Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Страны латинской америки в системе международного бизнеса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Панама, Мексика и Чили предпочли немного другую стратегию вовлечения в интеграционные процессы. Эти страны являются лидерами по количеству заключенных в большинстве своем двусторонних соглашений о создании зон свободной торговли. Такие соглашения позволяют, с одной стороны, облегчить доступ экспортеров латиноамериканских государств к рынкам как развитых, так и развивающихся стран. С другой… Читать ещё >

Страны латинской америки в системе международного бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На сегодняшний день глобализация мировой экономики заставляет компании искать новые рынки для развития бизнеса. Территориальная приближенность регионов уже играет не такую основополагающую роль при выборе международной среды деятельности предприятий. Компаниями анализируются все потенциальные рынки сбыта для производимой ими продукции, даже весьма удаленные, в том числе и российские фирмы проявляют большую заинтересованность в латиноамериканском регионе.

Динамично развивающиеся государства Латинской Америки привлекают внимание многих международных компаний. Однако в последнее время в политике и экономике ряда стран региона стали происходить трансформационные процессы, характеризующиеся изменениями бизнес-среды. Эти преобразования в Латинской Америке могут представлять собой как возможности, так и угрозы для развития предпринимательской деятельности. Поэтому компаниям необходимо принимать во внимание изменения, происходящие на латиноамериканском рынке, и, соответственно, корректировать свою стратегию ведения бизнеса.

В данной главе будут рассмотрены особенности экономического развития и современная роль стран Латинской Америки в мировой экономике. Те преобразования, которые происходят в сфере деятельности иностранных компаний в государствах региона, будут представлены с помощью PEST-анализа (см. гл. 3). Это позволит охарактеризовать специфику международного бизнеса в Латинской Америке, а также оценить перспективы и стратегии выхода российских компаний на данный рынок.

Роль стран Латинской Америки в системе мирохозяйственных связей

Латинская Америка — это регион в Западном полушарии южнее США, включающий Мексику, все страны Центральной и Южной Америки, а также страны Карибского бассейна. Он занимает приблизительно седьмую часть суши, а численность населения превышает 580 млн человек. Латиноамериканский регион включает в себя 33 суверенных государства и почти 20 зависимых территорий.

Латиноамериканские страны — это относительно молодые государства: крупные страны получили независимость в 20-е гг. XIX в., а многие островные государства — лишь в 60−70-е гг. XX в. Однако нельзя забывать и о самобытной культуре стран и наследии майя, инков и ацтеков. Хотя наибольшее воздействие на формирование латиноамериканских наций оказали колонизаторы с Иберийского полуострова — испанцы и португальцы, однако прослеживается влияние и индейцев, а также африканцев, которые были рабами завезены в регион.

Государственный язык большинства стран имеет общую латинскую основу. Более 60% населения говорит преимущественно по-испански, свыше 30% - по-португальски (это жители 197-миллионной Бразилии). Лишь в некоторых небольших государствах (Суринам, Гайана, Белиз), главным образом островных (среди стран Карибского бассейна лишь в Доминиканской республике и на Кубе говорят по-испански), официальными являются французский, английский и голландский языки.

Размышляем самостоятельно

Языковые различия могут оказывать существенное влияние на ведение международного бизнеса. В частности, необходимо учитывать тонкости перевода на иностранный язык. Так, американская авиакомпания «Бранифф Эйрлайнс» в середине 1990;х гг. попыталась выйти на латиноамериканский рынок с новым предложением. Кожаные сидения расценивались как существенное преимущество бизнес-класса в их самолетах, поэтому слоган компании на английском звучал следующим образом: «Летай в коже» (Fly in leather). Однако при дословном переводе на испанский язык получилось: «Летай голым» (Vuela en Cueros), что, естественно, не было воспринято потребителями и отрицательно отразилось на деятельности авиаперевозчика. Приведите другие примеры, каким образом необходимо учитывать роль иностранного языка в международном бизнесе.

Все страны Латинской Америки относятся к группе развивающихся стран, кроме Гаити, являющейся наименее развитой страной. Однако структура экономики и уровень экономического развития латиноамериканских государств неоднородны. Можно выделить группу преуспевающих стран с динамично развивающимися экономиками — Бразилия, Мексика, Аргентина и Чили. Экономика других государств региона, которые обладают значительными запасами либо минерального, либо сельскохозяйственного сырья, зависит от развития соответствующих отраслей. Например, важную роль в экономиках Венесуэлы, Боливии и Тринидада и Тобаго играет нефтегазовый сектор, в Эквадоре — производство нефти и выращивание бананов, Гватемале, Коста-Рике — сахарная промышленность и т. д. Ряд островных государств живет за счет развития туризма и офшорной деятельности (Багамские острова, Антигуа и Барбуда и др.).

Суммарный ВВП латиноамериканского региона превышает 5,8 трлн долл., а годовой прирост ВВП — около 4,7%, однако данные показатели не столь значительны по сравнению с другими развивающимися странами. Самые крупные экономики Латинской Америки — это Бразилия и Мексика, ВВП которых составляет 2,4 и 1,2 трлн долл, соответственно. Однако самой богатой латиноамериканской страной являются Багамские острова с ВВП на душу населения в размере 22 431 долл. Эти и другие показатели экономического развития ряда латиноамериканских стран представлены в табл. 23.1, которая показывает, с одной стороны, схожесть экономик, а, с другой — их неоднородность.

Роль сельского хозяйства велика в целом ряде латиноамериканских стран, таких как Парагвай (23% в ВВП), Аргентина (11%), Гватемала (11%), и др. На самом деле, практически для всех государств региона сельское хозяйство исторически является важной отраслью экономики, которая обеспечивает занятость населения и приносит немалый доход, в том числе за счет экспортных поставок. Латинская Америка является ведущим в мире регионом по целому ряду сельскохозяйственных товаров: сахар, кофе, бананы, апельсины и другие виды фруктов, соевые бобы, разные виды овощей, вино и т. д. Более того, нельзя забывать и о значимой роли животноводства в целом ряде латиноамериканских государств (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай и т. д.).

Таблица 23.1

Экономические показатели латиноамериканских государств в 2011 г.[1]

Страна.

ВВП, млрд долл.

ВВП на душу населения, долл.

Темпы прироста ВВП, %.

Доля услуг в ВВП, %.

Доля промышленности в ВВП, %.

Доля сельского хозяйства в ВВП, %.

Аргентина.

10 942.

8,9.

Бразилия.

12 594.

2,7.

Мексика.

10 047.

3,9.

Чили.

14 394.

Венесуэла.

10 810.

4,2.

Парагвай.

6,9.

Эквадор

7,8.

Гватемала.

3,9.

Ямайка.

7,6.

Багамские острова.

22 431.

1,6.

Латинская Америка.

4,7.

Необходимо отметить значение добывающей промышленности в Латинской Америке: Венесуэле, Боливии, Колумбии, Эквадоре, Тринидаде и Тобаго и ряде других стран. Нефтегазовый сектор с 1970—1980;х гг. развивается достаточно быстрыми темпами в государствах регионов и является привлекательной отраслью для инвестиций. Здесь особо стоит отметить роль Бразилии в разработке и производстве биотоплива, второй в мире после США. Другие страны являются нетто-импортерами минерального сырья, такие как Чили, Перу, большинство стран Нейтральной Америки и Карибского бассейна.

Размышляем самостоятельно

На основе сравнительного анализа государств, представленных в табл. 23.1, поясните, как структура экономики латиноамериканских стран может быть оценена с точки зрения перспектив развития международного бизнеса.

Металлургия также является важной отраслью для ряда стран. Так, Бразилия обладает огромными запасами таких природных ресурсов, как ниобий (являясь фактически монополистом), железная руда, марганец, бокситы, олово, никель, алюминий и др. Она входит в первую десятку стран — производителей стали. Чили является ведущим производителем меди в мире, а Перу — серебра. На Ямайке разрабатываются крупные месторождения бокситов и т. д.

В Южной и Центральной Америке также развиты текстильная и другие виды легкой промышленности. Однако за последнее время производство текстиля и одежды в регионе несколько снизилось за счет растущей конкуренции со стороны азиатских стран. Машиностроительная отрасль в Латинской Америке не обладает сильными конкурентными преимуществами. Так, например, электроника и электротехника развиваются в Мексике, Бразилии и в ряде центральноамериканских государств, однако в большей степени за счет присутствия иностранных ТНК в этой отрасли. В целом стоит отметить, что в Мексике, благодаря ее членству в НАФТА и беспошлинному доступу на рынок США, располагаются множество сборочных производств зарубежных ТНК. В автомобилестроении Латинской Америки представлены только иностранные концерны. Лишь в авиастроении Бразилия достигла определенных результатов: компания «Эмбраер» является ведущим производителем самолетов не только в Латинской Америке, но и входит в пятерку мировых производителей региональных лайнеров.

Сфера услуг развивается достаточно динамично во многих странах, однако наибольшее значение она имеет для относительно небольших государств, таких как Ямайка и Багамские острова, а также Бразилии, где доля услуг в ВВП достигла 67%. В основном речь идет о финансовых услугах за счет деятельности офшорных территорий, а также о туристических, транспортных и телекоммуникационных услугах.

Исходя из истории экономического развития региона, приведшей к такой структуре экономики латиноамериканских стран, за ними закрепилась сельскохозяйственная специализация в международном разделении труда. На сегодняшний день их доля в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции составляет более 12%. У многих государств региона основными экспортными товарами являются именно продукты сельского хозяйства. Нельзя забывать и об определенной роли латиноамериканских стран на мировом рынке сырья: их доля насчитывает около 8%. Наконец, совсем невелико присутствие данного региона на мировом рынке промышленных товаров — около 4% (при этом 2% приходится на Мексику) и услуг — около 3,5%.

Основными экспортными товарами латиноамериканских государств являются сельскохозяйственная продукция, минеральное сырье, а также ограниченная номенклатура промышленной продукции. Импорт Латинской Америки в основном состоит из разнообразных промышленных и потребительских товаров.

Уровень таможенно-тарифной защиты в Латинской Америке достаточно высок. Так, применяемый средневзвешенных тариф во многих странах региона превышает 10%. Для защиты своего рынка ряд латиноамериканских государств (такие как Бразилия, Аргентинка, Мексика) также применят другие меры защиты своего национального рынка: от антидемпинговых мер до нетарифных барьеров.

Ведущими торговыми партнерами латиноамериканских государств являются США, КНР и страны ЕС. Стоит отметить, что роль КНР в последнее время существенно возросла, особенно после мирового экономического кризиса 2008−2009 гг. В табл. 23.2 представлена товарная и географическая структура внешней торговли ряда латиноамериканских стран. С одной стороны, можно отметить определенную схожесть в торговле государств региона, с другой, наблюдаются и различия в специализации стран на мировых рынках.

Кроме того, табл. 23.2 показывает, что для некоторых стран особое значение имеет торговля с соседями по региону. Здесь следует подчеркнуть, что практически все латиноамериканские государства являются членами той или иной региональной интеграционной группировки. Самым динамично развивающимся интеграционным блоком в регионе является МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южного конуса), который объединяет Бразилию, А? ргентину, Уругвай, Парагвай и, с недавнего времени, Венесуэлу.

Таблица 23.2

Характеристика внешней торговли стран Латинской Америки, 2011 г.[2]

Страна.

Основные экспортные товары.

Основные импортные товары.

Ведущие импортеры.

Ведущие экспортеры.

Эквадор

Нефть, бананы, цветы, кофе, рыба.

Нефтепродукты, промышленные и потребительские товары.

США, Панама, Перу.

США, КНР, Колумбия.

Венесуэла.

Нефть, цветные металлы.

Оборудование, медикаменты, химическая продукция.

США, КНР, Индия.

США, КНР, Бразилия.

Аргентина.

Соевые бобы, транспортные средства, нефть, пшеница.

Автомобили и запчасти, машины и оборудование, нефть, химическая продукция.

Бразилия, КНР, Чили.

Бразилия, США, КНР.

Боливия.

Природный газ, нефть, цинк.

Нефтепродукты, автомобили, оборудование, пластик.

Бразилия, США, Республика Корея.

Чили, Бразилия, Аргентина.

КостаРика.

Фрукты, сахар, кофе, электронные приборы.

Нефтепродукты, оборудование, потребительские товары.

США, КНР, Нидерланды.

США, Мексика, КНР,.

Чили.

Медь и медная руда, фрукты, рыба, бумага.

Нефть и нефтепродукты, транспортные средства, оборудование.

КНР, США, Япония.

США, КНР, Бразилия.

Сальвадор

Кофе, сахар, одежда, изделия из пластика.

Нефть, оборудование, потребительские товары.

США, Гватемала, Гондурас.

США, Гватемала, Мексика.

Мексика.

Оборудование, нефть, фрукты, овощи.

Оборудование и запчасти, транспортные средства и запчасти.

США, Канада, КНР.

США, КНР, Япония.

Парагвай.

Соевые бобы, мясо, пшеница, хлопок.

Электронное и другие виды оборудования, нефтепродукты, транспортные средства.

Уругвай, Бразилия, Аргентина.

Бразилия, КНР, США.

Бразилия.

Транспортное оборудование, железная руда, соевые бобы, кофе, сахар, автомобили.

Машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, автомобили и запчасти, химическая продукция, электроника.

КНР, США, Аргентина.

США, КНР, Аргентина.

МЕРКОСУР является незавершенным таможенным союзом, как и Андское сообщество (союз Боливии, Эквадора, Перу и Колумбии), и Центральноамериканский общий рынок, объединяющий Гватемалу, Гондурас, Коста-Рику, Никарагуа и Сальвадор (ЦАОР). Незавершенность данных таможенных союзов заключается в том, что единый внешний тариф распространяется не на все товары и единой таможенной территории для третьих стран не существует[3].

Размышляем самостоятельно

Подумайте, в чем заключаются преимущества и недостатки интеграционных группировок для развития международного бизнеса. Приведите примеры.

Карибское сообщество (КАРИКОМ) является общим рынком в Карибском бассейне. Однако для всех этих группировок характерна невысокая доля внутризональной торговли (нс более 15%) в связи с определенной однородностью структуры экономки. Тем не менее, эти объединения являются достаточно привлекательными для иностранных инвесторов, и чаще всего инвестор выбирает одну страну-участницу для экспансии во все страны региона.

Панама, Мексика и Чили предпочли немного другую стратегию вовлечения в интеграционные процессы. Эти страны являются лидерами по количеству заключенных в большинстве своем двусторонних соглашений о создании зон свободной торговли. Такие соглашения позволяют, с одной стороны, облегчить доступ экспортеров латиноамериканских государств к рынкам как развитых, так и развивающихся стран. С другой, за счет такого доступа, особенно на рынок США, многие зарубежные компании пытаются построить на территории данных стран свои сборочные производства. Латиноамериканские страны становятся более привлекательными для ведения бизнеса, но и при этом обостряется конкуренция на их рынках. В целом, таким образом, развивается и торговля, и движение капитала.

Латинская Америка является привлекательным субъектом инвестирования. В 2011 г. приток ПЗИ в латиноамериканские страны составил более 215 млрд долл.[4] В настоящее время доля ПЗИ в регионе значительно превышает долю портфельных и прочих инвестиций, что можно охарактеризовать тем, что в государствах Латинской Америки проводится определенная политика по привлечению инвесторов и наблюдается положительная тенденции роста прямых инвестиций в экономики стран. Кроме того, стоит отметить и неразвитость фондового рынка.

Доля Латинской Америки в общем объеме привлеченных ПЗИ — около 7%, однако среди развивающихся стран — лишь 25%. К этому привело, во-первых, усиление конкуренции в сфере инвестирования, как между странами региона, так и с другими государствами. В частности, определенное уменьшение инвестиционной привлекательности Латинской Америки можно объяснить усилением внимания инвесторов к странам Азии. Во-вторых, ТНК основных стран-инвесторов стали инвестировать меньше в связи с неадекватным и даже в некоторых случаях весьма жестким инвестиционным законодательством в странах Латинской Америки.

Основными инвесторами в латиноамериканский регион являются страны ЕС и США. При этом следует отметить, что с 1991 до 1997 г. США значительно опережали Европу, их доля в общем объеме инвестиций в Латинскую Америку составляла 61,8%, а ЕС — 43,5%. После 1997 г. ЕС стал преобладать в инвестиционной сфере в данном регионе. Крупнейшими странами-реципиентами (равно как и странами-инвесторами) в регионе являются Мексика и Бразилия.

Для государств Латинской Америки Мексика является хорошим примером страны, успешная модификация законодательства которой привела к увеличению ПЗИ. С одной стороны, Закон об иностранном инвестировании 1993 г. практически полностью либерализовал инвестиционную сферу. Он отражал тройственную стратегию: открыть ключевые экономические сектора для большого акционерного участия со стороны иностранных корпораций; облегчить процесс рассмотрения проектов и скоординировать усилия различных правительственных департаментов, отвечающих за стимулирование ПЗИ. С другой стороны, нельзя не упомянуть о таком феномене, как «макиладорес». Это промышленные предприятия, занимающиеся сборкой или обработкой иностранных компонентов и полуфабрикатов, временно импортируемых беспошлинно и реэкспортируемых после сборки и переработки. То есть речь идет о свободной экономической зоне, той практике привлечения иностранных инвестиций, которая распространена и в других странах региона.

Крупнейшие ТНК в Латинской Америке — Elektrisola (ТНК США в Мексике в сфере металлургии), Telefonica de Brasil (ТНК Испании, занимающаяся телекоммуникациями), BBVA Bancomes (транснациональный банк США в Мексике). Их основными целями являются: проникновение в рентные отрасли, связанные с использованием природных ресурсов (ПЗИ в добывающую отрасль в Эквадоре, Колумбии и т. д.); участие в индустриализации наиболее динамичных отраслей промышленности, в экспортной торговле (ТНК по производству электронных приборов в центральноамериканских странах); использование региональной интеграции для завоевания новых рынков; а также вложение денежного и интеллектуального капиталов в высокотехнологичные отрасли первых поколений в целях обеспечения руководства ими. На сегодняшний день роль ТНК в экономиках государств Латинской Америки весьма значима.

Помимо добывающей и обрабатывающей промышленности, сфера услуг (финансовый, телекоммуникационный, транспортный и др. сектора) также достаточно привлекательна для привлечения ПЗИ (ее доля — около 40%). Не стоит забывать и о популярных офшорных зонах. Так, по подсчетам, приток и отток ПЗИ из Британских Виргинских островов составил около 16 млрд долл. Развиваются и услуги аутсорсинга в странах Центральной Америки и Карибского бассейна.

Отток ПЗИ из региона в 2011 г. был более чем в два раза меньше притока (100 млрд долл.). Таким образом, страны Латинской Америки в большинстве своем нетто-импортеры капитала. Тем не менее в последнее время наблюдается феномен развития латиноамериканских ТНК и увеличения их роли в системе мирохозяйственных связей. К крупнейшим латиноамериканским ТНК относятся: CEMEX (Мексика, цемент), Companhia Vale do Rio Doce (Бразилия, добыча и разработка), Petroleo Brasileiro (Бразилия, нефть), America Movil и Telefonos De Mexico (Мексика, телекоммуникации), Petroleos De Venezuela (Венесуэла, нефть), Metalurgica Gerdau (Бразилия, металлы), FEMSA, Gruma и Grupo Bimbo (Мексика, пищевая промышленность). Однако не только крупный бизнес выходит за пределы латиноамериканского рынка.

Вопросы практики

Polio Campern — сеть ресторанов фаст-фуд в Центральной Америке, которая зародилась еще в 1971 г. в Гватемале, специализируется на приготовлении блюд из курицы и представлена во многих латиноамериканских странах. В отличие от США, это был не просто фаст-фуд, но и кафе, где можно было посидеть в теплой обстановке.

В 1990;х гг. многие иммигрировали из Гватемалы в США. Однако воспоминания о хорошем кафе остались, и некоторые гватемальцы, навещая родственников в США, стали привозить продукцию Polio Campern с собой. Однажды одна клиентка заказала 1600 блюд для своих родственников в США. Часть товара компании клиентка в итоге продата другим потребителям, и эти доходы покрыли ее транспортные расходы.

В 2002 г. компания Polio Campern открыла свои собственные рестораны на территории США: в Лос-Анджелесе, Хьюстоне, Нью-Йорке и Вашингтоне. Компания лишь немного адаптировала меню. Очередь среди желающих принять участие в открытии ресторанов растянулась на 2 часа[5].

Таким образом, страны Латинской Америки играют псе более значимую роль на мировом рынке капитала, однако испытывают жесткую конкуренцию со стороны азиатских государств. Государства региона становятся инвесторами, хотя отток ПЗИ невелик. Латинская Америка интересна для инвесторов как с точки зрения доступа к природным ресурсам, так и как «сборочный цех», при этом велико значение и сектора услуг; это весьма диверсифицированный регион с точки зрения инвестиционной привлекательности.

  • [1] World Development Indicators, World Bank. URL: data.worldbank.org (дата обращения: 28.06.2013).
  • [2] URL: cia.gov (дата обращения: 28.06.2013).
  • [3] Шеров-Игиатьев В. Г. Таможенные союзы в интегрирующемся мире. СПб.: СПбГУ, 2012.
  • [4] Здесь и далее данные ЮНКТАД. URL: unctad.org
  • [5] Kent R. В. Latin America: Regions and People. New York; Washington: The Grulford Press, 2006.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой