Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бюджетная сбалансированность. 
Государственные финансы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из-за сильной зависимости бюджета российского правительства от нефтегазовых доходов полезно выделять в общем сальдо нефтегазовое и ненефтегазовое сальдо. Например, в 2014 г. общий дефицит был незначительным только потому, что значительными были нефтегазовые доходы (табл. 6.8). Если эти меры нецелесообразны, то следует сократить налоговые доходы. Дело в том, что профицит указывает на излишнюю… Читать ещё >

Бюджетная сбалансированность. Государственные финансы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бюджетное сальдо

Бюджетное сальдо принимает разные формы в зависимости от того, что государственные экономисты и бухгалтеры хотят увидеть и показать. Начнем с формы, которая чаще других встречается в заголовках газетных и журнальных статей и потому именуется «заголовочным» сальдо. Это фактическое сальдо, включающее доходы из всех источников и расходы по всем направлениям на кассовой основе:

Заголовочное сальдо = Все доходы — Все расходы.

Если из фактического сальдо исключить эффект разовых фискальных акций вроде приватизации, то получится базовое сальдо. Оно тоже на кассовой основе:

Базовое сальдо = Заголовочное сальдо — Чистые авансы, где Чистые авансы — чистая выручка от купли-продажи активов и трансферы обязательств между уровнями СГУ.

Базовое сальдо дает хорошее представление об общем воздействии бюджета на экономику. Например, в своей бюджетной речи министр финансов Австралии (и не он один) приводит базовое сальдо в качестве бюджетного итога. Базовое сальдо доступно для покупки активов и расчетов с кредиторами.

Если рассчитать базовое сальдо с использованием метода начисления, то получится фискальное сальдо:

Фискальное сальдо = Базовое сальдо с начислением = Чистое операционное сальдо — Чистые инвестиции.

«Очищенное» от эффекта разовых фискальных акций и чистых инвестиций (купли-продажи нефинансовых активов), фискальное сальдо равно чистому операционному сальдо, которое рассматривалось в параграфе 2.3. Фискальное сальдо важно, так как оно показывает баланс сбережений и инвестиций государства. Например, фискальный профицит позволяет увеличить национальные сбережения и уменьшить долг. Фискальный дефицит означает, что государство должно занять фонды у других секторов экономики, включая остальной мир, следствием чего могут стать изменения в платежном балансе страны.

В отличие от налогов займы нужно «обслуживать». Каждый заем обязывает государство своевременно и полностью выплатить проценты по долгу и погасить сам долг. Сам долг можно назвать основным или первичным, а долг в сумме с процентами — общим. Будучи величиной балансовой, основной долг в бюджете не фигурирует. Выплата процентов — вид текущих расходов. Поэтому проценты фигурируют в статье бюджета, именуемой в России «Обслуживание государственного и муниципального долга». Возникает экономически важное деление расходов на процентные и непроцентные. Если из фактического сальдо удалить процентные расходы, то останется первичное сальдо:

Первичное заголовочное сальдо = Все доходы — Непроцентные расходы.

Тогда первичный дефицит — это отрицательная разность всех доходов и непроцентных расходов, а первичный профицит — положительная разность всех доходов и непроцентных расходов.

Фактическое сальдо также можно преобразовать в циклическое и структурное сальдо. Профессиональная методика преобразования в циклическое сальдо сложна, и поэтому здесь не рассматривается. Но простейшую иллюстрацию можно получить, прибегнув к стандартному анализу временных рядов. Тренд фактического сальдо представляет структурное сальдо, а остатки (наблюдения минус тренд) — циклическое сальдо.

Циклический дефицит возникает в фазе рецессии (налоги вниз, расходы вверх) и погашается профицитом в фазе роста (налоги вверх, расходы вниз). Структурный дефицит возникает в любой фазе делового цикла сверх дефицита, при котором отношение долга к ВВП постоянно, и следовательно, может быть устранен только «ручным» повышением налогов и (или) сокращением расходов.

В табл. 6.7 показаны все эти превращения фактического сальдо на примере консолидированного бюджета ЕС. Если известно циклическое сальдо, то удалив из него процентные расходы, получаем первичное циклическое сальдо. А структурное сальдо — это разность циклического сальдо и эффекта разовых фискальных акций.

Реже встречается деление сальдо на номинальное и реальное. Номинальное сальдо измеряется в текущих ценах, а реальное — в неизменных ценах, например в ценах 2000 г. Разрыв между этими сальдо может быть значительным, когда инфляция высока. Номинальный дефицит может обернуться реальным профицитом.

Консолидированный бюджет Европейского союза в 2015 г.1

Таблица 6.7

Статьи и сальдо.

% ВВП.

Доходы (1).

46,6.

Расходы (2).

48,6.

Фактическое (заголовочное) сальдо (3) = (1) — (2).

— 2,0.

Процентные расходы (4).

2,4.

Первичное сальдо (5) = (3) — (4).

0,4.

Разовые фискальные акции (6).

0,1.

Циклическое сальдо (7).

— 1,0.

Циклическое первичное сальдо = (7) + (4).

1,4.

Структурное сальдо = (7) — (6).

— 1,1.

Структурное первичное сальдо = (7) — (6) н- (4).

Изменения в фактическом сальдо за счет:

0,6.

цикла деловой активности.

0,4.

процентных расходов.

0,2.

разовых фискальных акций.

0,3.

структурного первичного сальдо.

— 0,3.

Примечание. Разности итогов и сумм отдельных строк могут не совпадать из-за округления.

Из-за сильной зависимости бюджета российского правительства от нефтегазовых доходов полезно выделять в общем сальдо нефтегазовое и ненефтегазовое сальдо. Например, в 2014 г. общий дефицит был незначительным только потому, что значительными были нефтегазовые доходы (табл. 6.8).

Таблица 6.8

Дефицит общий и ненефтегазовый, 2014 г.2

Статьи и сальдо.

Млрд руб.

% ВВП.

% доходов.

Доходы федерального бюджета:

14 496,9.

20,3.

100,0.

нефтегазовые.

7433,8.

10,4.

51,3.

ненефтегазовые.

7063,1.

9,9.

48,7.

Расходы федерального бюджета.

14 831,6.

20,8.

;

  • 1 Источник: Report on Public Finances in EMU 2015. P. 8.
  • 2 Источник: Основные направления бюджетной политики па 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (проект). С. 42.

Статьи и сальдо.

Млрд руб.

% ВВП.

% доходов.

Дефицит общий.

— 334,7.

— 0,5.

;

Дефицит ненефтегазовый.

— 10,9.

;

Во многих странах запрещено сводить бюджет с профицитом. Например, российский Б К требует составлять и утверждать бюджет без профицита. Если профицит все же прогнозируется, то надо:

  • • сократить поступление доходов от продажи имущества, запасов и резервов;
  • • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долга;
  • • увеличить расходы.

Если эти меры нецелесообразны, то следует сократить налоговые доходы. Дело в том, что профицит указывает на излишнюю мобилизацию фондов в бюджет государства. Он сокращает финансовые возможности частного сектора. Поэтом}' нужно вернуть его «назад».

Существуют следующие способы избавления от дефицита:

  • • повышение налогов:
    • — сокращает потребление,
    • — тормозит экономический рост;
  • • сокращение расходов:
  • — сокращает совокупный спрос,
  • — но ослабляет инфляцию;
  • • займы (самый популярный способ):
    • — тормозят частные инвестиции,
    • — могут подорвать фискальную устойчивость государства;
  • • денежная эмиссия (самый непопулярный способ):
  • — генерирует инфляцию.

В России источники (средств) финансирования дефицита классифицируются следующим образом:

  • • источники внутреннего финансирования:
    • — государственные (муниципальные) ценные бумаги,
    • — кредиты кредитных организаций,
    • — бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России,
    • — кредиты международных финансовых организаций,
    • — изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета,
    • — иные источники внутреннего финансирования, например доходы от приватизации и продажи драгоценных металлов и камней;
  • • источники внешнего финансирования:
  • — государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте,
  • — кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте,
  • — кредиты кредитных организаций в иностранной валюте,
  • — иные источники внешнего финансирования.

За 2014—2015 гг. из-за ухудшения экономического положения России дефицит федерального бюджета, а значит, и объем средств для его покрытия вырос более чем в 10 раз и почти исключительно за счет Резервного фонда (табл. 6.9).

Источники финансирования дефицита правительства России в 2014—.

2015 гг., млрд руб.1

Источники.

2014 г. (по отчету об исполнении).

2015 г. (по закону о бюджете).

Резервный фонд (использование (+) / / пополнение (—)).

— 231,9.

3074,1.

Фонд национального благосостояния.

12,4.

19,7.

Иные источники.

— 59,2.

— 418,5.

Итого.

— 278,6.

2675,3.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой