Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Теория и методология географической науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из этого была «выстроена» трехчленная структура книги, первая часть которой представляет собой в обобщенном виде учение об объекте географической науки .(с изложением основ ее структуры и процесса географического познания). Вторая часть посвящена учению об отражении в географии. Здесь характеризуются теория географии и теоретическая география, важнейшие географические категории… Читать ещё >

Предисловие. Теория и методология географической науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теория и методология географической науки — одно из наиболее проблемных и сложных ее направлений. Дискуссионными и крайне противоречивыми являются большинство ее важнейших понятий: объекта и предмета, основного метода, структуры науки и ее положения в системе наук, теоретического и практического значения и т. д. К сожалению, для разрешения этих проблем не прилагается должных усилий, недостаточно внимания уделяется вопросам истории, теории и методологии науки. Призывы классиков науки (см., например, Избранные труды по истории науки В.И. Вернадского) и географов современности (Ю.Г. Саушкин, Ю. Г. Симонов, Л. Р. Серебрянный, В. П. Максаковский и др.) не находят должного отклика среди молодых исследователей. А ведь теоретические знания совершенно необходимы для специалистов во всех областях науки, так как позволяют быстро перестраиваться по мере устаревания фактического материала, вести фундаментальные исследования, легче осуществлять комплексные работы.

В географии к настоящему времени накоплено огромное количество эмпирического материала, разобраться в котором зачастую затруднительно даже профессионально подготовленному специалисту. Но эмпиризм и практицизм проявляются не только в том, чтобы собрать больше фактов и решить конкретную практическую задачу, но и в некотором пренебрежении к таким теоретическим темам, практическое значение которых пока не ясно. Между тем нет ничего практичнее, чем хорошо обоснованная теория, писал Л. Больцман.

В Государственном образовательном стандарте специальности «География» представлена учебная дисциплина «Теория и методология географической науки», которая по своему содержанию вместе с «Историей географии» призвана «венчать» учебный процесс в университете, систематизировать и обобщать фундаментальные положения науки. Эти учебные курсы, как мы считаем, должны изучаться студентами параллельно и взаимосвязанно, они должны, в конечном итоге, способствовать формированию у будущих специалистов с высшим географическим образованием глубоких знаний основополагающих понятий географии как самостоятельной фундаментальной науки, ее категорий, теорий, и, что особенно важно, подготовить выпускников университетов к адекватному восприятию новых актуальных проблем и направлений дальнейшего прогресса системы географических наук, научить их проникновению в сущность географических процессов и явлений.

Разрабатывая структуру и содержание учебника, авторы руководствовались программой курса «Теория и методология географической науки», составленной профессорами М. М. Голубчиком и С. П. Евдокимовым, уделив главное внимание важнейшим общегеографическим категориям, новейшим направлениям и методам исследования, конструктивным задачам современной географии и ее перспективам.

В известном смысле руководящими для авторов были мысли английского географа Питера Хаггета, который более двадцати лет тому назад писал, что, располагаясь на стыке естественных и общественных наук, география требует отказаться от сложившихся представлений и сосредоточить внимание на взаимосвязях между человеком и окружающей его средой, их пространственных взаимоотношениях, а также на региональных структурах, которые складываются на земной поверхности. География — наука, которую интересуют изучение природной среды и условий жизни человека, региональные контрасты и неравномерность распределения жизненных благ.

Авторы исходили из представлений о том, что теория — это совокупность знаний об объективном мире, система идей, которая отражает реальную действительность, раскрывая те или иные ее стороны; методология — учение о знании, охватывающее его с точки зрения объекта, отражения и выражения. По мнению авторов, проблематику (по крайней мере, основную) любой науки составляют проблемы объекта исследования, отражения объекта и выражения отражения.

Исходя из этого была «выстроена» трехчленная структура книги, первая часть которой представляет собой в обобщенном виде учение об объекте географической науки .(с изложением основ ее структуры и процесса географического познания). Вторая часть посвящена учению об отражении в географии. Здесь характеризуются теория географии и теоретическая география, важнейшие географические категории — пространства и времени, географического поля и др. Наконец, в третьей части рассматривается учение о выражении в географии: проблемы терминологии, моделирования, прогнозирования, функций науки, географической деятельности и т. д.

Авторы опирались на собственный опыт преподавания данного учебного курса (и родственных ему дисциплин) и на работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные истории, теории и методологии географической науки (П. Джеймса и Дж. Мартина, А. Г. Исаченко, Г. Н. Максимова, Н. К. Мукитанова, Ю. В. Поросенкова и Н. И. Поросенковой, А. Ю. Ретеюма, Л. Р. Серебрянного, Ю. Г. Саушкина, А. М. Трофимова и др.).

Учебник рекомендуется использовать «в паре» с учебным пособием тех же авторов — «История географии» (Смоленск, 1998), что способствует процессу целостного восприятия всего хода географического познания Земли.

Настоящий учебник — один из первых по данной учебной дисциплине, и хотя авторы стремились возможно более объективно отразить коренные теоретико-методологические положения географии, он не лишен недостатков. В связи с этим авторы были бы признательны за замечания и предложения, касающиеся структуры и содержания учебника. Они будут учтены в дальнейшем при подготовке обновленного и дополненного издания.

В результате изучения курса студент должен: знать

  • • содержание ключевых понятий в области истории развития географических идей и представлений;
  • • важнейшие положения дисциплины — объект и предмет географической науки, ее структуру, место в системе научного знания;
  • • содержание ключевых понятий в области теории и методологии географии, ее структуру и методы исследования;
  • • закономерности смены научных парадигм в развитии географии;
  • • теоретические проблемы географии и подходы к их решению в исторической ретроспективе;
  • • основные теории, учения и концепции географической науки;
  • • язык, функции и виды географической деятельности;
  • • современные проблемы географической науки;

уметь

  • • пользоваться основными источниками знаний по истории и методологии географии (учебной, научно-популярной и специальной научной литературой, географическими и родственными им периодическими изданиями, справочными, энциклопедическими и иными изданиями);
  • • решать исследовательские и прикладные задачи в области физической и социально-экономической географии России и мира;
  • • решать исследовательские задачи в области развития географии, землеведения, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии и др.;
  • • выявлять и оценивать в новейших публикациях актуальные проблемы, направления и задачи географической науки, ее конструктивное значение на современном этапе развития российского общества и международного сообщества в целом;
  • • применять свои знания для решения исследовательских и прикладных задач;
  • • разбираться в современных направлениях развития географической науки;

владеть

  • • навыками анализа и систематизации учебного материала;
  • • приемами выявления актуальности и проблематики современных географических явлений и процессов;
  • • основным понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
  • • современными компьютерными технологиями для создания электронных географических карт и презентаций.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой