Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Субъекты образовательной политики в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшей организацией с точки зрения политики в сфере образования является Общественная палата РФ, а также общественные палаты регионального уровня. На уровне Общественной палаты обсуждаются принимаемые в сфере образования решения, формируются рекомендации, которые рассматриваются основными субъектами политической деятельности в сфере образования. Общественная палата принимала, например, участие… Читать ещё >

Субъекты образовательной политики в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О субъектах образовательной политики можно говорить в широком смысле — от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, граждан до любых других структур, включая как российские, так и зарубежные. Полагаем, что целесообразно было бы остановиться на таких субъектах образовательной политики, которые максимально активно влияют на принятие решений в сфере образования в Российской Федерации.

Согласно ст. 80 Конституции РФ основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ. Президент РФ является значимой фигурой в сфере образования — задачи, поставленные им, выполняются далее на всех уровнях управления образованием.

В качестве примера можно привести документ, который оказал существенное влияние на сферу общего образования — Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271). В настоящее время огромное влияние на сферу образования оказывают задачи, сформулированные в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (в частности, предписано довести заработную плату работников сферы образования до тех или иных значений в установленные сроки, что в условиях ограничений в размерах бюджетного финансирования сферы образования повлекло за собой целый ряд кадровых, организационных и иных изменений в системе образования).

Исходя из ст. 84 Конституции РФ, Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней политики. Ситуация в сфере образования и основные политические задачи в связи с этим также являются предметом данного доклада, который во многом задает направления развития системы образования в стране. При этом, несмотря на то что послания являются ежегодными, фиксируемые задачи могут являться весьма долгосрочными — например, в 2014 г. была поставлена такая задача, как обеспечить подготовку по 50 рабочим профессиями в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями, а также внедрение конкурсов, но рабочим инженерным профессиям. Задача должна быть решена к 2020 г.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования. Согласно ст. 1 и 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Исходя из ст. 13 данного Закона, именно Правительство РФ организует реализацию внутренней политики России, в том числе формирует федеральные целевые программы. Согласно же ст. 17 Закона Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.

Во исполнение данных полномочий Правительством РФ принимается целый ряд значимых для сферы образования документов.

В настоящий момент большую актуальность имеет такой документ, как государственная программа РФ «Развитие образования на 2013— 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295). Данная программа имеет несколько подпрограмм — в частности, отдельные подпрограммы направлены на развитие профессионального образования, на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Отдельная подпрограмма посвящена развитию системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования.

Некоторые документы принимаются Правительством в развитие поручений Президента РФ. Примером может выступать распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 годы», которое оказало существенное влияние в том числе и на сферу образования.

Важнейшим субъектом образовательной политики является Минобрнауки России. Статус данного субъекта определяется постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации». Исходя из этого документа, именно Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Для осуществления своих функций оно наделено целым рядом полномочий, перечисленных в разд. 2 Положения. Указанные полномочия позволяют Минобрнауки России эффективно играть роль одного из основных субъектов образовательной политики. Минобрнауки России активно участвует в нормотворчестве, разъяснении положений нормативных правовых актов, в принятии значимых управленческих решений и в их реализации, в формировании программ, концепций, доктрин, взаимодействует с другими субъектами образовательной политики.

Свою роль играют также такие субъекты политической деятельности, как законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также муниципальные органы, которые действуют в рамках своей компетенции и в статусе, который определен соответствующими региональными и муниципальными актами (на основе требований федерального законодательства).

Ту или иную политику могут проводить учредители образовательной организации, для чего они имеют целый ряд инструментов — от формирования государственного (муниципального) задания до исполнения роли работодателя в отношении руководителя образовательной организации и участия в работе органов управления образовательной организацией, прямого участия в статусе учредителя в принятии конкретных решений образовательной организацией.

При этом именно в сфере образования существенную роль играет общественное мнение и позиция граждан. Представители общественности традиционно очень активны в оценке принимаемых политических и нормативных правовых решений в образовании — и такая активность поощряется на всех уровнях, в частности, активным подключением общественности к принятию тех или иных решений.

Сфера образования стала одной из первых, где было обеспечено общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов (и зачастую очень активное, на различных площадках и в несколько стадий, как, например, с проектом Закона об образовании). Выражаемые претензии к тем или иным институтам образования зачастую становятся «двигателем» принимаемых изменений (например, уже не один год идет процесс совершенствования содержания и процедуры ЕГЭ).

Мнение граждан может выражаться как непосредственно, с использованием тех или иных площадок в сети Интернет, средств массовой информации и т.и., гак и через объединения, органы, организации, специально созданные для выражения общественного мнения (в том числе по вопросам образования).

Важнейшей организацией с точки зрения политики в сфере образования является Общественная палата РФ, а также общественные палаты регионального уровня. На уровне Общественной палаты обсуждаются принимаемые в сфере образования решения, формируются рекомендации, которые рассматриваются основными субъектами политической деятельности в сфере образования. Общественная палата принимала, например, участие в обсуждении порядка проведения и содержания ЕГЭ, в обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере образования, поднимала вопросы административного давления на образовательные организации, перечня учебных изданий и т. п. Зачастую позиция Общественной палаты РФ признается обоснованной и учитывается. Ряд докладов Общественной палаты РФ имел широкий общественный резонанс и повлиял на развитие сферы образования. Статус Общественной палаты РФ определяет Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

Существует целый ряд общественных объединений в сфере образования, которые также формируют свою позицию. Профсоюзы педагогических работников участвуют в политической жизни страны весьма активно. Свою позицию по вопросам образования имеют практически все основные политические партии. В развитии образования тем или иным образом заинтересованы различные группы юридических и физических лиц — работодатели, обучающиеся, представители обучающихся.

Кроме того, целый ряд инструментов, закрепленных Законом об образовании, направлен на учет мнения экспертов и общественности в сфере регулирования образования — например, педагогическая экспертиза, независимая оценка качества в образовании.

При этом необходимо учитывать, что сфера образования тесным образом связана с целым рядом иных сфер общественной жизни и участие в формировании политики (пусть и в меньшем объеме, чем специализированные органы) принимают органы и организации, вовлеченные в сферы здравоохранения, культуры, науки, транспорта, производства и т. п.

Таким образом, в Российской Федерации существует целый ряд государственных и муниципальных органов, которые формируют политику в сфере образования. При этом позиция общественности также находит свое отражение в принимаемых политических решениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой