Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие государственного строя Франции: от Первой республики до Первой империи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исполнительная власть вручалась Директории из пяти членов, избираемых тайным голосованием обеих палат Законодательного корпуса. Ежегодно состав Директории обновлялся путем переизбрания одного из членов. Для осуществления управленческих функций Директория назначала министров, высших должностных лиц, которые составляли правительство, а также командующих армиями. Согласно новой Конституции… Читать ещё >

Развитие государственного строя Франции: от Первой республики до Первой империи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для понимания особенностей государственно-правовой эволюции постреволюционной Франции следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Политическое развитие Франции после Великой революции 1789 г. характеризуется нестабильностью, частой сменой политических режимов. С 1789 по 1958 г. Франция пережила 14 режимов, не считая временных правительств.

Частая смена систем правления была следствием расколотости политической культуры, наличия устойчивых расхождений у различных групп французского общества по отношению к политическим институтам, противостоянием республиканской и монархической традиций. Революция разделила нацию на своих сторонников и на приверженцев старого режима, породила такие понятия, как «правые» и «левые», «враг народа» и «патриот», и такой метод решения разногласий, как политический террор. Отсутствие культуры компромисса, сдержанности и терпимости к политическим противникам обусловило «маятниковый» тип политического развития Франции, когда республики сменяются империями и наоборот, а политический режим балансирует между авторитаризмом и демократией.

Термидорианская республика (26 октября 1795 г. — 9 ноября 1799 г.). Конституция 1795 г. Государственный переворот 27 июля, или 9 термидора (по республиканскому календарю 1794 г.), осуществленный группой умеренных депутатов-республиканцев в Конвенте под лозунгом «спасения революции от тирании», в действительности означал установление политического господства финансовой аристократии (банкиров, финансистов) и новой буржуазии, так называемых нуворишей — новых богачей (спекулянтов, взяточников, казнокрадов), всячески стремившихся породниться с французской аристократией. Интересы новой финансовой аристократии выражали термидорианцы во главе с Баррасом, Тальеном, отстранившие от власти якобинцев в результате заговора и ставшие главной политической силой в Конвенте. Придя к власти, термидорианцы казнили наиболее видных якобинцев, разрушили механизм революционной диктатуры, упразднили его институты, отменили социальное законодательство. Однако термидорианцы не желали реставрации монархии, поскольку сами участвовали в суде над королем, но для них был неприемлем режим революционной диктатуры. Политика термидорианского Конвента вызывала недовольство как у роя листов (сторонников монархии), так и у народных масс, выступавших с требованиями: «Хлеба и Конституции 1793 г.». Это заставило термидорианцев восстановить конституционный строй и легитимизировать свою власть. Политическое господство термидорианцев было закреплено в новой конституции Франции — Конституции III года республики, принятой Конвентом в августе 1795 г. и одобренной народом на плебисците.

Конституция 1795 г. была более умеренной по своему содержанию, чем Конституция 1793 г. Она состояла из двух частей: «Декларации прав и обязанностей человека и гражданина» и Конституционного акта 1795 г.

" Декларация прав и обязанностей человека и гражданина" , сохранив в качестве главных ценностей идеалы «свободы, равенства и братства», отвергла право народа на восстание, право на сопротивление угнетению, отменила всеобщее и равное избирательное право; ввела имущественный и возрастной цензы и двухстепенные выборы; запретила свободу собраний и печати. Либеральное понимание прав и свобод как возможности «делать все, что не приносит вреда другому» сменилось консервативным, согласно которому свобода состоит в служении индивида государству, поскольку, только починяясь ему, человек обретает смысл существования. Акцент был сделан на обязанности граждан, среди которых особо выделялась обязанность защищать государство и собственность, что составляет основу мировой культуры, производства и социального порядка.

Были сохранены конституционные основы республиканского строя: принцип разделения властей, народный суверенитет, представительное правление. При всем при том конституционная модель разделения властей, заимствованная из английской демократии, была оторвана от реальных проблем, была чрезвычайно громоздкой и неэффективной.

Законодательная власть принадлежала Законодательному корпусу, состоявшему из двух палат: нижняя палата — Совет пятисот (500 депутатов не моложе 30 лет), обладавший исключительным правом законодательной инициативы, и верхняя палата — Совет старейшин (в составе 250 человек не моложе 40 лет), наделенный правом утверждать или отклонять законопроекты нижней палаты, т. е. обладавший правом отлагательного вето. Впервые в конституционной истории Франции законодательный орган был основан на принципе бикамеризма (двухпалатности), однако дробление законотворческой функции не способствовало повышению качества законов, а порождало противостояние верхней и нижней палат, ослабляло законодательную власть в целом.

Исполнительная власть вручалась Директории из пяти членов, избираемых тайным голосованием обеих палат Законодательного корпуса. Ежегодно состав Директории обновлялся путем переизбрания одного из членов. Для осуществления управленческих функций Директория назначала министров, высших должностных лиц, которые составляли правительство, а также командующих армиями. Согласно новой Конституции 20 октября 1795 г., термидорианский Конвент передал власть Директории и Законодательному корпусу, тем самым юридически закрепил господство разбогатевшей в революции буржуазии. Режим Директории, просуществовавший четыре года — с 26 октября 1795 г. по 9 ноября 1799 г., был непопулярным в народе из-за коррумпированной политики, ориентированной на личное обогащение правящей элиты. Он не был устойчивым и, по словам современников, проводил «политику качелей», поскольку не имел широкой социальной базы. Против режима выступали как роялисты, мечтавшие о реставрации монархии, так и обездоленный народ, интересы которого отражали в то время бабувисты — сторонники учения Гракха Бабефа, стремившегося свергнуть Директорию и учредить на земле коммунизм — строй «фактического равенства между людьми». Единственное, что обеспечивало нахождение у власти термидорианцев, были успешные захватнические войны, приносившие сверхприбыли, новые территории, товары. Франция отторгла ряд территорий у Пруссии, Испании, оккупировала Голландию, Италию. Однако первые военные неудачи 1798 г. породили страх у правящего класса и стремление установить «твердый порядок» .

Консульство и Конституция 1799 г. На роль диктатора буржуазия выдвинула 29-летнего генерала Бонапарта, весьма популярного в армии. 13 октября 1799 г., передав командование египетской армией генералу Клеберу, Бонапарт с 500 солдатами вернулся в Париж и осуществил государственный переворот. Он получил название «Переворота 18 брюмера» (9 ноября) и проходил под лозунгом «Спасения республики» от заговора якобинцев, который должен был подавить Бонапарт. Директория сразу же ушла в отставку, а вот Законодательный корпус в течение двух дней отказывался от передачи власти диктатору. Но когда военный отряд вошел во дворец Сен-Клу, где заседал Законодательный корпус, и стал выбрасывать в окна первого этажа несогласных депутатов, то оставшиеся депутаты быстро приняли декрет о передаче власти трем консулам-. Бонапарту, аббату Сиейесу и Роже Дюко. Главная роль в триумвирате принадлежала первому консулу — Бонапарту. В целях легитимации нового режима 24 декабря 1799 г. была принята новая конституция — Конституция VIII года республики. Под надзором полиции был проведен референдум, который ратифицировал ее.

Формально республиканский строй во Франции был сохранен, а на практике установлен режим личной власти, опиравшийся на армию как главного гаранта политической стабильности. Потребность в «сильной личности», авторитарном правлении испытывали в то время все группы населения, уставшие от непоследовательной и продажной политики жирондистов. Французское общество консолидировалось на основе авторитарного режима, облеченного в конституционные формы. Особенностью Конституции 1799 г. являлись отсутствие Декларации прав человека и гражданина и отказ от принципа разделения властей, верховенства представительных органов над исполнительными.

Исполнительная власть формально была в руках правительства, которое представляло коллегию трех консулов, избираемых на 10 лет. Фактически вся полнота власти была в руках первого консула — «гражданина Бонапарта», наделенного особыми полномочиями: он осуществлял исполнительную власть, являлся главнокомандующим армией, определял внутреннюю и внешнюю политику, обладал правом промульгации законов, назначал и смещал членов Государственного совета, министров, послов, генералов, префектов (глав местного управления), судей. Второй и третий консулы обладали правом совещательного голоса.

Законодательная власть была разделена между четырьмя органами: Государственным советом, Трибунатом, Законодательным корпусом и Охранительным сенатом. Подобное дробление законодательной власти заметно ослабляло ее и превращало в придаток режима личной диктатуры. Причем правом законодательной инициативы обладало исключительно правительство, т. е. первый консул. С него начиналось законотворчество, и его подписью оно завершалось. Государственный совет редактировал законопроекты, предлагаемые правительством. Затем они поступали в Трибунат, который их обсуждал и высказывал свое мнение. Законодательный корпус мог либо принять, либо отвергнуть полученные законопроекты, но не обсуждал их. Наконец, Охранительный сенат одобрял либо отменял их как неконституционные. Законы вступали в силу после подписания и обнародования их первым консулом. Произошла централизация государственной власти в масштабах всей республики. Система местного самоуправления была ликвидирована. Вместо нее создавалась система местного управления, полностью подконтрольная центру. Во главе департаментов стояли префекты, дистрикты возглавлялись супрефектами, во главе городов стояли мэры, которые вместе с членами советов коммун и городов назначались правительством и были прямыми ставленниками первого консула.

Несмотря на декларирование всеобщего избирательного права, в Конституции был пересмотрен один из важнейших принципов республиканского строя — принцип выборности. Избирательным правом пользовались мужчины, имевшие французское гражданство и достигшие 21 года. Однако при формировании органов государственной власти использовалась плебисцитарная система представительства, которая предполагала, что избиратели выбирают не депутатов, а лишь кандидатов в депутаты. Они включаются в «национальный список кандидатов», который состоял из десятых частей представителей избранных от коммун, дистриктов и департаментов. Затем из этого списка на вакантные должности различных уровней чиновниками назначались кандидаты. Так, например, члены Государственного совета назначались первым консулом. Охранительный сенат состоял из пожизненных сенаторов, назначенных Бонапартом. Депутатов Законодательного корпуса и Трибуната назначал Сенат также из списка кандидатов.

В целях укрепления режима личной власти Бонапарт добился поддержки Ватикана, заключив с ним в 1801 г. конкордат (соглашение). Согласно ему, католицизм признавался «религией большинства французов». Все чины церковной иерархии должны были назначаться правительством, а затем утверждаться Ватиканом. Духовенство стато получать жалованье от государства. В свою очередь церковь отказалась от всех претензий на земли, изъятые у нее в годы революции.

В августе 1802 г. был проведен новый плебисцит, который высказался за установление пожизненного консульства Бонапарта. Была принята новая Конституция X года республики, по которой Бонапарт наделялся королевскими правомочиями, среди которых право назначать преемника, распускать Законодательный корпус, Трибунат, заключать и утверждать мирные договоры и т. д. Это был шаг на пути к империи.

Первая империя (1804−1814 гг.): специфика общественного и государственного строя. Указ Сената (Органический сенатусконсульт) от 18 мая 1804 г. упразднил республику и провозгласил «императором французов» Наполеона Бонапарта под именем Наполеон I. Папа римский Пий VII, вызванный из Ватикана, 2 декабря 1804 г. короновал Наполеона I в соборе Парижской богоматери.

Государственный строй Первой империи можно определить как " республиканскую монархию" . Эта гибридность вырастала из соединения различных элементов республики и монархии. По структуре высших органов власти, основанной на принципе единоначалия, она напоминала монархию, где власть замыкается на личности правителя. Но сохраняла свое действие Конституция, продолжали функционировать властные институты, доставшиеся от республики, а в законодательстве использовался термин «республика» для обозначения государства. Однако специфику гибридных систем правления выражает не структура высших органов власти, порядок их формирования, а политический режим, который определяет способы властвования, отражающие характер взаимодействия власти и общества, государства и личности, набор ресурсов, поддерживающих его легитимность.

Режим Первой империи — это режим личной власти, который обозначается термином бонапартизм. Своеобразие бонапартизма состоит, во-первых, в том, что режим личной власти возник в условиях глубокого социального и политического кризиса, ожесточенной борьбы враждующих политических группировок во Франции как единственное средство обеспечения порядка и стабильности; во-вторых, режим личной власти не имел собственной социальной опоры в лице какого-либо класса или партии. В обеспечении собственной легитимности он опирался на личный авторитет правителя и систему административных и репрессивных институтов, среди которых решающим значением обладали бюрократия, армия и полиция. Напрямую обращаясь к общественному мнению, используя при этом обещания, политическую демагогию, бонапартизм лавировал между интересами различных классов, претендовал на роль арбитра и посредника между враждующими группировками.

Государственный механизм Первой империи был основан на принципе единовластия. Вся полнота государственной власти была сконцентрирована в руках императора, который не считал себя обязанным подчиняться продолжавшей действовать Конституции, законам, поскольку считал, что император стоит выше закона. Пользуясь непререкаемым личным авторитетом, Наполеон в соответствии со своими политическими целями формировал систему имперских органов, определял их компетенцию. Наполеон I создал систему централизованного управления империей, опиравшуюся на бюрократически организованный чиновничий аппарат, который был основан на принципах бюрократической централизации, гражданской службы и личной преданности императору.

Основными звеньями всесильного государственного механизма империи, которые осуществляли повседневное управление, были министерства. Они объединяли многочисленную бюрократию, на которую опирался император. К концу правления Наполеона I во Франции было 12 министерств. Бюрократический аппарат был жестко структурирован, специализирован по функциям и действовал на основе формальных правил. С помощью многочисленного чиновничества контролировалась как публичная, так и частная жизнь населения. На принципе жесткой централизации основывалась и система местного управления. Будучи унитарным государством, Франция состояла из департаментов, которые были разбиты на дистрикты (округа) и коммуны. В департаментах административные функции перешли целиком к префекту, в округе — к супрефекту, в городах — к мэру. Местные чиновники полностью подчинялись центральной власти. Роль органов местного самоуправления резко ограничивалась.

Огромную роль в механизме государства времен Первой империи играла армия. Она обеспечивала режиму личной власти устойчивую легитимность. Бесчисленные победы в завоевательных походах не только снискали славу Наполеону как талантливому полководцу и успешному правителю, но и повышали роль армии как решающего инструмента политики и управления. На содержание армии шла значительная часть бюджета империи. Изменился и характер самой армии: из национальной, добровольной она превратилась в профессиональную, наемную, кастовую. В период империи офицерский состав ее все в большей мере пополнялся из представителей новой наполеоновской аристократии. Стремясь поддерживать высокий воинский дух, Наполеон нередко шел на создание привилегированных подразделений (гренадеров, драгунов и т. д.), на выделение императорской гвардии. Если знатные и состоятельные граждане могли откупиться от рекрутского набора путем найма заместителя, то неимущие и простые люди были вынуждены отдавать своих сыновей в армию.

Порядок и стабильность в обществе гарантировала разветвленная система карательных органов — министерства полиции, внутренних дел и военного министерства. Наряду с уголовной полицией при министерстве полиции, которым руководил Ж. Фуше, была создана разветвленная система политического сыска и шпионажа. Фуше добился строжайшей централизации полицейской системы. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством. В Париже была создана особая префектура полиции. В обеспечение общественного порядка важная роль отводилась военной полиции — корпусу жандармов, который был в ведении военного министра. Но не только на методы насилия опирался авторитарный режим Первой империи. Он включил в качестве элемента в госаппарат католическую церковь. Священники присягали на верность императору, получали жалованье от государства.

Важнейшие компоненты государственного строя Первой империи были закреплены в законодательстве Наполеона. Были разработаны и приняты Гражданский кодекс (1804 г.), Коммерческий кодекс (1808 г.), Уголовный кодекс (1811 г.). Они юридически закрепили цели внутренней политики Наполеона I, зафиксировали завершение процесса складывания французской нации и окончание революции.

Общественный строй времен Первой империи характеризуется наличием сформировавшегося гражданского общества во Франции. Оно сформировалось в границах и с помощью жестко централизованного государства, которое обеспечило желанные для всех групп населения стабильность и порядок, создало условия для быстрого развития капитализма. Сложились классы индустриального общества — буржуазия и пролетариат. Однако сохраняли свое значение переходные социальные слои, сохранившиеся от предшествующего строя: многочисленное парцеллярное крестьянство, а также новое дворянство, созданное Наполеоном I путем раздачи титулов и земель своим родственникам и приближенным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой