Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационное обеспечение торгового оборота

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая группа — открытая, общедоступная информация, которую можно почерпнуть из деловых изданий и средств массовой информации. В этой группе можно выделить справочную информацию специализированных агентств и служб новостей, электронные журналы; профессиональную информацию, включающую научно-техническую и деловую (документальную, реферативную, сведения в области фундаментальных и прикладных… Читать ещё >

Информационное обеспечение торгового оборота (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие информации, используемой коммерческими организациями. В условиях инновационного развития экономики торговый оборот невозможен без использования коммерческой информации. Информация нужна для определения коммерческими организациями своего положения на товарном рынке и подтверждения эффективности существующих договорных отношений. Задача состоит в том, чтобы научиться вовремя поставлять информацию потребителям и обеспечить ее сохранность при принятии бизнесом стратегических решений. Важными факторами достижения этой цели являются быстрота и доступность информации для компаний, не обладающих своей технологией обработки больших массивов информации в торговой среде.

К острой постановке вопросов о сборе, получении и распространении коммерческой информации, необходимой для деятельности единоличных коммерсантов и коммерческих организаций, о формировании структуры информационных услуг и решении ряда разнообразных инфраструктурных проблем привели становление и развитие рыночных отношений в России. Наряду с рынком собственно товаров, работ и услуг в России начал формироваться рынок информации, причем практически с нулевой отметки, тогда как в промышленно развитых странах уже в 2000 г. соотношение стоимости информационных ресурсов, программного обеспечения и топливно-энергетического комплекса составляло пропорцию 70:30'.

Постепенное развитие спроса деловых кругов на ту или иную информацию способствовал формированию различных видов информационных ресурсов, становлению субъектов информационного рынка и инфраструктуры его обеспечения. Информация, которая используется коммерческими организациями для принятия решений в настоящее время, может быть условно сгруппирована следующим образом.

Первая группа — открытая, общедоступная информация, которую можно почерпнуть из деловых изданий и средств массовой информации. В этой группе можно выделить справочную информацию специализированных агентств и служб новостей, электронные журналы; профессиональную информацию, включающую научно-техническую и деловую (документальную, реферативную, сведения в области фундаментальных и прикладных технических, естественных и общественных наук) информацию, а также информацию, находящуюся в библиотеках и специализированных банках данных государственных предприятий и коммерческих структур. Названные сведения организация может получить на рынке деловой литературы. Спросом пользуются базы данных на CD-ROM, содержащие узкоспециализированные профессиональные издания. В разных формах широко представлены справочно-правовые продукты с известными марками «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Значительный объем деловой информации предприниматели могут получить в сети Интернет. Действует ряд деловых информационных порталов для предпринимателей (система межрегиональных центров, электронный торговый центр, деловые предложения, государственный заказ, деловая пресса, производители товаров и услуг, и др.).

Гражданский оборот открытой информации предполагает участие трех субъектов: во-первых, создателя или производителя информации, в результате интеллектуальной деятельности которого создается информация; во-вторых, обладателя (держателя) информации, который приобретает информационные правомочия по договору с создателем информации; в третьих, потребителя информации, который является получателем[1]

и пользователем информации1. Такой подход соответствует нормам ГК РФ и предполагает согласование сторонами договорной цены информации, размещенной на материальном носителе. Поскольку рассматриваемая информация не изъята п не ограничена в обороте, то она может свободно использоваться и распространяться любым лицом.

Вторая группа — это закрытая, не являющаяся общедоступной информация, включающая техническую и технологическую информацию (в том числе ноу-хау) и деловую информацию. Что касается технической и технологической информации, то ее основным источником являются полученные результаты выполнения НИОКР. Причем такого рода информация в консолидированном виде передается заказчику в виде научных отчетов, технической, технологической и конструкторской документации.

Экономическая информация является результатом исследований и консалтинга в виде прогнозных моделей и оценок.

Финансовая информация — это данные о котировках ценных бумаг, тенденции валютного курса, учетных ставках, состоянии рынка товаров п капиталов, ценах и инвестициях.

Коммерческая информация включает в себя данные о компаниях и направлениях их работы, ассортименте выпускаемой продукции, ценах, финансовом состоянии, хозяйственных связях, учредителях, руководителях, контрагентах, клиентах, о заключении договоров и исполнении обязательств, обслуживании кредитов и другие сведения, имеющие коммерческую значмость.

Используемая в таком виде информация технического, технологического и делового характера, получила название «коммерчески значимая информация» (КЗИ)[2][3]. Процесс обращения КЗИ вполне укладывается в рамки модели гражданского оборота открытой информации, однако ее оборот определяется субъектами по их разрешению с учетом существующей монополии лиц на такого рода информацию. Отсюда можно говорить об ограниченном обороте КЗИ. Условие конфиденциальности охраны КЗИ сопровождает весь жизненный цикл обращения такой информации: ее производство (создание), обработку, храпение, тиражирование, передачу, распространение, поиск, получение и потребление.

Структура и инфраструктура информационного рынка. Структура информационного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в производстве (создании), распространении и потреблении информации. В зависимости от участия субъектов информационного рынка в процессах обращения КЗИ их можно подразделить на две группы.

Первая группа — это государственные и коммерческие структуры, специализирующиеся на накоплении первичных массивов информации. Продажа информационных продуктов и услуг осуществляется путем организации доступа к данным с предоставлением возможности их выборки. К ним относятся издатели деловых справочников, держатели баз данных и др. В эту группу входят структуры, которые формируют вторичные информационные массивы. Результатом их деятельности является создание электронных архивов по отдельным видам информации, обзоры рынка товаров и услуг, мониторинг законодательства и коммерческой практики по направлениям бизнеса.

Вторая группа — это информационно-аналитические подразделения коммерческих организаций, работающие в интересах данной структуры. Сбор, накопление КЗИ и производство информационных продуктов осуществляется в процессе научной, производственной и коммерческой деятельности. Важными источниками такой информации являются результаты НИОКР, аналитических и маркетинговых исследований. Информация, имеющая коммерческую значимость, используется для собственных нужд организации и включается по мере необходимости в гражданский оборот при выполнении работ по кооперации путем передачи КЗИ (купля-продажа) и оказания услуг.

Развитие структуры информационного рынка требует надежного обеспечения его инфраструктуры. Речь идет о создании развитой общероссийской телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей оперативную связь, использование электронной подписи и совершенствование мер по защите информации. Элементами такой инфраструктуры являются рынки компьютерной техники, программного обеспечения, интернетуслуг, телекоммуникационной связи, услуг по защите информации, причем не только физической, но и страховой.

Вообще, обеспечение защиты информации является чрезвычайно важной составляющей инфраструктуры информационного рынка. Наиболее сложные проблемы здесь возникают в сфере информационного обеспечения электронного бизнеса, требующего серьезного подхода к управлению уровнем риска1. Организации в зависимости от их финансовых возможностей сами занимаются внедрением технологий либо пользуются услугами внешних организаций по обеспечению безопасности корпоративных информационных систем.

Кроме использования традиционных систем безопасности, связанных с реализацией мер технического, программного, организационно-правового характера, используются возможности страхования электронных рисков. Понятием «электронные риски» охватываются не только атаки хакеров и распространение вирусов, но и неправомерные действия работников организации, по вине которых чаще всего наступают потери.

Если на Западе такой вид страхования получил признание со стороны финансовых институтов, охотно покупающих страховки от электронных рисков, то в нашей стране ему не уделяется должного внимания. Российские страховые компании не развивают этот вид страхования, поскольку крайне низок спрос страхователей на эту услугу. Этим, пожалуй, можно объяснить тот факт, что только отдельные ведущие страховые компании имеют лицензии на страхование электронных рисков.[4]

Страхование электронных рисков связано с потерей или порчей нематериального ресурса-информации, что затрудняет процесс оценки риска. Возмещение по электронным страховым случаям имеет свою особенность. Страховая компания оплачивает страхователю только прямой ущерб, связанный с затратами на реализацию электронного архива, без учета упущенной выгоды. Это объясняется отсутствием единой методики расчета стоимости информации, разглашение (утечка) которой приводит, например, к уменьшению числа потенциальных покупателей продукции.

Законодательное регулирование информационного обеспечения торговой деятельности. Закон о торговле содержит ряд статей, посвященных информационному обеспечению торговой деятельности (обмен информацией между хозяйствующими субъектами торговой деятельности посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предоставление информации в федеральный центр субъектами РФ, ведущими торговый реестр и др.). Однако в Законе о торговле отсутствуют нормы, регламентирующие построение системы сбора, накопления и распространения коммерческой информации с участием органов государства.

Одним из методов государственного регулирования торговой деятельности (ст. 4) является информационное обеспечение в этой области. Суть метода раскрывается в ст. 20 Закона о торговле, где определены задачи органов государства и элементы системы управления в области информационного обеспечения торговой деятельности, компетенции федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ. Представляется, что отношения между субъектами в рассматриваемой сфере носят управленческий характер и регулируются нормами публичного права. Такой вывод можно сделать на основе анализа ст. 20 Закона о торговле. Так, в и. 2 названной статьи подчеркивается, что порядок создания системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности определяется Правительством РФ. В п. 3 той же статьи утверждается принцип гласности в отношении решений, принимаемых органами власти и обязательном размещении информации на официальном сайте в Интернете. Пункт 4 ст. 20 обязывает органы государственной власти субъектов РФ формировать торговые реестры по форме, утвержденной федеральным органом власти. Исходя из содержания Закона о торговле, формирование торгового реестра предполагает добровольное предоставление соответствующих сведений хозяйствующими субъектами. В то же время п. 6 ст. 20 обязывает уполномоченный орган власти субъекта РФ представлять сведения, содержащиеся в торговом реестре, в Минпромторг России, а также в государственный орган статистики.

В Законе о торговле закреплены и другие нормы, регулирующие управленческие вопросы информационного обеспечения торговой деятельности. В частности, ст. 6 (п. 1 ч. 4) обязывает органы власти субъектов РФ проводить информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара па своей территории, с последующим докладом в федеральный центр. Статья 7 (н. 2 ч. 4) определяет возможное участие некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность либо поставки товаров в форме предоставления необходимой информации для формирования государственной политики в торговой деятельности. Отдельного рассмотрения требует ст. 9 Закона о торговле, в которой указаны требования к организации и осуществлению торговой деятельности с использованием информационных технологий. Закон обязывает хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность в связи с заключением и исполнением договора поставки, размещать информацию об условиях договора на своем сайте в Интернете. Закон, по существу, ориентирует хозяйствующие субъекты к переходу на ведение электронной торговли.

Система сбора и распространения коммерческой информации. Анализ Закона о торговле и ГК РФ убеждает в отсутствии положений, регламентирующих участие органов государства в налаживании взаимосвязанной деятельности хозяйствующих субъектов по формированию системы сбора и распространения коммерческой информации, являющейся важнейшим компонентом информационного обеспечения торговой деятельности.

Выборочный анализ информационных ресурсов в Интернете в сфере производства и реализации товаров позволил установить отдельные элементы организации информационного обеспечения торговой деятельности на различных уровнях.

На уровне хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса разработаны и действуют собственные системы сбора и распространения коммерческой информации. В организациях, как правило, действует хорошо налаженная система получения информации, без использования которой нс принимается ни одно решение о заключении договора. Коммерческая информация может быть получена, в одном случае, с использованием внутренних подразделений, которые проводят анализ и выдачу рекомендаций в интересах одной структуры, в другом — путем заключения договора с информационным агентством, которое оказывает консалтинговые услуги, используя собственные электронные архивы.

На региональном уровне разработан и действует ряд структур. По данным опроса предпринимателей малых и средних предприятий они чаще всего обращаются в информационно-аналитические центры, а не в региональные фонды поддержки малого предпринимательства. Учитывая, что деловые интересы предпринимателей в значительной степени связаны с Москвой (около 60%), в столице и в ряде регионов почти 10 лет успешно работают межрегиональные маркетинговые центры (с 2001 г.). Центры, по существу образуют диверсифицированную систему информационного обеспечения. Эта система позволяет получить информацию о технологиях, информацию о тех, кто хочет купить или продать продукцию, или скооперироваться для разработки и реализации инновационных товаров. Работа центров обеспечивается взаимосвязанной деятельностью многих предприятий. Центры работают на самофинансировании, востребованы, к ним обращаются предприниматели.

Заслуживает внимания предложение по созданию региональных центров информационного обмена, которые должны обеспечить единос информационное поле для малого предпринимательства в условиях инновационного развития государства. Речь идет о расширении доступа предпринимателей к межрегиональной сети коммерческой информации. Для этого необходимо заключить договоры между регионами, в которых созданы порталы информационного обеспечения предпринимательства, включая торговую деятельность, для обмена базами данных с учетом специфики каждого региона.

В литературе высказаны предложения по информационному обеспечению товарных рынков, по существу, речь идет о создании товарной информационной системы федерального уровня. Контуры функционирования этой системы следующие. На региональном уровне имеются адресные данные о местных предприятиях. Однако потребителю нужна подробная информация о товарах и услугах. Такая информация должна предоставляться потребителю бесплатно и беспрепятственно, что создает условия для прозрачности товарного рынка. Первичная подготовка информации должна осуществляться в локальных базах данных предприятий, а затем передаваться в федеральную систему для интегрирования и показа в сети Интернет. Такой механизм позволит обеспечить достоверность данных и ответственность за содержание информации, и главное — позволит создать основу для реализации требований к организации торговой деятельности, содержащихся в ст. 9 Закона о торговле (обязанности хозяйствующего субъекта размещать информацию на своем сайте в Интернете).

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Расскажите о блоках структуры и инфраструктуры товарного рынка.
  • 2. Формирование договорных связей в структурных секторах товарного рынка.
  • 3. В чем заключается необходимость информационного обеспечения торгового оборота и каковы возникающие в связи с этим юридические проблемы?

Дополнительная литература

Ибрагимов, Л. Л. Инфраструктура товарного рынка: учеб, пособие. — М" 2008. Организация коммерческой деятельности: учеб, пособие / под рсд. Л. Л. Брагина. — М" 2007.

Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник. — М., 2010.

  • [1] См.: Подберезкин А. Проблемы глобализации мира: взгляд слева // Независимая газета.2001.10 июня.
  • [2] См.: Копылов В. А. О модели гражданского оборота информации // Российское право.1999. № 9; Дозорцев В. А. Информация как объект исключительного права // Дело и право.1996. № 4 и др.
  • [3] Северин В. А. Коммерческая тайна в России. 2-е изд. М., 2009. С. 38—57.
  • [4] См.: Коммерсантъ. 2001. № 76. С. 8; Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. 2-е изд. М., 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой