Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Национальные и природные парки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Соотношения размеров каждой функциональной зоны в различных национальных парках заметно варьируется — заповедная зона может составлять наибольший процент площади в национальных парках: «Приэльбрусье» (73%), «Забайкальский» (41%), «Сочинский» (37,5%), а может… Читать ещё >

Национальные и природные парки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идея создания национальных парков возникла более 120 лет назад в США. В основе данного названия ООПТ лежало стремление подчеркнуть, что данная территория принадлежит всему народу, всей нации.

Система национальных парков в России возникла в 1980;х гг. Первые национальные парки были образованы в 1983 г. Это «Сочинский» на Черноморском побережье и «Лосиный остров» на территории г. Москвы. В настоящий момент в Российской Федерации 47 национальных парков площадью 12,7 млн га, расположенных на территориях 12 республик, 5 краев, 20 областей, 1 города федерального значения и 1 автономного округа.

Национальные парки — это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях, а также для отдыха и туризма. Их особое значение заключается в том, что, сохраняя участки природы как резерв национального наследия, они служат эффективным средством природоохранного воспитания, распространения экологических знаний. Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

  • а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
  • б) сохранение историко-культурных объектов;
  • в) экологическое просвещение населения;
  • г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
  • д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
  • е) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
  • ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства РФ, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. В случаях, установленных федеральными законами, национальные парки могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заповедников при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое преобразование.

В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

  • а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
  • б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
  • в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
  • г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
  • д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
  • е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Соотношения размеров каждой функциональной зоны в различных национальных парках заметно варьируется — заповедная зона может составлять наибольший процент площади в национальных парках: «Приэльбрусье» (73%), «Забайкальский» (41%), «Сочинский» (37,5%), а может наименьший — «Мещерский» (0,1%), «Русский Север» (1%), «Нижняя Кама» (7%) и т. д.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

  • а) разведка и разработка полезных ископаемых;
  • б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
  • в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
  • г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
  • д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено п. 1 ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;
  • е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
  • ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
  • з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
  • и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.

Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством РФ порядке.

Земельные участки (в том числе земельные участки, па которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством РФ. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

Запрещается изъятие или иное прекращение нрав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, вправе предоставлять в границах зоны хозяйственного назначения своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном федеральными законами.

Организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков. В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Правовое положение природных парков имеет сходные и отличные черты с положением национальных парков.

Схожими являются задачи, стоящие перед национальными и природными парками, заключающиеся в создании условий для отдыха (в том числе массового), разработка и внедрение эффективных методов охраны природы, поддержание экологического баланса.

Однако в отличие от национальных парков, природные парки:

  • — являются природоохранными рекреационными учреждениями, решения об образовании которых принимают органы государственной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
  • — природные парки находятся в ведении субъектов РФ, и их деятельность финансируется из бюджета соответствующего субъекта РФ;
  • — в отличие от национальных парков, внутренняя структура которых четко закреплена в законе, перечень функциональных зон природных парков не сформулирован как исчерпывающий, т. е. решение данного вопроса оставлено на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ; при этом в случае создания на территории субъекта РФ нескольких природных парков, их внутренняя структура может не совпадать.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой