Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Участие прокурора при пересмотре постановлений в суде надзорной инстанции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статья 391.11 ГПК РФ предоставляет Председателю ВС РФ и его заместителю по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных… Читать ещё >

Участие прокурора при пересмотре постановлений в суде надзорной инстанции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Генеральный прокурор РФ и его заместители, если в рассмотрении дела судом нижестоящей инстанции участвовал прокурор, имеют право на обращение с надзорным представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления в Президиум ВС РФ. Надзорное представление подается непосредственно в ВС РФ.

В течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в суд в порядке надзора обжалуются:

  • 1) вступившие в законную силу решения областных и приравненных к ним судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
  • 2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
  • 3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • 4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • 5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ

и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке (ст. 391.1 ГПК РФ).

Согласно ст. 391.3 ГПК РФ надзорное представление прокурора должно содержать:

  • 1) наименование суда, в который оно подается;
  • 2) наименование прокуратуры, должность, классный чин, фамилию, имя, отчество прокурора, подающего представление;
  • 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  • 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  • 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  • 6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • 7) просьбу лица, подающего представление.

Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

К надзорному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорное представление подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

В связи с тем, что прокурор согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ не несет обязанности по уплате судебных расходов, надзорное представление прокурора государственной пошлиной не оплачивается.

Что касается срока рассмотрения надзорного представления прокурора, то надзорное представление рассматривается в ВС РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ. Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорного представления, но не более чем на два месяца (ст. 391.6 ГПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ судья ВС РФ изучает надзорное представление по материалам, приложенным к нему, или по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорном представлении прокурора или ином ходатайстве.

Основанием для отмены или изменения судебного постановления в порядке надзора согласно ст. 391.9 ГПК РФ является установление Президиумом ВС РФ того факта, что обжалуемое судебное постановление нарушает:

  • 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
  • 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Права человека и гражданина представляют собой естественные правомочия, получившие закрепление в нормативных правовых актах конкретного государства. К «свободам» традиционно относят свободу совести, свободу вероисповедания, свободу мысли и слова и т. д. По законными интересами понимают юридическую дозволенность лица, не противоречащую материальному и процессуальному закону, причем законным интересам, в отличие от субъективных прав, не противопоставляется чья-либо обязанность[1].

Что касается единообразия в толковании и применении судами норм права, то оно возложено на ВС РФ (ст. 126 Конституции РФ), который осуществляет это путем официального опубликования:

  • — обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства;
  • — постановлений Пленума ВС РФ по вопросам судебной практики;
  • — постановлений Президиума ВС РФ;
  • — определений Судебных коллегий ВС РФ[2].

Что касается применения норм международного права, то после ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. данная Конвенция подлежит непосредственному применению на территории РФ. Одной из особенностей данной Конвенции является то, что контроль за соблюдением государством этого договора возложен на международную организацию — Европейский Суд по правам человека. Таким образом, если суд допустит нарушения норм международного права, то Россия может быть привлечена к международно-правовой ответственности. Несмотря на то что решения и постановления ЕСПЧ не содержат международные правовые нормы, такие судебные акты создают практику толкования положений, содержащихся в Конвенции, ставшей частью правовой системы РФ. В связи с чем, подчеркивается учеными, необходимо знание не только содержания соответствующих положений Конвенции, но и практики их применения ЕСПЧ[3].

Что касается порядка рассмотрения надзорного представления прокурора, то прокурор, иные лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ, но неявка в случае извещения надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора (ч. 2 ст. 391.10 ГПК РФ).

Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорное представление (или надзорную жалобу).

При рассмотрении представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорное представление считается отклоненным (ч. 10 ст. 391.10 ГПК РФ).

Статья 391.11 ГПК РФ предоставляет Председателю ВС РФ и его заместителю по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права. В данной ситуации представление прокурора должно быть подано в течение шести месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.

Как справедливо отмечает О. В. Николайченко, право на доступ к правосудию не закреплено ни в Конституции РФ, ни в ГПК РФ, ни в УПК РФ, ни в АПК РФ. Изучение международных договоров, участником которых является Россия, показывает, что в них также нет определения о праве на доступ к правосудию. Вместе с тем о наличии такого права и возможностях его национальной и международной защиты позволяет говорить судебная практика международных органов. Анализ практики ЕСПЧ разъясняет нам, что право на судебную защиту — это собирательное и очень широкое понятие, включающее в себя:

  • — право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст. 45 Конституции РФ);
  • — право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ);
  • — право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ);
  • — право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ)[4].

Обращение к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. позволило выделить еще ряд составляющих право на доступ к правосудию, таких как:

  • — право на справедливое и публичное разбирательство дела (ч. 1 ст. 6);
  • — право на разбирательство дела в разумный срок (ч. 1 ст. 6);
  • — право на рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом (ч. 1 ст. б) и т. д.[5]

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 391.12 ГПК РФ).

Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 391.12 ГПК РФ).

Полномочиями Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорного представления прокурора с делом согласно ч. 1 ст. 391.12 ГПК РФ являются:

  • 1) оставление постановления суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорного представления без удовлетворения;
  • 2) отмена постановления суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • 3) отмена постановления суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставление заявления без рассмотрения либо прекращение производства по делу;
  • 4) оставление в силе одного из принятых по делу судебных постановлений;
  • 5) отмена или изменение постановления суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принятие нового судебного постановления, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
  • 6) оставление надзорного представления прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований для возвращения надзорного представления, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.
  • [1] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. М. А. Викут., 2012. С. 497 (автор комментария к ст. 391.9 ГПК РФ — О. В. Николайченко).
  • [2] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. М. А. Викут. С. 498.
  • [3] Там же.
  • [4] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. М. А. Викут., 2012. С. 502 (автор комментария к ст. 391.11 ГПК РФ — О. В. Николайченко).
  • [5] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. М. А. Викут. С. 502.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой