Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие, принципы и нормы морского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип нерушимости государственных границ. Он был сформулирован в заключительном акте СБСЕ 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг с другом, как и границы всех государств в Европе, и потому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных… Читать ещё >

Понятие, принципы и нормы морского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под морским правом следует понимать систему принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами по поводу морепользования[1].

Морские пространства, включая дно и его недра, а также отношения, возникающие в связи с морепользованием, являются объектами морского права.

Субъектами морского права могут выступать как государства, так и юридические и физические лица.

По субъектному составу, порядку принятия и иным характеристикам нормы морского права могут быть выделены в три группы:

  • — нормы международного морского публичного права;
  • — нормы международного морского коммерческого права;
  • — нормы внутреннего законодательства конкретного государств.

Нормативный массив морского права состоит из различных по характеру норм[2]. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров норма общего международного нрава, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер, признается императивной нормой (лат. — jus cogens), и на этом основании формулируются принципы международного права.

Принципы международного права — это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат практики международных отношений, получившие юридическое закрепление в общепризнанных и универсальных источниках международного права.

Принципы международного права признаются в качестве императивных норм, т. е. норм международного права, имеющих обязательный характер для всех субъектов, и их действие распространяется на весь комплекс международных отношений, включая области, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.

Основные принципы международного публичного права зафиксированы в ст. 2 Устава ООН, и их содержание дополнительно раскрывается в Декларации о принципах, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., а также Декларации принципов, которыми государства-участники должны руководствоваться во взаимных отношениях, содержащиеся в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975.

Для поддержания международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между нациями члены ООН на основе ст. 2 Устава действуют в соответствии с принципами:

  • 1) суверенного равенства всех ее членов;
  • 2) добросовестного выполнения принятых на себя обязательств;
  • 3) разрешения международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;
  • 4) неприменения силы в международных отношениях или угрозы ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, гак и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций;
  • 5) невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Принцип суверенного равенства государств означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, административную, исполнительную и судебную власть, без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник как международно-правовой обычай, что было связано с развитием государственности и практики заключения международных договоров. Как общепризнанная норма поведения субъектов данный принцип закреплен в Уставе ООН, его преамбула подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права».

Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно и. 3 ст. 2 Устава ООН «все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Принцип неприменения силы или угрозы ее применения. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН гласит: «все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных наций».

Согласно Уставу ООН запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженного насилия, которое носит характер противоправного применения силы (п. 4 ст. 2 Устава ООН).

Устав ООН предусматривает только два случая правомерного применения вооруженной силы:

  • — в целях самообороны (ст. 51);
  • — по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

Статья 51 Устава ООН применяется, только если произойдет вооруженное нападение на государства; ст. 42 используется Советом Безопасности ООН только тогда, когда рекомендованные меры невооруженного характера недостаточны, уполномочивается предпринять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Среди таких мер:

  • — демонстрация;
  • — блокада;
  • — операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.

Таким образом, принцип неприменения силы предусматривает запрещение агрессивных войн.

Принцип невмешательства во внутренние дела. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН, Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия всех участников ООН. Из этого правила есть исключение, касающееся изменения принудительных мер на основании гл. 7 Устава ООН, т. е. действия, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

Принцип территориальной целостности государств. Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности любого государства. Декларация о принципах международного права 1970 г. раскрывает содержание п. 4 ст. 2 Устава ООН следующим образом:

  • — государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение единства и территориальной целостности любого государства;
  • — территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы;
  • — не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения.

Принцип нерушимости государственных границ. Он был сформулирован в заключительном акте СБСЕ 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг с другом, как и границы всех государств в Европе, и потому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, т. е. государства «будут соответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Принцип равноправия и самоопределение народов. Пункт 2 ст. 1 Устава ООН гласит, что одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов». Принцип равноправия и уважения, самоопределения народов получает свое подтверждение и развитие в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., в Декларации о правах человека 1966 г., в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ подчеркнуто особое право пародов распоряжаться своей судьбой.

Современное международное морское право устанавливает нормы, отклонение от которых также невозможно, даже путем соглашения между государствами. Всеобщность их официального признания и длительная международная практика свидетельствуют о том, что в морепользовании также сложились императивные нормы, которые могут быть отнесены к «принципам морского права», а именно:

  • 1) принцип свободы открытого моря;
  • 2) принцип справедливого разграничения (применяется при делимитации морских пространств между государствами, побережье которых смежно или прогиволежаще);
  • 3) принцип иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях;
  • 4) принцип обязательности доступа к морю государств, не имеющих к нему выхода;
  • 5) принцип запрета пиратства и работорговли.

Нормы международного морского права неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям. По форме они делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

По субъектно-территориальной сфере действия нормы морского права можно разделить на универсальные, региональные, локальные и внутригосударственные.

Универсальные нормы — это правила, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или всеми государствами потому, что в объекте регулируемых ими отношений заинтересованы все государства.

Региональные нормы — это правила, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств или имеющие вполне определенный пространственный предел действия.

Локальные нормы регулируют двусторонние или многосторонние отношения между государствами по вполне конкретному предмету отношений и могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия.

По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии), запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие), управомочивающие (например, признание права каждого государства на морские научные исследования).

Наконец, применяется деление норм на материальные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, и процессуальные, регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

Проблема соотношения различных норм является важной для всякого права, в том числе и международного. Различия в применении правовых норм к конкретным случаям межгосударственных отношений на море обусловлены отличием реальных отношений, возникающих в процессе эксплуатации морских пространств от действующей нормативной модели. Юридическая функция общих норм заключается в нормативном регулировании отношений между субъектами международного права. Указанные нормы представляют собой единый общеобязательный масштаб поведения субъектов и служат оценочным критерием деятельности в межгосударственной сфере. Сам факт их существования определяет оценку деятельности как правомерной или неправомерной и таким путем ее соответствия интересам взаимодействующих субъектов и более широкого круга государств[3].

Вместе с тем реальные отношения, складывающиеся по поводу использования морских пространств, всегда богаче, разнообразнее и динамичнее общей международно-правовой нормативной модели. Различия между ними в какой-то степени нивелируют частные (индивидуальные) или специальные нормы[4].

Энциклопедические источники под специальными нормами права понимают те, которые действуют в отношении определенной категории лиц, органов или организаций[5]. Специальные нормы призваны существенно дополнять и детализировать общие нормы, однако в какой-то мере они их и ограничивают, создавая конкуренцию или противоречия, которые теоретически должны разрешаться в пользу общих норм. Вместе с тем на практике, если общая и специальная нормы конкурируют, мореплавателю приходится соблюдать норму специальную. В частности, такие примеры можно найти в отношении правил прохода через территориальное море государственных судов или судов, имеющих специальные характеристики, а также в отношении установления прибрежными государствами ограничений на плавание в определенных районах территориального моря.

Что касается морского коммерческого права, то кроме перечисленных выше общих принципов международного публичного права, оно оперирует и специальным принципом, который может быть сформулирован как принцип автономии воли сторон. Под автономией воли принято понимать институт, объединяющий нормы, которые регулируют вопросы, возникающие вследствие заключения сторонами договора соглашения о праве, применимом к их отношениям.

Нормы морского коммерческого права имеют туже природу, что и международного частного права. Последние принято называть коллизионными, конфликтными, отсылочными или правоприменительными.

Назначение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений может претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо разрешить возникшую коллизию. Коллизионные нормы частного права разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементом праву определенной страны.

Принято различать национально-правовые и международно-правовые коллизионные нормы. Различие проявляется как в сфере действия, так и применения. Сфера действия коллизионных норм, предусмотренных международным договором, значительно шире, так как они применяются всеми участниками международных договоров при полном тождестве их редакции.

Кроме того, коллизионные нормы делятся на диспозитивные, императивные и относительно-императивные. Императивная означает недопустимость отступления от предусмотренных обязательств, а диспозитивная подразумевает автономию воли сторон при заключении международных сделок. Относительно-императивные — это нормы, отступление от которых допускается при наличии определенных, заранее зафиксированных условий.

Коллизионные нормы также могут быть разделены на односторонние и двусторонние. Первые определяют пределы применения только одного, обычно собственного права, вторые сформулированы более широко и устанавливают пределы применения как отечественного, так и иностранного права.

Реализация норм морского права представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями. Нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм морского права. Тогда процесс реализации может включать два вида деятельности:

  • а) правовое и организационное обеспечение реализации, включающее обеспечительное нормотворчество, контроль и право применения;
  • б) непосредственную фактическую деятельность по достижению социально значимых результатов (например, пресечение незаконного рыболовства или запрет на добычу минеральных ресурсов), в результате которой субъекты достигают определенного состояния, сохранения или упразднения предмета или явления.

Государства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. Реализация норм международного права — проблема не только сугубо юридическая, а также социальная и политическая. Задача морского права — закрепление в юридической форме прав и обязанностей субъектов и обеспечение функционирования определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права и его норм зависит в конечном счете от наличия соответствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок — от состояния самих международных отношений и внутригосударственного правопорядка.

  • [1] Под морепользованием мы понимаем деятельность государств, физических и юридических лиц по разведке, разработке и эксплуатации морских ресурсов, военного и иногомореплавания, осуществляемого в коммерческих и некоммерческих целях, проведение научных исследований, строительство искусственных сооружений, осуществление туризма, археологии, а также и иную деятельность, направленную на достижение и других целей, связанных с морскими пространствами и морским дном.
  • [2] Более подробно см.: Лукашук И. И. Нормы международного права. М.: Спарк, 1997;Талалаев А. Н. Право международных договоров. М, 1980; Shaw. М. International law. GrotiusPub. Cambridge UP, 1991.
  • [3] Лукашук И. И. Нормы международного права в международной нормативной системе. РАЕН Институт государства и права. М.: Спарк, 1997. С. 115.
  • [4] Юридический энциклопедический словарь / под ред. А. Сухарева. М.: Совет, энциклопедия, 1987. С. 196.
  • [5] Энциклопедический юридический словарь / под ред. В. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 254.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой