Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система дзен-буддизм. 
Система дзен-буддизм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дзен-буддизм — одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, является уникальным орденом восточного мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность. Дзен-буддизм — это не философия и не религия, хотя… Читать ещё >

Система дзен-буддизм. Система дзен-буддизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СИСТЕМА ДЗЕН-БУДДИЗМ

Дзен-буддизм — одно из направлений буддизма. Возник в Китае в 6 в., наибольшее распространение получил в Японии. Основу Дзен-буддизма составляет представление о единстве Будды и всех существ и учение о естественном «пути» — дао, который выше всех теоретических методов. В отличие от других школ Дзен-буддизм проповедует «мгновенное просветление», постижение истины — сатори. Иррационализм и интуитивизм Дзен-буддизма, его экзотическая обрядность привлекают западноевропейских и американских философов, особенно в последние десятилетия.

Дзен-буддизм — одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, является уникальным орденом восточного мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность. Дзен-буддизм — это не философия и не религия, хотя в кристаллизованном виде воплощает всю философию Востока.

Дзен-буддизм не основан на логическом анализе, не учит, а только указывает путь духовного развития личности. Целью его является приобретение внутреннего духовного опыта, просветление личности посредством проникновения в истинную природу ума, ставшего своим собственным господином, и достижение свободы от всех неестественных помех и условностей. Работа в системе дзен-буддизма означает прямое, без чего-либо неестественного и внешнего вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе активизации потенциала субъектной психической активности личности в процессе систематической тренировки ума. дзен философский духовный личность Согласно дзен-буддизму, наиболее полно психические потенции человека раскрываются тогда, когда его мышление становится неконвенциональным, не связанным социальными нормами, природно-спонтанным, естественным, «самонеосознанным». Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме и озабоченностью ею, а «наитием», т. н. периферийным зрением сознания, степенью его развития и способностью «чувствовать» ситуацию. Эти качества легче всего проявляются тогда, когда ими не пытаются сознательно управлять, доверяют их спонтанности в состоянии покоя ума. Достигается эта способность в результате систематической практики «Дхьяна-дзен», что означает «сидеть в медитации», которая, в отличие от других ее видов, не имеет объекта сосредоточения; это — нечто неуловимое, как «облако, кочующее в небе» и выражается в форме «недействия», «незанятости», что явл. не просто «спокойствием ума», а особого рода «несхватыванием ума». В дзен-буддизме считается, что совершенный человек пользуется своим умом, как зеркалом: он ничего не схватывает и ничего не отвергает, воспринимает, но не хранит.

Спонтанность мышления достигается специальной тренировкой внимания, постоянным упражнением в памяти и осознании своих ощущений, чувств и мыслей без какой-либо цели или оценки. Цель — тотальная ясность и бдительность активного и пассивного сознания, в котором события входят и уходят, как отраженные в зеркале, где ничего не отражается, кроме того, что есть. Не надо ни подавлять мысли, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику никакой определенной направленности, он, тем не менее, не колеблясь, обращается к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое. В обучении дзен-буддизму много места занимают упражнения — ученика ставят перед дилеммой мгновенного, без обдумывания выбора, когда реакция должна следовать как звук за хлопком (принцип Мо-чих-джу), без затора в мыслях и действиях.

В целом практика дзен-буддизма воспитывает типичный восточный ум с присущим ему спокойствием, тишиной и невозмутимостью, не имеющим, однако, ничего общего с праздностью и бездеятельностью. Это состояние ума называют тишиной «бездонной пропасти», «тишиной грома», в которой исчезают все контрасты и условности. Считается, что человек, следующий путем дзен-буддизма, достигает гармонии личности через раскрытие истины, заключенной в глубине человеческой природы.

Источники:

Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой