не склонные к риску, самоустраняются от тренировок в сложных условиях, По мере увеличения физических и психологических нагрузок у них значительно повышается психическая напряженность, в результате чего они допускают много ошибок.

Успешные каскадеры характеризуются старательностью, самокритичностью, бдительностью, умением предусмотреть опасность, упорством, стремлением к соперничеству, уравновешенностью и некоторой инертностью, что позволяет им оставаться спокойными в стрессовых ситуациях. Неуспешные каскадеры отличаются повышенной импульсивностью, эгоцентризмом, сниженным самоконтролем, болезненным самолюбием, недостаточным упорством, плохой социальной адаптацией [30].

Недостатки индивидуальных качеств человека проявляются не во всех трудовых задачах, именно в экстремальных ситуациях особенно ярко всплывают слабости консервативных свойств человека, и, в частности, его нервной системы [56].

Человеческие действия и результаты обусловлены не только внешними стимулами и условиями, но и ранее существовавшей в организме готовностью (установкой) к их выполнению. В процессе труда у человека возникают разнообразные задачи, требующие соответствующих переключений установок. Способность к переключению установки не коррелирует с показателями уровня интеллекта, работоспособности, не зависит от скоростных качеств. Люди с хорошей переключаемостью установок имеют малую подверженность опасности, люди же с плохой переключаемостью будут как бы «отставать» в своем приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому будут подвержены несчастным случаям [102].

Все ошибки рабочих подразделяются на две категории: 1) ошибки психомоторные (ошибки физического опыта); 2) ошибки принятия решения ошибки познавательного опыта.

Ошибки психомоторной сферы возникают чаще всего не столько из-за недостаточного развития навыков или их разрушения (в связи с утомлением, болезнью и пр.), сколько в результате неполноты сенсорного синтеза то есть неучета отдельных внешних условий, что ведет к неверной оценке обстановки, а поэтому и к выбору неправильного способа действия [103].

Лица, склонные к несчастным случаям на производстве обладают общими дифференцирующими показателями предрасположенности к опасности. К таким показателям следует отнести, в первую очередь, эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют также низкие качества внимания, недостаточная сенсомоторная координация, низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску [40].

Все вышесказанное относится и к спортивной деятельности, которая является экстремальной во всех видах спорта на высоком уровне состязаний, а также есть немало видов спорта, где экстремальные условия являются неотъемлемой частью и тренировочной деятельности.

В спорте у представителей разных видов спорта больше общего в чертах характера, чем отличий. Но, тем не менее, вид спорта накладывает свой отпечаток на личность спортсмена, а также свое влияние оказывают пол, возраст и квалификация спортсмена. Эти тенденции можно проследить, например, на исследовании самооценки спортсменов.

Самооценка — это общее представление спортсмена о самом себе, оценка выраженности своих черт личности.

Выявлена роль возраста на формирование самооценки спортсменов. Чем старше становятся спортсмены, тем выше они оценивают свои интеллектуальные способности, эмоциональные, волевые качества и ниже — здоровье и коммуникабельность, а также уровень притязаний, что связано с приобретением умений реалистичного оценивания своих возможностей.

Спортсмены мужского пола выше оценивают свое здоровье, внешность, интеллект, эмоциональные качества. Спортсменки выше оценивают свою коммуникабельность, в целом оценка самих себя оказалась выше у юношей.

Спортсменов циклических видов спорта отличают более высокие самооценки эмоциональных, волевых качеств, и низкие — в сфере внешности.

Спортсменов ациклических (художественных) видов спорта отличают более высокие самооценки внешности, интеллекта.

У спортсменов-единоборцев ниже самооценка интеллекта и коммуникабельности, выше притязания в сфере эмоциональных качеств.

Спортсмены игровых видов спорта выше оценивают свое здоровье, коммуникабельность и внешность.

Чем выше спортивный стаж, тем ниже самооценка спортсменами своего здоровья и выше самооценки интеллектуальных, волевых качеств, а также общая самооценка личности [28].

Интеллект спортсмена — это ядро его личности, профессионально важных качеств.

Заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион по греко-римской борьбе А. Карелин сформулировал требования к интеллекту борцов:

  • 1) быстрота простых и сложных реакций (выбора) переключений и точность антиципирующих реакций;
  • 2) мышечно-двигательные восприятия, обеспечивающие самоконтроль за различными параметрами выполняемой техники: силовыми, пространственно-временными и структурными характеристиками приемов и комбинаций;
  • 3) уровень развития идеомоторики играет большую роль при составлении тактического плана проведения атакующих технических действий;
  • 4) уровень развития оперативно-двигательной памяти, когда требуется из массы ранее изученных приемов воспользоваться в процессе схватки наиболее рациональным приемом;
  • 5) уровень развития тактического и оперативного мышления позволяет своевременно и правильно оценить различные действия, сделать обобщения по различным рабочим ситуациям, переработать предполагаемую, текущую и ретроспективную информацию, перестраивать тактический и стратегический план в ходе соревнования, выполнять

«реактивную» перестройку ранее намеченных тактических программ и ситуаций поединка;

  • 6) способность к концентрации внимания, распределению и переключению обеспечивает успешную подготовку и реализацию задуманных действий и позволяет своевременно и правильно оценивать окружающую обстановку в ходе ведения поединков, свои действия на фоне действий соперника, судейского аппарата, поведение тренера и зрителей;
  • 7) способность к самоконтролю за быстротой, временем усилиями и точностью движений, простых и сложных действий, связанных с ориентировкой во времени и пространстве, позволяет уверенно чувствовать себя в ходе схватки [32].

Думается, что эти интеллектуальные качества должны присутствовать у всех спортсменов контактных видов спорта, а также многих других спортивных дисциплин.

В спорте высших достижений особенно ценится такая интеллектуальная способность как креативность, то есть способность к творчеству.

Американский психолог П. Торренс в исследовании школьников обнаружил, что способность к творчеству имеет некую периодичность — максимумы с интервалом в четыре года: в 5, 9, 13 и 17 лет. Торренс показал, что одаренные люди чаще склонны к дивергентному мышлению, то есть быстрее решают задачи со многими ответами, при этом предлагая ряд оригинальных вариантов. Менее одаренным людям присуще конвергентное мышление — они лучше справляются с задачами, имеющими одно правильное решение [105].

К настоящему времени психологам удалось выделить основные черты, присущие мысли и характеру талантливых людей. Главные из них — беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, мужество как способность принимать решения в ситуации неопределенности [22].

При комплексном исследовании личности спортсменов высокого класса одновременно пятью тестами, дающими сведения о 62 качествах личности, наиболее характерными для спортсменов оказались: эмоциональная устойчивость, лидерство, склонность к риску, расчетливость, новаторство, самоконтроль, общительность [65].

Американский психолог спорта Б. Дж. Кретти выделил некоторые черты, наиболее часто встречающиеся у спортсменов. К ним относятся высокий уровень агрессивности (который почти всегда находится под контролем у спортсменов высокого класса), высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия, твердость характера.

Твердость характера является одной из наиболее упоминаемых личностных характеристик спортсменов высокого класса. Для индивида, наделенного этой чертой, свойственны эмоциональная зрелость, независимость в мыслях и действиях, критичность в оценке себя и окружающего мира, способность владеть своими чувствами и не показывать тревоги в различных ситуациях.

Обычно принято считать, что спорт положительно влияет на формирование и развитие личности занимающихся. Но здесь результаты исследований расходятся. Некоторые ученые считают, что формирование личности завершается в ранней юности и после этого занятия спортом не вызывают каких-либо существенных изменений.

А другие исследования, в частности, пловцов показали, что по мере того, как юные спортсмены созревали, у них улучшался самоконтроль, повышался уровень личностной тревожности, они становились более приветливыми, общительными, настойчивыми, жизнерадостными, устойчивыми и менее замкнутыми и эгоцентричными [41].

Таким образом, деятельность спортсмена и его личность взаимосвязаны. В профессиональный спорт приходят таланты с определенным характером, а занятия спортом на высоком уровне формируют специфические черты личности.

Лучшие спортсмены потому и являются лучшими, что смогли соединить в себе все: спортивное мастерство, тактическое умение, физические данные, а также умение управлять своими психическими процессами. Последнее играет особую роль: у спортсмена всегда остается возможность для совершенствования мастерства по мере улучшения личных качеств [79].

В Приложении 7 предлагается для использования в процессе отбора 16-факторный личностный опросник американского психолога Р. Кеттелла, который дает возможность оценить ряд качеств, необходимых профессиональному спортсмену: интеллект, общительность, смелость, готовность к риску, независимость в суждениях и поведении, тревожность, релаксированность, лидерство, склонность к новаторству и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой