Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международно-правовое регулирование социального обеспечения на современном этапе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для удобства всю совокупность международных актов в области социального обеспечения подразделяют на группы в зависимости от регулируемой ими предметной области (универсальные, специальные), специфики принявшей их международной организации (глобальные, межрегиональные, региональные), числа сторон, участвовавших в их принятии (многосторонние, двусторонние) и юридической силы (обязательные… Читать ещё >

Международно-правовое регулирование социального обеспечения на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно и. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. При этом в действующих международных нормах и современной научной и учебной литературе не содержится единого определения понятия «общепризнанные принципы и нормы международного права».

Тем не менее применительно к российской судебной системе Пленум Верховного Суда РФ обеспечил некоторую конкретизацию данного понятия, постановив, что иод общепризнанными принципами международного права следует понимать «основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо»[1]. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать «правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного»[2].

Несмотря на критику данного разъяснения специалистами, иного единого определения пока принять не удалось.

Общепризнанные принципы можно считать наиболее «мягкой» формой международного права. Несмотря на то что к настоящему времени большая их часть непосредственно закреплена в письменной форме в соответствующих международных документах или же конкретизирована и развита в них[3], такие документы не всегда носят юридически обязательный характер[4]. Более того, сама формулировка «общепризнанные принципы и нормы международного права» свидетельствует о том, что понятия «принцип» и «норма» в данной терминологической конструкции имеют различное смысловое наполнение и не совпадают по значению. Тем не менее очевидно, что общепризнанный и системообразующий характер таких принципов делает их более значимым явлением, ввиду чего нормы международного права в обязательном порядке должны соответствовать принципам международного права. При этом они могут закреплять их непосредственно или же конкретизировать их применительно к определенной области деятельности, региону, ситуации и др.

В отличие от принципов, общепризнанные нормы международного права уже в силу своего наименования имеют обязательный характер. Исторически они существовали как в письменной (международные договоры, в том числе уставные документы международных организаций), так и в устной форме (международные обычаи). Однако на сегодняшний день такие нормы, как правило, закреплены в международных договорах.

Международно-признанные нормы, нашедшие закрепление в международном договоре, обязательны для нашей страны в том случае, если она является стороной такого договора. Конституция РФ наделяет их большей юридической силой, чем собственно российские законы: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Этот конституционный принцип обусловливает необходимость изучения международно-правовых подходов к регулированию социального обеспечения наряду с положениями соответствующих российских нормативных актов. Международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства[5].

Устанавливая приоритет международных договоров РФ над российскими законами, Конституция РФ ничего не говорит о соотношении общепризнанных принципов и норм международного права и российского законодательства. Возможно, это следует считать дефектом юридической техники[6], поскольку многие специалисты признают за такими принципами и нормами юридическую силу, аналогичную конституционно установленной юридической силе международных договоров РФ[7]. Это подтверждается и тем фактом, что многие нормативные правовые акты РФ (в том числе и регулирующие вопросы социального обеспечения), указывают, что их положения соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права[8].

С функциональной точки зрения международно-правовое регулирование вопросов социального обеспечения, согласно А. М. Лушникову и М. В. Лушниковой, происходит в трех направлениях:

  • — легализация права на социальное обеспечение и его виды, а также права на защиту от социального отторжения;
  • — нормативное регулирование международных социально-обеспечительных отношений с участием субъектов иностранного права, способствующее разрешению противоречий в подходах различных государств к правовому регулированию социально-обеспечительных отношений;
  • — обеспечение нормативного регулирования гарантий соблюдения международно-правовых норм, форм и способов защиты социально-обеспечительных прав, предусмотренных международными актами[9].

Тематика международных актов в области социального обеспечения охватывает преимущественно такие аспекты, как:

  • — формирование единых определений для основных понятий права социального обеспечения;
  • — закрепление системы социального обеспечения;
  • — установление общепризнанных принципов социального обеспечения;
  • — установление стандартов социального обеспечения, признанных минимально допустимыми в современном мире, в целом и по отдельным институтам и видам социального обеспечения.

Для удобства всю совокупность международных актов в области социального обеспечения подразделяют на группы в зависимости от регулируемой ими предметной области (универсальные, специальные), специфики принявшей их международной организации (глобальные, межрегиональные, региональные), числа сторон, участвовавших в их принятии (многосторонние, двусторонние) и юридической силы (обязательные и необязательные: декларативные и рекомендательные). Рассмотрим основные международные акты по социальному обеспечению с учетом данных характеристик[10], а затем проанализируем подробнее установленные в них права и гарантии.

  • [1] Пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного праваи международных договоров Российской Федерации».
  • [2] Там же.
  • [3] Вероятно, именно это позволило Пленуму Верхового Суда РФ и ряду специалистовнаделить принципы юридически нормативным характером. См., например, обзор позицийпо этому вопросу: Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: курс лекций. М.: Статут, РАП, 2010. С. 63.
  • [4] В частности, нс имеют обязательного характера декларативные (декларации) и рекомендательные (рекомендации, резолюции и др.) акты международного права: Всеобщаядекларация прав человека, рекомендации МОТ и др. Принципы, закрепленные в декларативных и рекомендательных актах, приобретают обязательность только после их закрепления и (или) конкретизации в актах обязательного характера (международных договорах).Кроме того, в научной литературе продолжается дискуссия о правовой природе и юридической силе решений международных судов (Экономического суда СНГ, Европейского Судапо правам человека Совета Европы, Европейского суда справедливости Европейского союза и др.). См. например: Абдуллоев Ф. А. Правосудие не может быть рекомендательным //Международное публичное и частное право. 2011. № 2. С. 2—7; Бондарь Н. С. Конвенционная юрисдикция Европейского суда по правам человека в соотношении с компетенциейКонституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 115—116; Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы: монография. М.: Проспект, 2010. С. 149—156; Белкин М. Л. Законодательное обоснование применения в судебнойпрактике решений Европейского суда по правам человека как источника права // Международное публичное и частное право. 2010. № 1. С. 30—33; и др.
  • [5] Преамбула Федерального закона от 15.07.1995 № 101 -ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
  • [6] Калашников С. В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защитыправ человека в России: вопросы теории и практики / под ред. Д. С. Велиевой. М.: ДМКПресс, 2010. С. 9.
  • [7] См. например: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред.Л. А. Окунькова. М.: БЕК, 1996; Тиунов О. И. Конституция Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международного права. СПб., 2002. С. 34—49; Егоже. Конституционный Суд и международно-правовые акты об обеспечении прав человека //Журнал российского права. 1997. № 7. С. 4—9; Зимненко Б. Л. О применении норм международного права судами общей юрисдикции: справочное пособие. М.: Статут, 2005; и др.
  • [8] См. например: ч. 1 ст. 2 ТК РФ; абз. 1 ст. 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»; абз. 1 преамбулы Федерального закона «О социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации»; преамбула Закона РФ от 19.02.1993 № 4530−1"О вынужденных переселенцах"; абз. 3 Национальной стратегии действий в интересах детейна 2012—2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761; ч. 1 ст. 5Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ст. 2Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и др.
  • [9] См.: Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. С. 245.
  • [10] Приводимое здесь деление международных актов на группы существенно упрощенопо сравнению с классификацией, используемой в науке международного публичного права, и предлагается исключительно для удобства усвоения и запоминания международных актов, применяемых в сфере социального обеспечения. Данное деление не должно рассматриватьсякак концепция научной классификации (систематизации) указанных актов в международном публичном праве.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой