Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственная политика в информационной сфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегией предусмотрена возможность привлечения средств международных организаций и инвесторов, а для финансирования важнейших научных исследований — возможность рассмотрения вопроса о создании специального фонда. По словам Министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, План действий до 2015 г. ориентирован на реализацию кооперационных проектов, на активизацию информационного… Читать ещё >

Государственная политика в информационной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • основы государственной политики в информационной сфере:
  • • основные положения информационного законодательства по вопросу использования информационных технологий;
  • • направления правовой информатизации;
  • • технологии и средства информатизации;
  • • технологии и средства информатизации отдельных видов юридической деятельности;

уметь

использовать современные информационные технологии для поиска документов, реализующих государственную информационную политику, и актов информационного законодательства;

владеть

• навыками формулирования целей, задач, стратегий и направлений развития в области правовой информатизации.

Стратегия развития информационного общества

Политика (от греч. politika — государственные и общественные дела) — особая форма социальной деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами[1].

Анализируя текущее состояние развития информационного общества, следует отметить в 2000—2010 гг. внедрение информационных и телекоммуникационных технологий развивалось высокими темпами. Ежегодный прирост отрасли информационных технологий и информационных услуг составлял около 25%, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей.

Однако сводные индексы и межстрановые сопоставления до сих пор говорят о недостаточном уровне развития российской отрасли информационных технологий, об отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий[2].

Основными факторами, негативно влияющими на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, являются:

  • • недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов РФ;
  • • недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных и муниципальных служащих;
  • • высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий. В подавляющем большинстве создаваемых информационных систем в России сегодня используются в основном зарубежные разработки;
  • • угроза применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России в связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности граждан, организаций и государственных органов, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем;
  • • низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности;
  • • отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг;
  • • разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации. Необходимо обеспечить полноту, достоверность, актуальность и доступность официальной правовой информации в электронном виде, в том числе за счет модернизации механизмов официального опубликования правовых актов, интеграции систем информационно-правового обеспечения органов государственной власти.

Решение указанных проблем невозможно без формирования четкой сбалансированной государственной политики в информационной сфере. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

Основы государственной политики закреплены в Стратегии развития информационного общества.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задан, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

  • • формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
  • • повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • • совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
  • • развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • • повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
  • • развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
  • • сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
  • • противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России,

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах.

  • • партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
  • • свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
  • • поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
  • • содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
  • • обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

  • • разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
  • • определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;
  • • обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • • создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;
  • • обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
  • • создает условия для равного доступа граждан к информации;
  • • использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Основными направлениями реализации Стратегии являются следующие.

  • 1. В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:
    • • создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
    • • повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    • • формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;
    • • модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;
    • • создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.
  • 2. В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:
    • • расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;
    • • внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;
    • • предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
  • 3. В области совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.
  • 4. В области развития экономики РФ на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:
    • • стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий;
    • • создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;
    • • привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;
    • • создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;
    • • развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    • • стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    • • увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    • • повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;
    • • развитие системы региональной информатизации.
  • 5. В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:
    • • обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;
    • • интеграция государственных информационных систем и ресурсов;
    • • увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;
    • • совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;
    • • совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
  • 6. В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:
    • • развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);
    • • создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена, научной информацией;
    • • создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;
    • • повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.
  • 7. В области сохранения культуры многонационального народа Российской Федерация, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:
    • • развитие системы библиотечных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;
    • • поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;
    • • формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;
    • • поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;
    • • пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;
    • • сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.
  • 8. В области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:
    • • обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
    • • обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры РФ, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;
    • • повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;
    • • создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;
    • • совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных п телекоммуникационных технологий во враждебных целях;
    • • обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;
    • • противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия.

Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества являются:

  • • участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;
  • • участие в международном информационном обмене;
  • • участие в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;
  • • участие Российской Федерации в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
  • • участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

В рамках многостороннего сотрудничества государств — участников СНГ в сфере связи и информационных технологий решением Совета глав правительств СНГ были утверждены Стратегия сотрудничества государств — участников СНГ в сфере информатизации и План действий по реализации данной Стратегии на период до 2010 г. Реализация Стратегии и Плана действий позволила государствам Содружества выйти на более высокий уровень межгосударственных отношений, укрепила их информационное взаимодействие. Цели и способы их достижения, определенные в этих документах, помогали разрабатывать и выполнять национальные программы в области информационно-компьютерных технологий и способствовали развитию соответствующей правовой базы. Тем не менее в различных государствах Содружества сохраняется цифровое неравенство и они нередко значительно отстают от высокотехнологичных стран в вопросах развития информационной инфраструктуры, использования информационных технологий и предоставления электронных услуг населению. Поэтому в развитие указанных документов 28 сентября 2012 г. в Ялте (Украина) на заседании Совета глав правительств СНГ подписано решение об утверждении Стратегии сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 г.

Стратегией предусмотрена возможность привлечения средств международных организаций и инвесторов, а для финансирования важнейших научных исследований — возможность рассмотрения вопроса о создании специального фонда. По словам Министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, План действий до 2015 г. ориентирован на реализацию кооперационных проектов, на активизацию информационного и научно-технического обмена по использованию информационнокомпьютерных технологий в образовании, науке, культуре, здравоохранении, государственном управлении, в предоставлении услуг населению и по другим направлениям[3].

Уже сегодня имеются заметные результаты реализации Стратегии. За пять лет проделана значительная работа для создания комфортных условий жизни и работы граждан, а также для развития экономического потенциала страны на основе информационно-телекоммуникационных технологий. Отрасль современных информационно-коммуникационных технологий входит в тройку наиболее динамично развивающихся в нашей стране[4].

Главным результатом проводимой государством политики стало сокращение уровня неравенства в доступе к информационным технологиям между отдельными регионами и социальными группами. Сегодня такие современные инфокоммуникационные услуги, как мобильная связь и доступ к сети Интернет, являются практически общедоступными и получают самое широкое распространение. Так, более 78% населения имеют мобильные телефоны, 30% семей имеют современный компьютер. В рамках национального проекта «Образование» все российские школы получили доступ к ресурсам сети Интернет.

Государственная поддержка позволила стимулировать спрос на отечественные разработки в сфере информационных технологий. И сегодня в отдельных областях компании нашей страны успешно конкурируют с ведущими зарубежными корпорациями.

Создание и введение в ряде регионов единой информационной системы органов социальной защиты населения и единой базы данных «Электронный социальный регистр населения» позволило почти в два раза увеличить производительность труда государственных служащих. Расходы стали более прозрачными, соблюдается принцип адресности, комплексности подхода при определении размеров и направлений социальной помощи с учетом конкретной жизненной ситуации гражданина, потребности всей семьи.

С каждым годом возрастает доступность современных услуг связи для населения. На территории РФ прокладывается более 215 тыс. км оптического кабеля. По данным Международного союза электросвязи, уровень доступа к сети Интернет в России в целом соответствует уровню развитых стран. Кроме того, подписаны соглашения о снижении тарифов на услуги международной электросвязи в роуминге между Россией и рядом иностранных государств.

Существенное влияние на имидж РФ оказывает ее присутствие в международном информационном пространстве. Один из важных показателей такой работы — аудитория телеканала Russia Today, которая сегодня составляет 700 млн человек.

Вместе с тем многие проблемы еще ие получили должного решения.

Так, информатизация отраслей здравоохранения носит пока бессистемный характер, отсутствует нормативно-правовая база, единые информационные стандарты. Внедряемые медицинские системы между собой не стыкуются и не охватывают все процессы отрасли.

Медленно идет подключение муниципальных библиотек к сети Интернет и оснащение их компьютерами. Требуется концентрация усилий на решении таких проблем, как формирование электронных каталогов, оцифровка музейных фондов, что является необходимым этапом для включения коллекций музея в музейный фонд Российской Федерации и, соответственно, в государственный электронный каталог.

Непростая ситуация складывается с формированием в нашей стране электронного правительства. С одной стороны, Минкомсвязь России активно развивает систему оказания государственных услуг в электронном виде, обеспечивает население современными услугами связи, а также расширяет присутствие России в международном информационном пространстве. Достижения в данных направлениях оказывают большое влияние на положительный имидж страны в мировом сообществе. Уже можно говорить о первых результатах этой работы. Доля граждан, использующих электронные госуслуги, выросла с 10% в 2012 г. до 35,2% в 2014 г" превысив целевой показатель[5]. Это позволило Российской Федерации подняться в международном рейтинге организации объединенных наций (ООН) «Индекс развития электронного правительства» с 59-го места в 2010 г. на 27-е место в 2013 и 2014 гг. По оценке ООН, готовность России к электронному правительству выше, чем в ряде развитых стран, в большинстве стран Восточной Европы, а также странах БРИКС и СНГ. С другой стороны, существуют проблемы с организацией межведомственного электронного взаимодействия в субъектах РФ[6].

Если органы исполнительной власти субъекта подключены к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия на 87%, то органы местного самоуправления — только на 47%.

Для регионального уровня запущено только два сервиса предоставления сведений для федеральных органов исполнительной власти. Только для одного субъекта указанные сервисы опубликованы, для 47 субъектов находятся в тестовом режиме, а для 35 субъектов даже не разработаны.

Причинами существующих проблем в организации межведомственного электронного взаимодействия названы: несвоевременная реакция на изменения нормативного технического регулирования в сфере межведомственного взаимодействия, отсутствие сквозной системы управления изменениями, «раздробленность» системы эксплуатации.

  • [1] Тарасов В. С. Политика // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 529−530.
  • [2] Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011−2020 годы)"* // СЗ РФ от 15.11.2010. № 46. Ст. 6026.
  • [3] Страны СНГ утвердили Стратегию сотрудничества в построении информационного общества. URL: minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id4=43 568
  • [4] Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации». URL: kremlin.ru/transcripts/819
  • [5] Занозина Е. Госпрограммы — это витрина государственной политики Российской Федерации. URL: minsvyaz.ru/ru/events/34 167
  • [6] Презентация министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова «О готовности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к вступлению в силу с 1 июля 2012 года пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»». URL: minsvyaz.ru/ru/ speak/index.php?id4=43 452
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой