Бюджетная сбалансированность.
Государственные финансы
Из-за сильной зависимости бюджета российского правительства от нефтегазовых доходов полезно выделять в общем сальдо нефтегазовое и ненефтегазовое сальдо. Например, в 2014 г. общий дефицит был незначительным только потому, что значительными были нефтегазовые доходы (табл. 6.8). Если эти меры нецелесообразны, то следует сократить налоговые доходы. Дело в том, что профицит указывает на излишнюю… Читать ещё >
Бюджетная сбалансированность. Государственные финансы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бюджетное сальдо
Бюджетное сальдо принимает разные формы в зависимости от того, что государственные экономисты и бухгалтеры хотят увидеть и показать. Начнем с формы, которая чаще других встречается в заголовках газетных и журнальных статей и потому именуется «заголовочным» сальдо. Это фактическое сальдо, включающее доходы из всех источников и расходы по всем направлениям на кассовой основе:
Заголовочное сальдо = Все доходы — Все расходы.
Если из фактического сальдо исключить эффект разовых фискальных акций вроде приватизации, то получится базовое сальдо. Оно тоже на кассовой основе:
Базовое сальдо = Заголовочное сальдо — Чистые авансы, где Чистые авансы — чистая выручка от купли-продажи активов и трансферы обязательств между уровнями СГУ.
Базовое сальдо дает хорошее представление об общем воздействии бюджета на экономику. Например, в своей бюджетной речи министр финансов Австралии (и не он один) приводит базовое сальдо в качестве бюджетного итога. Базовое сальдо доступно для покупки активов и расчетов с кредиторами.
Если рассчитать базовое сальдо с использованием метода начисления, то получится фискальное сальдо:
Фискальное сальдо = Базовое сальдо с начислением = Чистое операционное сальдо — Чистые инвестиции.
«Очищенное» от эффекта разовых фискальных акций и чистых инвестиций (купли-продажи нефинансовых активов), фискальное сальдо равно чистому операционному сальдо, которое рассматривалось в параграфе 2.3. Фискальное сальдо важно, так как оно показывает баланс сбережений и инвестиций государства. Например, фискальный профицит позволяет увеличить национальные сбережения и уменьшить долг. Фискальный дефицит означает, что государство должно занять фонды у других секторов экономики, включая остальной мир, следствием чего могут стать изменения в платежном балансе страны.
В отличие от налогов займы нужно «обслуживать». Каждый заем обязывает государство своевременно и полностью выплатить проценты по долгу и погасить сам долг. Сам долг можно назвать основным или первичным, а долг в сумме с процентами — общим. Будучи величиной балансовой, основной долг в бюджете не фигурирует. Выплата процентов — вид текущих расходов. Поэтому проценты фигурируют в статье бюджета, именуемой в России «Обслуживание государственного и муниципального долга». Возникает экономически важное деление расходов на процентные и непроцентные. Если из фактического сальдо удалить процентные расходы, то останется первичное сальдо:
Первичное заголовочное сальдо = Все доходы — Непроцентные расходы.
Тогда первичный дефицит — это отрицательная разность всех доходов и непроцентных расходов, а первичный профицит — положительная разность всех доходов и непроцентных расходов.
Фактическое сальдо также можно преобразовать в циклическое и структурное сальдо. Профессиональная методика преобразования в циклическое сальдо сложна, и поэтому здесь не рассматривается. Но простейшую иллюстрацию можно получить, прибегнув к стандартному анализу временных рядов. Тренд фактического сальдо представляет структурное сальдо, а остатки (наблюдения минус тренд) — циклическое сальдо.
Циклический дефицит возникает в фазе рецессии (налоги вниз, расходы вверх) и погашается профицитом в фазе роста (налоги вверх, расходы вниз). Структурный дефицит возникает в любой фазе делового цикла сверх дефицита, при котором отношение долга к ВВП постоянно, и следовательно, может быть устранен только «ручным» повышением налогов и (или) сокращением расходов.
В табл. 6.7 показаны все эти превращения фактического сальдо на примере консолидированного бюджета ЕС. Если известно циклическое сальдо, то удалив из него процентные расходы, получаем первичное циклическое сальдо. А структурное сальдо — это разность циклического сальдо и эффекта разовых фискальных акций.
Реже встречается деление сальдо на номинальное и реальное. Номинальное сальдо измеряется в текущих ценах, а реальное — в неизменных ценах, например в ценах 2000 г. Разрыв между этими сальдо может быть значительным, когда инфляция высока. Номинальный дефицит может обернуться реальным профицитом.
Консолидированный бюджет Европейского союза в 2015 г.1
Таблица 6.7
Статьи и сальдо. | % ВВП. |
Доходы (1). | 46,6. |
Расходы (2). | 48,6. |
Фактическое (заголовочное) сальдо (3) = (1) — (2). | — 2,0. |
Процентные расходы (4). | 2,4. |
Первичное сальдо (5) = (3) — (4). | 0,4. |
Разовые фискальные акции (6). | 0,1. |
Циклическое сальдо (7). | — 1,0. |
Циклическое первичное сальдо = (7) + (4). | 1,4. |
Структурное сальдо = (7) — (6). | — 1,1. |
Структурное первичное сальдо = (7) — (6) н- (4). | |
Изменения в фактическом сальдо за счет: | 0,6. |
цикла деловой активности. | 0,4. |
процентных расходов. | 0,2. |
разовых фискальных акций. | 0,3. |
структурного первичного сальдо. | — 0,3. |
Примечание. Разности итогов и сумм отдельных строк могут не совпадать из-за округления.
Из-за сильной зависимости бюджета российского правительства от нефтегазовых доходов полезно выделять в общем сальдо нефтегазовое и ненефтегазовое сальдо. Например, в 2014 г. общий дефицит был незначительным только потому, что значительными были нефтегазовые доходы (табл. 6.8).
Таблица 6.8
Дефицит общий и ненефтегазовый, 2014 г.2
Статьи и сальдо. | Млрд руб. | % ВВП. | % доходов. |
Доходы федерального бюджета: | 14 496,9. | 20,3. | 100,0. |
нефтегазовые. | 7433,8. | 10,4. | 51,3. |
ненефтегазовые. | 7063,1. | 9,9. | 48,7. |
Расходы федерального бюджета. | 14 831,6. | 20,8. | ; |
- 1 Источник: Report on Public Finances in EMU 2015. P. 8.
- 2 Источник: Основные направления бюджетной политики па 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (проект). С. 42.
Статьи и сальдо. | Млрд руб. | % ВВП. | % доходов. |
Дефицит общий. | — 334,7. | — 0,5. | ; |
Дефицит ненефтегазовый. | — 10,9. | ; |
Во многих странах запрещено сводить бюджет с профицитом. Например, российский Б К требует составлять и утверждать бюджет без профицита. Если профицит все же прогнозируется, то надо:
- • сократить поступление доходов от продажи имущества, запасов и резервов;
- • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долга;
- • увеличить расходы.
Если эти меры нецелесообразны, то следует сократить налоговые доходы. Дело в том, что профицит указывает на излишнюю мобилизацию фондов в бюджет государства. Он сокращает финансовые возможности частного сектора. Поэтом}' нужно вернуть его «назад».
Существуют следующие способы избавления от дефицита:
- • повышение налогов:
- — сокращает потребление,
- — тормозит экономический рост;
- • сокращение расходов:
- — сокращает совокупный спрос,
- — но ослабляет инфляцию;
- • займы (самый популярный способ):
- — тормозят частные инвестиции,
- — могут подорвать фискальную устойчивость государства;
- • денежная эмиссия (самый непопулярный способ):
- — генерирует инфляцию.
В России источники (средств) финансирования дефицита классифицируются следующим образом:
- • источники внутреннего финансирования:
- — государственные (муниципальные) ценные бумаги,
- — кредиты кредитных организаций,
- — бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России,
- — кредиты международных финансовых организаций,
- — изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета,
- — иные источники внутреннего финансирования, например доходы от приватизации и продажи драгоценных металлов и камней;
- • источники внешнего финансирования:
- — государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте,
- — кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте,
- — кредиты кредитных организаций в иностранной валюте,
- — иные источники внешнего финансирования.
За 2014—2015 гг. из-за ухудшения экономического положения России дефицит федерального бюджета, а значит, и объем средств для его покрытия вырос более чем в 10 раз и почти исключительно за счет Резервного фонда (табл. 6.9).
Источники финансирования дефицита правительства России в 2014—.
2015 гг., млрд руб.1
Источники. | 2014 г. (по отчету об исполнении). | 2015 г. (по закону о бюджете). |
Резервный фонд (использование (+) / / пополнение (—)). | — 231,9. | 3074,1. |
Фонд национального благосостояния. | 12,4. | 19,7. |
Иные источники. | — 59,2. | — 418,5. |
Итого. | — 278,6. | 2675,3. |