Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение частей речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И третье — с самого начала работы над любой частью речи необходимо обращать внимание учеников на конечные буквы слов и учить четко проговаривать их, поскольку эти буквы (наряду с вопросом) могут подсказать, к какой части речи слово относится (краснота — красная — краснеть). Например, задумано слово автобус. Учитель задает вопросы чем? чего? чему? и др. Ученики отвечают: автобусом, автобуса… Читать ещё >

Изучение частей речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Имя существительное Слова, называющие предметы

Закрепив умение классифицировать слова на основании понимания их смысла и соответствующих грамматических вопросов, учитель (примерно в конце 1-й четверти I класса) переключает внимание учеников на слова, называющие предметы, оставляя другие (глаголы, прилагательные) как бы на втором плане как материал для сравнения, оттеняющего главные признаки слов-предметов.

Изучение имени существительного следует начинать с наблюдения слов, имеющих четко выраженное вещное значение. К ним легче ставить вопросы. Однако здесь существует одна особенность: ученики могут ставить смысловые вопросы что? кто?, спрашивая о конкретном предмете, который они видят перед собой или ясно себе представляют, и отвечать на них, также имея в виду образ конкретного предмета. Впоследствии, когда они столкнутся со словами, имеющими более или менее абстрактное значение, например: народ, молодость, темнота, они не вызовут подобных ассоциаций, и дети могут сказать, что вопросы кто? что? к ним не подходят.

Чтобы этого не произошло, надо соблюдать три правила.

Первое — учить детей ставить вопрос не к конкретному предмету, который они видят, а к слову, которым этот предмет называется. Для этого, как только прозвучит название, сам предмет или его изображение убирается из поля зрения и заменяется схемой слова, и ученики, работая, указывают на схему.

Второе — нельзя, чтобы дети оказывались в условиях, когда они должны спрашивать про предмет, которого не видят или о котором не знают. Например, спрашивать что?, глядя на закрытую картинку или на изображение незнакомого им предмета. В этом случае вопрос, который задаст ученик, будет являться только смысловым. Если предмет неизвестен детям, следует сначала его назвать (например: это комод), а уже потом ставить вопрос к данному слову.

И третье — с самого начала работы над любой частью речи необходимо обращать внимание учеников на конечные буквы слов и учить четко проговаривать их, поскольку эти буквы (наряду с вопросом) могут подсказать, к какой части речи слово относится (краснота — красная — краснеть).

Выделение и анализ слов, называющих предметы, целесообразно осуществлять в основном на фоне слов, называющих действия, и в меньшей степени слов, называющих признаки предметов.

Помимо использования вопросов кто? что? следует указать детям на «маленькие» слова он, она, оно, они, которыми можно заменить любое название предмета.

Впоследствии они помогут ученикам правильно классифицировать существительные, не имеющие явного вещного значения, типа общество, дуновение: — Оля почувствовала легкое дуновение. Оно было приятным.

— Вместо какого слова я сказала оно? —Дуновение, оно, что? — Это слово относится к словам-предметам.

Как правило, подобные существительные не вызывают у младших школьников предметных ассоциаций, поэтому они отказываются ставить к ним вопрос что?, и таким образом он, из помощника превращается в источник дополнительных трудностей.

Введение

местоимений поможет привлечь внимание учеников к окончаниям существительных, которые во многих словах стоят в безударной позиции и звучат нечетко, а потому нередко смешиваются, что приводит к неправильному определению рода и ошибкам при письме: зеркал [а] — она, женский род. А у личных местоимений окончания всегда ударные, значит, они могут служить проверочными словами.

В результате наблюдений ученики делают вывод: «Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы кто? что? Любое словопредмет всегда можно заменить словами он, она, оно, они.

Примерные виды заданий и упражнений

1. Назовите предметы на картинках. Обозначьте каждое слово схемой.

Называя предметы, ученики чертят в тетрадях графические изображения слов:_.

Картинки можно демонстрировать либо по одной, либо группами по две-три, дополнительно закрепляя умение определять число слов в группе.

2. Рассмотрите картинку. Сколько слов, называющих предметы, вы можете привести?

Упражнение может проводиться в форме игры «Кто больше?».

Дети объединяются в группы и стараются набрать возможно большее число слов-предметов. Затем учитель спрашивает, сколько таких слов обнаружила каждая группа, и предлагает представителю той группы, которая набрала больше слов, назвать их. Члены других групп внимательно слушают отвечающего и, если какой-либо предмет был забыт, добавляют его.

  • 3. Подумайте и назовите по три слова, обозначающие предметы, на тему «Зима». Слова не должны повторяться.
  • 4. Задумайте слово, которое отвечает на вопрос что? Ответьте на вопрос учителя задуманным словом.

Например, задумано слово автобус. Учитель задает вопросы чем? чего? чему? и др. Ученики отвечают: автобусом, автобуса, автобусу. Если кто-то затрудняется с ответом, следует ему помочь, превратив грамматический вопрос в синтаксический, например: не нашел чего?

5. Послушайте предложения. Повторите слова, которые называют предметы. Какие из них нужно изменить так, чтобы они отвечали на вопрос кто? что?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой