Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные идеи философии религии в восточной философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вайшешика основана в начале нашей эры Канадой, который изложил главные положения этой философской школы в «Вайшешике-сутре». Другим центральным трактатом школы считается «Падартха-дхармасанграха» («Собрание характеристик категорий»), написанная Прашастападой в IV—V вв. По многим положениям вайшешика близка философии ньяя, которая видит правильное понимание действительности средством достижения… Читать ещё >

Основные идеи философии религии в восточной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идеи философии религии в индуизме

Классическая индийская философия представлена в даршанах — шести основных философских системах (санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта), развивающих ортодоксальную философию упанишад и называемых астика. Другая категория даршан, отрицающих авторитет Вед, называется настика и включает религиозно-философскую традицию буддизма, джайнизма и материалистическую школу чарвака (локаята).

Санкхья появляется в VIII—VII вв. до н. э. и связана с именем Капилы, который, согласно буддийской традиции, был одним из учителей Будды Шакьямуни. Однако только на рубеже эр складываются различные школы санкхьи, возглавляемые наставниками Паурикой, Панчадхикарана и др. Наиболее древним из сохранившихся текстов считается «Санкхья-карика» (ок. V в.), написанная Ишваракришной. Философские воззрения санкхьи посвящены основам мироздания, процессу космогенеза. Вечным первичным материальным и энергетическим субстратом является пракрити, которая первоначально была независима от сознательного, но инертного духовного начала — пуруши, представляющего собой совокупность индивидуальных душ. Пракрити состоит из трех гун: гуна-саттва (благое начало, создающее свет и покой, рождающее мудрость и счастье), гуна-раджас (активное и страстное начало, толкающее к действию), гуна-тамас (инертное начало, ведущее к равнодушию и обману), которые до начала космогенеза находились в состоянии равновесия. Взаимодействие пуруши и пракрита порождает все формы реально существующего феноменального мира, посредством эманации производных из пракрити таттв (элементов, сущностей), включающих материальные, физические, физиологические и психические начала (пять способностей восприятия, разум-манас, интеллект-будхи), а также физические элементы пяти первостихий (эфир, воздух, огонь, вода, земля). Цель философии санкхьи сводится к тому, чтобы освободить пурушу от 24 таттв, с которыми он слит и взаимодействует, что позволит избавиться от сансары и обрести мокшу.

Йога была систематизирована древнеиндийским мыслителем Патанджали, автором знаменитой «Йога-сутры» (II—IV вв.), хотя элементы йоги встречаются еще в период существования протоиндийской цивилизации. Как практика йога становится популярной в середине 1-го тыс. до н. э., в связи с усилением аскетических тенденций в древнеиндийском обществе и поиском путей, ведущих к освобождению (мокша) от сансары. Техники йоги разрабатываются в контексте множества школ йоги: хатха-йога, бхакти-йога, сиддха-йога, карма-йога, раджа-йога, кундалинийога, мантра-йога и пр. Однако как философская система йога развивается последователями Патанджали, признающими ключевые метафизические положения и теорию познания школы санкхьи. В целом йога имеет ту же цель, что и санкхья: отделить пурушу от пракрити и добиться мокши. Но если санкхья считает сам процесс познания основным средством освобождения, то йога направлена на практическую реализацию цели посредством сосредоточения и активного усилия. Логические исследования классической санкхьи не формируют концепции высшего Бога (Ишвара), в отличие от йоги, использующей идею божества, помогающего йогу достичь личного освобождения, но не являющегося творцом Вселенной. Йога направлена на освобождение сознания, основана на сложных психотехнических приемах, подразделяющихся на восемь ступеней. Первые пять ступеней называются «внешней йогой», поскольку они являются подготовительными этапами для последующих трех ступеней «внутренней йоги», которые по своей сути представляют собой различные этапы медитации. Ступени йоги называются яма (самоограничение в пище, жизненных удобствах, страстях, соблюдение принципа ахимсы); нияма (предписания чистоты, аскезы, рецитация священных текстов, почитание Ишвары); асана (физические упражнения, закаливание, разучивание поз для медитации и пр.); пранаяма (дыхательные упражнения, контроль и управление дыханием); пратьяхара (контроль над чувствами); дхарана (концентрация сознания на каком-то избранном предмете, объекте или абстрактном божестве); дхиана (углубление сосредоточенной мысли, познание реальной первоосновы феномена); самадхи (глубокая сосредоточенность мысли, приводящая к освобождению пуруши от пракрити и достижению состояния мокши). С развитием философии веданты классическая йога утрачивает свое значение как самостоятельное философское направление.

Веданта развивает философию упанишад о высшей реальности (Брахмане) до целостной идеалистической системы. Как отдельная философская школа веданта оформляется благодаря мудрецу Бадараяне, автору «Веданта-сутры», которая датируется II в. до н. э. Среди наиболее известных представителей этого направления Шанкара (VIII в.), Рамануджа (XI в.), Мадхва (XIII в.). Их взгляды относительно природы абсолютной реальности различны — от признания полной идентичности высшей реальности и человеческой души (Шанкара) до убежденности в их полном отделении друг от друга (Мадхва). Шанкара — сторонник философской системы монизма (адвайта-веданта), признающий «недвойственность» истинной реальности. Единственно реальным признается находящийся вне круга сансары Брахман, который в форме ниргун является трансцендентным и безличным, а в форме сагун имманентен миру и представляет собой совершенного, вечного и всемогущего Ишвару — творца и разрушителя Вселенной. Каждое индивидуальное «я», существующее в сансарическом бытии, воспринимает множественность сущего и придает ему самые разнообразные качества, поскольку его связывают невежество (авидья) и иллюзия (майя). Мокша индивидуального «я» из сансары происходит путем устранения невежества (авидьи) и замены его знанием высшего брахмана. Рамануджа — сторонник ограниченного монизма (вишишта-адвайта-веданта), он также придерживается идеи о недуальности реальности, но в вопросе о природе божества отстаивает личностные атрибуты Бога. Более того, индивидуальные души отличаются друг от друга и составляют сознательные частицы «тела» брахмана, наряду с бессознательной материей — пракрити. Познание божественной сущности помогает достигнуть освобождения от сансары, но для этого нужны еще божья милость и душевное смирение. Мадхва — сторонник дуализма (двайта-веданта), отличающий атман и творца мира Брахмана (Вишну), один атман от другого, материю от души и Бога, разные части материи. Все в мире сообразуется с волей высшего существа и сохраняет собственные отличительные особенности. Атман является отражением образа Бога и обителью божественного начала. Чтобы освободиться от страданий и сансары, необходимы божественное благоволение, упование на Бога (Кришну) и преданность ему через поклонение его символам и образам (мурти).

Ньяя основана Готамой, который связан с Акшападой, являющимся автором «Ньяя-сутры», написанной приблизительно в начале нашей эры. Среди поздних ее представителей наиболее известны Ватсьяяна (V в.), Уддьотакара (VII в.), Авчаспатимишра (IX в.) и др. Ньяя основывается на логике и аргументации как единственных методах избавления от заблуждений и достижения освобождения, которые должны применяться каждым человеком в повседневной жизни. Все объекты мира объединены в 12 категорий (прамея), одни из них сформированы только четырьмя физическими элементами (землей, водой, огнем и воздухом; акаша — пространство или эфир — считается также физической субстанцией, но ничего не порождает в материальном мире), имеющими атомарную природу, а другие нематериальны (душа и ум).

В системах ньяи и вайшешики понятие индивидуальной души представляет собой уникальную субстанцию, обладающую желаниями, ненавистью, счастьем, горем и знанием. Существует множество душ, неразрушимых и вечных, не ограниченных временем и пространством. Душа нематериальна и обладает сознанием, в отличие от материального неразумного тела. Достижение полного освобождения души возможно только при полном разъединении с телом и чувствами. Для этого человек должен изучать священные писания, слушать авторитетных учителей и святых (шравана); размышлять над усвоенным знанием (манана); практиковать истинное знание в своей жизни (нидидхйасана), что сжигает как прошлую карму человека, так и самскары, определяющие тенденции ума в будущих перерождениях.

Ньяя использует понятие бесконечного и вечного Бога (создателя, хранителя и разрушителя Вселенной), который создает и упорядочивает мир из вечных атомов пространства, времени, ума и души, сохраняет бытийственность Вселенной посредством удержания атомов в определенном порядке, а также позволяет высвободиться энергии разрушения. Атрибутами Бога являются бесконечная слава, абсолютная независимость, достоинство, высшая красота, совершенное знание и совершенное отречение. Доказательства бытия Бога строятся на основных аргументах. Вопервых, природа всех вещей окружающей действительности атомарна, вещи обладают ограниченными размерами и неразумны. Следовательно, они должны управляться какой-то целеполагающей причиной, имеющей знание об основах всего сущего. Эта причина может быть только вездесущим и всеведущим Богом (поскольку знание индивидуальной души не выходит за собственные пределы, она не обладает знанием других душ). Во-вторых, закон кармы, управляющий жизнью всех индивидуальных душ в соответствии с теми заслугами, которые они получили в результате хорошей или плохой деятельности, имеет причинно-следственное выражение. Результаты всей деятельности человека собраны в душе в форме заслуг (пунья) и грехов (папа), совокупность их называется адришта (провидение, судьба), который по своей сути является неразумным принципом. Индивидуальная душа не может управлять адриштой, так как она подвластна ему, поэтому должен существовать всемогущий разумный Бог, руководящий и направляющий адришту определенным образом, приводящий в действие процессы, собирающие атомы в начале космического цикла. В-третьих, еще один аргумент, доказывающий существование Бога, основывается на утверждении священных писаний, сообщающих о бытии Бога. Поскольку эти авторитетные тексты были созданы святыми мудрецами, усвоившими истинное знание, то Веды заключают правильное понимание Бога.

Вайшешика основана в начале нашей эры Канадой, который изложил главные положения этой философской школы в «Вайшешике-сутре». Другим центральным трактатом школы считается «Падартха-дхармасанграха» («Собрание характеристик категорий»), написанная Прашастападой в IV—V вв. По многим положениям вайшешика близка философии ньяя, которая видит правильное понимание действительности средством достижения освобождения личности. Однако в аргументации источника знаний вайшешика принимает только два метода (восприятие и логический вывод), исключая остальные (сравнение и письменное свидетельство). Кроме этого, ньяя классифицирует действительность на шестнадцать категорий (падартх), из которых вайшешикой признаются только семь. К ним относятся дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (общность), вишеша (исключительность), самавайа (внутренняя присущность) и абхава (небытие). Субстанция имеет девять типов — пять физических элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), а также время, направление, душа и ум. Минимальной частицей земли, воды, огня и воздуха является неделимый, вечный (никем не созданный и не могущий быть уничтоженным) параману (атом). Само существование атома доказывается путем логического вывода, но не восприятием. Направление и время — незаметные субстанции, которые, подобно эфиру, являются единственными, вечными и всепроникающими. Направление подразумевается на основе понятий «здесь», «далеко» и пр., а время — «сейчас», «прошлое», «настоящее», «будущее». Ум представляет собой внутреннюю способность восприятия, составляет качества каждой индивидуальной души, он атомарный и неделимый, присутствует один в каждом теле. Вечная душа, или атма, является субстратом феномена сознания. Согласно философии вайшешика, существует обладающая ментальными качествами индивидуальная душа и создатель мира, высшая душа (Махешвара). Вся материя создана комбинацией атомов, может изменяться или распадаться вплоть до своего наименьшего состояния — атома, но процессом союза и разделения атомов управляют духовные законы, творческая или разрушительная воля Высшего существа, регулирующего бытие в соответствии с прошлыми самскарами (тенденциями) индивидуального существа. Верховный Господь обладает всей мудростью, отречением и совершенствами (гьяна, вайрагья и айшварья), руководит живыми существами в течение их жизни и активирует разрушительное движение в атомах тела, чувств, или физической материи, что приводит к их распаду до простых компонентов. В результате остаются четыре типа атомов (земли, воды, огня и воздуха), а также вечные субстанции пространства, времени, направления, ум и душа с сопровождающими их достойными и недостойными самскарами.

Категория качества включает 24 гуны, которые в вайшешике определяют природу вещей, хотя в санкхье этот термин используется, чтобы определить существенную характеристику пракрити. К гунам относятся цвет, вкус, запах, прикосновение, звук, число, величины, различие, союзы, разделение, отдаленность, близость, удовольствие, боль, желание, отвращение, усилие, тяжесть, текучесть, способность, достоинство, недостаток, инерция, эластичность. Карма рассматривается как физическое перемещение, как некая динамическая характеристика, имеющая пять воспринимаемых видов движения (вверх, вниз, сжатие, расширение, перемещение), а также невоспринимаемые, такие как движение ума. Общность (саманья) — это абстрактная характеристика, отражающая универсальность бытия, объединяющая различные объекты в один класс. Высшим типом общности является самосуществование (саттва) бытия, включающее все другие универсальности. Низший тип общности характеризует наиболее ограниченное отношение, присущее некоему классу объектов. Исключительность (вишеша) противоположна общности и характеризует отличительные свойства вещи. Присущность (самавайа) отличается от союза 24 качеств (гун) вайшешики, определяющего временные, невечные отношения между объектами, которые могут быть разделены в любое время. Присущность — это взаимоотношения объектов, одно из которых находится в другом, как, например, отношение целого в своих частях, качества в его субстанции или универсальности в индивидуальности. Небытие (абхава) имеет такое же реальное существование, как пространство и направление. Выделяются два типа небытия: небытие вещи до своего создания, которое называется абсолютным небытием, а также взаимное небытие, определяющее различие одной вещи от другой, отсутствие одного в другом.

Миманса означает понимание, анализ, размышление и дифференцируется на пурва-мимансу (букв, «прежняя миманса») и карма-мимансу (букв, «миманса священного действия»). Основателем мимансы считается Джаймини, которому приписывается авторство «Мимансы-сутры», составленной в конце старой — начале нашей эры и имеющей комментарии Шабарасвамина (IV-VI вв.). В философии мимансы выполнение обязанностей (дхарма), предписанных в Ведах, имеет первостепенную важность, поскольку именно благодаря исполнению обязанностей существуют семья, общество и вся Вселенная. Миманса раскрывает практический аспект Вед и выделяет в них предписания (видхи), запрещения (нешедха) и восхваление с преданностью (стути). Веды описывают богов и богинь, контролирующих законы Вселенной, которые неразрывно связаны с мантрами. Мантры представляют собой тонкую форму богов, которые, в свою очередь, являются грубой формой мантр. Поэтому правильное произнесение мантр приводит к тому, что человек приобретает способности к управлению законами природы, так как боги вынуждены будут подчиниться звуку мантр и ритуалу. В мимансе игнорируется идея бога-творца, ведические божества почитаются только в контексте выполнения ритуала. Если человек в течение всей своей жизни правильно, без эгоистических устремлений, исполнял жертвоприношения, то он накапливает особую незримую силу (апурва). Сначала система карма-мимансы считала высшим благом, получаемым от выполнения дхармы, достижение небес (сварга), но позднее она сформировала доктрину освобождения (мокши), как и другие философские школы. Душа является вечной, беспредельной субстанцией, наделенной сознанием, созданной с целью достижения наслаждений в мире. В карма-мимансе разрабатывается шесть различных источников правильного знания: восприятие, логический вывод, сравнение, свидетельство очевидцев, принятие авторитета и невосприятие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой