Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственный строй королевств Меровингов и Каролингов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственный строй эпохи Меровингов (VI-VII вв.) представлял собой раннефеодальную монархию, сохранившую большое количество пережитков строя военной демократии. Во главе государства стоял король. Он был предводителем франкской дружины, выступал как «охранитель мира», ему принадлежала высшая военная и исполнительная власть. Его приказы, распоряжения подлежали выполнению под страхом наказания… Читать ещё >

Государственный строй королевств Меровингов и Каролингов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В V в. у франков еще не сложилась государственная организация, они жили в условиях военной демократии. Племенной союз франков состоял из родов, во главе каждого стояли старейшины, вершившие суд и обсуждавшие хозяйственные вопросы. Самые важные вопросы решались на народных собраниях с участием всех мужчин-воинов. Завоевательные войны франков выдвинули на первые роли в управлении военных предводителей — вождей, которых германцы именовали «конунг» (от англ. king, нем. konig — король).

Органы потестарной (догосударственной) власти не выделились из общества и не монополизировали власть, опирались в управлении преимущественно на авторитет. В процессе завоевательных походов расширялась территория племенного союза, и для организации господства над завоеванной Галлией и ее населением примитивные институты племенной демократии перерастают в органы государственной публичной власти, стоящие над обществом и обладающие монополией на легитимное принуждение.

Государственный строй эпохи Меровингов (VI-VII вв.) представлял собой раннефеодальную монархию, сохранившую большое количество пережитков строя военной демократии. Во главе государства стоял король. Он был предводителем франкской дружины, выступал как " охранитель мира" , ему принадлежала высшая военная и исполнительная власть. Его приказы, распоряжения подлежали выполнению под страхом наказания. Экономической основой власти короля была часть военной добычи и земли, ранее принадлежавшие римской знати. Первоначально власть короля заметно ограничивали институты военной демократии. Король выполнял судебные решения общины и не мог решать наиболее важные вопросы без согласия народного собрания, фактически представлявшего его дружину. Позднее королевская власть была уже довольно сильной, а престол наследовался. Население приносило королю присягу. При короле был совет, в который входили высшие чиновники и епископы. С согласия магнатов король осуществлял законодательство. Весной и осенью король созывал собрания знати, где обсуждались наиболее важные дела, новые законы, оглашались изданные законодательные акты.

Государственный аппарат монархии Меровингов был достаточно примитивен. Управление государством строилось на основе дворцово-вотчинной системы. Всеми делами управления ведал королевский двор во главе с главой королевской администрации — майордомом. Дворцовый граф исполнял судебные функции. Кроме них существовали хранитель королевской печати — референдарий, и хранитель королевской казны и имущества — камерарий. Четкого разделения функций управления не было. Администрация, фиск, полицейская служба, высшая судебная власть осуществлялись одними и теми же лицами.

Территория королевства была поделена на области, во главе которых стояли самостоятельные короли из династии Меровинтов, и округа, возглавлявшиеся графами. Округа делились на сотни во главе с центенарием. Во главе нескольких округов (обычно пограничных) стояли герцоги. Главными функциями назначаемых королем должностных лиц были фискальная функция — сбор налогов и податей в королевскую казну, и полицейская — обеспечение правопорядка, подавление смут и волнений.

В эпоху Меровингов произошла окончательная замена институтов племенной демократии на органы публичной власти, назначаемые королем. Франкское королевство эпохи Меровингов никогда не было единым и централизованным. Последние короли из династии Меровингов были малоинициативными, их называли ленивыми. Они потеряли всякую реальную власть.

Все большую роль в государственном управлении начали играть управляющие королевским двором — майордомы. Они ведали сбором налогов и королевским имуществом, командовали войском. Постепенно они забирали власть в свои руки, превращали королей в своих марионеток, смещали их. В 687 г. майордом Пипин Геристалъский стал править Франкским королевством. В 715 г. он передал власть своему преемнику — Карлу Мартеллу, сумевшему подавить сопротивление знати и укрепить единоличную власть. Однако Карл Мартелл был майордомом и не мог устранить законную династию Меровингов. Это сделал его сын Пипин Короткий в 751 г. Он обратился к римскому папе с посланием, в котором просил разъяснить, кто должен быть королем франков: тот, кто имеет власть, или тот, кто пользуется титулом? Папа, желавший получить военную помощь от франков для борьбы с притеснявшими его лангобардами, ответил, что королем должен быть тот, кто имеет реальную власть. В 751 г. Пипин собрал в Суассоне франкскую знать и был ею провозглашен королем, а последний Меровинг — Хильдерик III и его сын были пострижены в монахи. Так Каролинги получили королевский титул. Основанную еще Пипином Геристальским новую династию стали позже называть Каролингами по имени Карла Великого — сына Пинина Короткого.

Государственный строй эпохи Каролингов — раннефеодальная монархия. Превращение Франкского государства в империю было связано с завоевательными походами майордомов и королей этой династии, опиравшейся на поддержку мелкого и среднего землевладельца, заинтересованных в новых землях. Для достижения этой цели Карлу Мартеллу необходимо было укрепить центральную власть и предотвратить процесс распада Франкского государства на сеньории в результате бесконечных междоусобиц. К тому же королевству стали угрожать арабы, завладевшие Пиренейским полуостровом. В 732 г. Карл Мартелл нанес поражение арабам в битве при Пуатье и в честь этой победы был прозван Мартеллом (молот). Но уроки этого сражения побудили Карла Мартелла провести военную реформу. Смысл ее состоял в создании профессионального конного войска (рыцарского войска), находящегося в прямой зависимости от короля. Прежде королевские дружинники получали готовое содержание или кормление. Им раздавали земли в полную собственность, почему значительная часть королевских земель оказалась в руках феодалов. Карл Мартелл изменил принцип пожалования-, теперь земли давались новой знати за службу в пожизненное условное держание — бенефиций (от лат. beneficium — «благодеяние, милость»). Земельный надел получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой воинов. Сидящие на земле бенефициария крестьяне были обязаны платить ему оброк, нести барщинные повинности. Рыцарь жил за счет эксплуатации подвластных крестьян. По примеру короля такую же практику ввели и крупные феодалы. Рыцарь, получавший бенефиций, становился вассалом (зависимым по условиям владения), приносил клятву в верности и исполнении положенной службы, а пожаловавший бенефиций являлся сеньором (господином) и сохранял право верховной собственности на пожалованную землю. Владелец бенефиция за отказ служить в королевском войске терял свое держание. За неявку на службу взыскивался штраф в 60 солидов (60 коров). Бенефиций нельзя было передавать по наследству. Земельный фонд для условных пожалований Карл Мартелл создал за счет секуляризации церковных земель, конфискации земли у своих политических противников из числа знати.

Бенефициальная реформа вызвала глубокие социально-экономические и политические последствия. Во-первых, произошла существенная централизация государственной власти и усиление ее военной мощи. Во-вторых, военная профессия превращалась в монополию феодалов-рыцарей; крестьяне из воинов становились зависимыми земледельцами. В-третьих, система бенефициев ускорила процесс формирования феодальной собственности на землю и феодального закрепощения крестьян. К IX в. свободных франков почти не осталось, их силой превратили в крепостных. Позже бенефиции стали наследственными владениями — феодом, вотчиной, что укрепляло положение королевских вассалов и ослабляло королевскую власть.

Наивысшего могущества и расцвета империя Каролингов достигла при Карле Великом (768−814). Результатом его завоевательной политики стала великая империя, занимавшая большую часть территории бывшей Римской империи и ее столицу Рим. В 800 г. римский папа Лев III короновал Карла Великого короной «римских императоров», и он получил титул императора Священной Римской империи.

Государственный аппарат империи состоял из центральных и местных органов власти. Главой государства был император, власть которого не была абсолютной. В его компетенции находилась «охрана мира», охрана границ, координация деятельности центральных и местных органов управления. Власть императора ограничивал королевский совет, включавший высшую духовную и светскую знать. На его заседаниях обсуждались важнейшие государственные дела, осуществлялась подготовка законопроектов. По старой традиции ежегодно весной и осенью собирались съезды знати, на которых принимались законы, решались военные вопросы. Всего за период правления Карла Великого было издано 250 капитуляриев (законов). Центральные органы управления были немногочисленны, они только создавались по римскому образцу. Управление делами государства осуществляли высшие должностные лица — министериалы, находившиеся при королевском дворе. Система управления была дворцовой: эти же чиновники управляли и делами дворца, и государства. Главными должностными лицами были: пфальцграф — управлял штатом дворцовых слуг и председательствовал в дворцовом суде; референдарий — руководил государственной канцелярией; камерарий — «хранитель сокровищ», ведал казной; главный капеллан — духовник короля, глава дворцового духовенства.

Вся территория государства была разделена на графства, во главе которых стояли королевские уполномоченные — графы. Они ведали судебными и административными делами, созывали военное ополчение и командовали им, собирали налоги и подати в пользу короля. Графы за службу получали бенефиции от короля и в качестве вознаграждения удерживали в свою пользу треть штрафов. Графства делились на сотни, во главе которых стояли центенарии (сотники), осуществлявшие судебно-административную и фискальную власть на местах. Центенарии назначались королевским двором, но подчинялись непосредственно графу. Сотни состояли из деревень, имевших общинное самоуправление. В завоеванных пограничных областях Карл Великий создал военно-административные округа — марки — форпосты для нападения на соседние страны и организации обороны. Во главе округов стояли маркграфы, располагавшие широкими судебно-административными и военными полномочиями, в их распоряжении было постоянное войско.

Спецификой государственного аппарата империи Карла Великого был ограниченный бюрократический аппарат. Функции административного управления, фискального и полицейского контроля над положением дел на территориях осуществляли специальные уполномоченные королевской администрации — государевы посланники. Они были призваны предотвратить рост самостоятельности королевских должностных лиц и усилить их ответственность перед королем. Государевы посланники — одно светское и одно духовное лицо — объезжали ежегодно округа, включающие несколько графств. В их компетенцию входили наблюдение за управлением королевскими поместьями, правильностью совершения религиозных обрядов, за королевскими судьями; рассмотрение апелляционных жалоб на решения местных судов по тяжким преступлениям. Они могли требовать выдачи преступника, находившегося на территории духовного или светского сеньора. Неповиновение епископа, аббата и других грозило им штрафом.

Мировая империя Карла Великого, объединявшая разные этносы, могла существовать, опираясь на развитый репрессивный аппарат и хорошо обученное конное рыцарское войско. Реформа Карла Мартелла сформировала военное сословие рыцарей, единственным занятием которых была война и служба сеньору за землю. Однако империя оказалась непрочной. После длительных междоусобных войн три брата, внуки Карла Великого, в 843 г. в Вердене подписали трактат о разделе империи на три самостоятельные части. Верденский договор положил начало существованию трех европейских государств: Франции, Германии, Италии. Вместе с распадом империи раннефеодальная монархия переросла в новую форму государственного устройства — сеньориальную монархию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой