Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социологический метод. 
Социология для экономистов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный, который опирается на сопоставление однотипных социальных явлений и образований, как правило, принадлежащих к разным культурам. Данный метод основан на предпосылке, в соответствии с которой все социальные явления и образования имеют как свою специфику, зависящую от конкретной культуры, так и универсальные черты, которые характеризуют социальную реальность в целом. Если… Читать ещё >

Социологический метод. Социология для экономистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Виды социологических исследований и их структура

На протяжении истории социологии было выработано множество способов получения информации, необходимой для того, чтобы формировать знание об обществе и характеризующих его процессах. Чтобы немного разобраться в этом разнообразии, необходимо провести разграничение между теоретическими и конкретными методами социологии.

Теоретические методы — это особые способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об «устройстве» изучаемых объектов и о значимых с этой точки зрения факторах. Теоретические методы, опираясь на наблюдаемые факты и во многом создавая их, вырабатывают понятийный аппарат социологии, который затем применяется в качестве обоснования при использовании конкретных методов.

Выделяют следующие теоретические методы:

  • • структурно-функциональный, который рассматривает общество и составляющие его социальные институты и организации как системы, имеющие определенные функции и характеризующиеся устойчивостью. Следовательно, общество и другие социальные образования рассматриваются как совокупности взаимосвязанных элементов;
  • • сравнительный, который опирается на сопоставление однотипных социальных явлений и образований, как правило, принадлежащих к разным культурам. Данный метод основан на предпосылке, в соответствии с которой все социальные явления и образования имеют как свою специфику, зависящую от конкретной культуры, так и универсальные черты, которые характеризуют социальную реальность в целом. Если структурно-функциональный метод акцентирует внимание на соотношении элементов внутри системы и на связях между ними, то сравнительный метод сопоставляет разные системы;
  • • исторический, который рассматривает общество и другие социальные образования с точки зрения их становления и изменения. Например, при изучении семьи мы можем сопоставлять данные, касающиеся различных эпох, с целью выяснить, как изменялись роли матери, отца и детей, перераспределялись ли между ними функции, как менялась роль семьи в социализации (воспитании и образовании) и т. д.;
  • • интерпретирующий (герменевтический), направленный на реконструкцию контекста, предполагаемого действием. Под контекстом в данном случае понимаются смыслы, вкладываемые в действие деятелем и «считываемые» лицом, на которое направлено данное действие или которое его просто воспринимает.

Конкретные методы направлены на получение данных, т. е. информации, касающейся того или иного аспекта социальной действительности.

К конкретным методам относятся:

  • 1) опрос, который предполагает непосредственное обращение к определенной группе людей с целью выяснения их мнений и взглядов, а также способов их поведения в тех или иных ситуациях. Основная форма опроса — анкетирование. Опрашиваться могут как все люди, входящие в исследуемую группу (генеральная совокупность), так и их часть (выборочная совокупность);
  • 2) наблюдение, которое предполагает сбор первичной информации без прямого вмешательства и взаимодействия с индивидами, находящимися в определенных социальных отношениях. Преимуществом данного метода является то, что наблюдение осуществляется в тот момент, когда имеет место изучаемое явление, недостатком — то, что это явление не может быть воспроизведено вторично;
  • 3) эксперимент, заключающийся в целенаправленном создании условий и прослеживании того, как данные условия влияют на поведение и реакции испытуемых. Эксперимент позволяет проследить, как определенный фактор или их группа влияют на индивидов;
  • 4) анализ документов, который оперирует с совокупностями текстов. Как правило, в социологии используются статистические методы исследования текстов, известные под названием «контент-анализ». В этом случае исследование направлено на то, чтобы выявить частотность упоминаний того или иного человека, явления, процесса, а затем дать полученным результатам содержательную характеристику. Например, более частое упоминание политика по сравнению с другими может свидетельствовать о его большей популярности или, поскольку упоминания могут быть критичными, о том, что он привлекает больше внимания потенциальных избирателей.

Конкретные методы принято делить на качественные и количественные. Под количественными методами сбора информации понимают исследования, в процессе которых большое число людей отвечают на некоторую совокупность закрытых вопросов. Закрытый вопрос — это вопрос, который предполагает точно определенное число ответов (например, «да» или «нет»; «нравится», «не нравится» или «не знаю»). Ответы на такие вопросы обрабатываются при помощи подсчета каждого типа ответов, в результате чего можно сделать выводы о том, что предпочитает население, чего оно хочет, чего ему не хватает и т. д. Например, на вопрос о том, покупает ли человек определенный товар, часть опрошенных ответит «да», а другая часть — «нет»; обобщив эти данные, можно утверждать, что определенная часть населения (например, треть) покупает товар, тогда как другая (две трети) не покупает его. Предполагается, что опрос, проведенный на достаточно большом количестве людей, является репрезентативным, т. е. отражает предпочтения общества в целом. Качественные методы — это методы, которые позволяют получить информацию, не поддающуюся математической обработке. К ним относят наблюдение, анализ протокола и глубинное интервью.

Однако ко всем социологическим исследованиям, несмотря на различия между ними и независимо от того, при помощи какого метода они осуществляются, применяются три требования.

  • 1. Объективность — состоит в необходимости учета всех факторов и недопустимости принятия определенной точки зрения до того, как анализ всей собранной информации будет завершен.
  • 2. Точность — предполагает четкость постановки задач, которым подчиняется исследование, однозначность в их понимании и трактовке, а также выбор инструментов исследования, которые обеспечивают необходимую достоверность результатов исследования.
  • 3. Тщательность — это принцип, состоящий в детальности планирования каждого этапа исследования, высоком качестве выполнения всех исследовательских операций, которое достигается за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также эффективной системы контроля его работы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой