Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Глоссарий. 
История отечественного образования и педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Академия — 1. Сад, близ Афин, отданный Платону для бесед с учениками афинянином Академосом. 2. Название высших научных учреждений, задачей которых является развитие наук или искусств. 3. Название некоторых высших учебных заведений. А. Российская (1783—1841) — научное учреждение, занимавшееся изучением русского языка и словесности в СанктПетербурге. Ее первым президентом (1783—1796) стала кн. Е… Читать ещё >

Глоссарий. История отечественного образования и педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Абируриент — (заимствовано в XIX в. из нем.: Abiturient — «сдающий», Abitur — «выпускные экзамены», от лаг. abituriens, abire — «уходит») выпускник учебного заведения, желающий поступить в высшую школу.

Автаркия (от греч. autarkeia — «самоудовлетворенность») — состояние самодостаточности и автономности личности от людей и внешних факторов, по Платону и Аристотелю. Стоики считали А. как самодостаточность жизненным идеалом.

Автономия университета (от греч. autonomia, autos — «сам» и nomos — «закон, самоуправление») — «самоуправление профессорско-преподавательского корпуса», в сочетании с независимостью от бюрократической опеки — вот концептуальные отличия автономного устройства университета. Впервые в истории российского образования университетский устав 1804 г. провозглашал республиканское устройство университета, основанное на демократических принципах самоуправления, выборности, отчетности и сменяемости руководства университета: ректора, деканов, профессоров.

Авторитарный стиль (лат. auctontas — «власть, влияние») — стиль общения, основанный на беспрекословном подчинении человека или коллектива власти руководителя.

Академия — 1. Сад, близ Афин, отданный Платону для бесед с учениками афинянином Академосом. 2. Название высших научных учреждений, задачей которых является развитие наук или искусств. 3. Название некоторых высших учебных заведений. А. Российская (1783—1841) — научное учреждение, занимавшееся изучением русского языка и словесности в СанктПетербурге. Ее первым президентом (1783—1796) стала кн. Е. Р. Дашкова, членами были Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин. Российская академия выпустила «Толковый словарь русского языка» (1789—1794). А. Славяногреко-латинская — первое высшее учебное заведение в Московском государстве. Открыта под названием Эллино-греческой А. (1687), инициатором ее создания был Симеон Полоцкий, а первыми наставниками были братья Лихуды. Академия готовила образованных людей для церкви и государственной службы. Здесь преподавались: богословие, славянский, греческий, латинский языки, «семь свободных искусств». В XVIII в. появились классы грамматики, риторики, философии, богословия. Здесь учились М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. К. Редиаковский и другие. В 1814 г. А. была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в ТроицеСергиеву лавру. А. художеств (1757—1918) — высшее научно-учебное заведение в области изобразительных искусств в России. Петербургская.

А. наук (1724—1917) — создана по инициативе Петра I, который участвовал в составлении проекта Устава А. А. была государственной. При А. должен был быть создан первый университет и гимназия, а также Педагогическая А. лиги образования, А. педагогических наук, военные А. и др.

Акмеология — (от греч. акте — «вершина» и logos — «наука, учение») наука о закономерностях и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Аксиология — (от греч. axia — «ценность» и logos — «наука, учение») учение о ценностях.

Аксиология педагогики — раздел педагогической науки, исследующий ценностные предпосылки и основания педагогического знания и образовательной деятельности.

Автономия высшей школы (от греч. autos — «сам» и nomos — «закон») — самоуправление университетов.

Анализ (греч. analysis) — метод исследования, разложения или расчленения объекта путем логической абстракции.

Антропогенез (греч.anthropos — «человек» и genesis — «происхождение») — процесс происхождения человека современного типа.

Антропология (греч. anthropos — «человек» и logos — «наука, учение») — наука о происхождении и эволюции человека, изучает биологическую природу человека.

Архетип (греч. Architypos — «первообраз», arc he — «начало» и typos — «образ») — 1. Первообраз, обозначающий фундаментальные психические структуры в «коллективном бессознательном» и выступающий по отношению к сознанию отдельных индивидов как априорное знание. 2. Базовые, первичные образы.

Апостолы (греч. apostol — «посланник») — ученики Господа Иисуса Христа.

«Апостол» — церковная книга, содержащая «Деяния» и «Послания» Апостолов.

Аскет (греч. Asket§ s — «подвижник») — 1. Религиозный подвижник или отшельник, ведущий жизнь в строгом воздержании; монах, умерщвляющий свою плоть путем аскезы — поста, лишений (вериги). 2. Человек, ведущий скромный образ жизни, чуждый роскоши и материальных благ, строго соблюдающий правила морали.

Аспирант (лат. aspirans — «стремящийся к чему-либо») — выпускник высшего учебного заведения, готовящийся к научной, научно-педагогической деятельности и к защите кандидатской диссертации.

Аспирантура — форма подготовки кадров высшей квалификации, была организована в СССР (1925). Послевузовское или последипломное образование (англ, graduate education или postgraduate education), относятся к академическим степеням магистра и доктора в Западной Европе и Северной Америке. Со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» А. отнесена к третьему уровню высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации.

Бакалавр (лат. baccalaureus — «увенчанный лавром») — академическая степень образования, дающая возможность студенту вуза получить ученую степень первого уровня высшего образования.

Белл-Ланкастерская система — система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. — в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

Берестяные грамоты — памятники древнерусской письменности, деловые письма и документы, нацарапанные на бересте XI—XVI вв. Обнаружены в 1951 г. при раскопках в Новгороде. Открыто огромное количество Б. г., что свидетельствует о широком распространении грамотности среди городского населения.

Беспризорники — дети-сироты, в массовом количестве появившиеся в России после гражданской и Великой Отечественной войн. По официальным данным Б. в РСФСР начитывало 7 млн (1922). Лига спасения детей, в состав которой входили представители либеральных партий, занималась проблемой Б. (1918—1921), но была закрыта, как «классово чуждая». Вместо нее была образована Комиссия по улучшению жизни детей под руководством Председателя ВЧК Дзержинского. Политика ВЧК направлена на искоренение Б., как и детской и подростковой преступности, для чего создавались детские дома, колонии для несовершеннолетних и даже концлагеря. Дети-сироты, так называемые Б., стали великолепным «человеческим материалом» для всякого рода сомнительных социальных экспериментов в СССР. Автор государственной теории воспитания в так называемых разновозрастных отрядах колонистов «через коллектив» (что в известной мере идентично «дедовщине») — А. С. Макаренко — предлагал воспитывать и социализовать Б. в колониях и в армии.

Бестужевские курсы — женский университет в России, созданный К. Н. Бестужевым-Рюминым и А. Н. Бекетовым (1878). Были закрыты по распоряжению министра народного просвещения И. Д. Делянова (1886) и вновь открыты (1890). Курсы имели словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое и юридическое отделение (с 1906 г.). На курсах преподавал цвет российской профессуры: И. А. Бодуэн де Куртене, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Л. А. Орбели, И. М. Сеченов, С. Ф. Платонов, Л. В. Щерба и другие.

Библиотека (от греч. Biblion «книга» и theke — «место хранения») — книгохранилище. Первая Б. была основана во времена князя Ярослава при Софийском соборе в Киеве (ок. 1037). Позже появились Б. в КиевоПечерском и др. крупных монастырях (конец XI — XII в.). Первые светские Б. были открыты при Академии наук (1714), Московском университете в XVII в. Самыми крупными были Императорская публичная Б. в Петербурге (1814) и Московская публичная Б. Румянцевского музея (1862), в советское время — Государственная библиотека им. Ленина, ныне — Государственная библиотека Российской Федерации.

Библия (греч. BibKon — «книга») — «Слово Божие в полноте своей, Святое Писание Ветхого и Нового заветов; иногда отделяют последний и собственно Библией называют один Ветхий Завет» (В. Даль). Собрание священных текстов иудеев и христиан, состоящее из Ветхого (Танах) и Нового Завета.

Бифуркация (лат. bifurcatio — «раздвоение, разветвление», от лат. bis — «дважды», furca — «вилы») — нарушение устойчивости эволюционного состояния и характера развития системы, приводящее к появлению нескольких абмитендентных сценариев эволюции. В зоне Б. социокультурная система неустойчива, посему случайные факторы обретают фундаментальную роль.

Будда (563—483 до н.э.) — Сиддхартха Гаутама из рода Шакья Муни, духовный основатель буддизма, провозгласивший «Четыре Благородные Истины».

Буддизм (санскр. buddha dharma — «Учение Просветленного») — учение (дхарма) Будды Сиддхартхи Гаутамы о духовном пробуждении (бодхи), создано в VI в. до н.э.

Букварь — пособие для обучения детей грамоте. Первый печатный славяно-русский Б. издан в Вильнюсе (1596), а в Москве В. Бурцевым — в 1634, иллюстрированный Б. Кариона Истомина (1694). К. Д. Ушинский поместил Б. в «Родном слове» (1864). Б. В. П. Вахтеров, И. Ф. Бунаков и В. А. Флеров издали свои Б. в конце XIX — начале XX в.

Бурса (лат. bursa — «сумка, кошелек») — общежитие при духовных училищах и семинариях. Для бедных воспитанников при Киевско-братском училище создана Петром Могилой Б. (XVII в.), в которой от 200 до 500 семинаристов проживало на казенном содержании. До 1786 г. семинаристы жили в основном на пожертвования.

Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — «сила, власть, господство»; буквально — «господство канцелярии»). «Идеальная бюрократия» Вебера включает: 1. Господство одних над другими на основании письменных инструкций в иерархии бюрократических структур. 2. Постоянное пополнение бюрократической организации новыми кадрами на основе квалификации. 3. Обезличенные ведомства, которые отделены от своих служащих, частной жизни и частной собственности[1]. Бюрократизация системы образования характеризуется личностно-отчужденнымвоспитанием и обучением.

Вадемекум — (лат. vademecum, буквально — «иди за мной»), карманныйпутеводитель, справочная книжка, в том числе так в России до 1917 г. именовался справочник по высшим и средним учебным заведениям .

Валеологическое образование и воспитание (от лат. vale — «будь здоров») — воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения.

Варны (санскр. var — «категория, цвет») — в Древней Индии общество делилось на четыре основных сословия — варпы: брахманы — жрецы, ученые; кшатрии — правители и воины; вайшьи — земледельцы, торговцы, ремесленники; шудры — слуги, наемные рабочие.

Ведомство учреждении императрицы Марии — высший государственный орган управления благотворительными, женскими и специальными учебными заведениями, (институтами, так называемыми мариинскими гимназиями и училищами), приютами, находившимися под покровительством императрицы Марии Федоровны с 1796 г.

Великие минеи четьи (ежемесячные чтения) — свод оригинальных древнерусских и переводных церковных произведений (житийных, поучительных, исторических) из 12 томов, составленный в середине XVI в. под руководством митрополита Макария.

«Вехи» — сборник статей о русской интеллигенции (1909) семи крупных ученых, философов и публицистов: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. О. Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве и С. Л. Франка, содержавший аргументированную критику сложившегося к началу XX в. мировоззрения российской интеллигенции.

Виды образования — общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение. В систему образования Российской Федерации входит: общее образование: дошкольное; начальное общее (1—4-й классы); основное общее (5—9-й классы); среднее общее (10—11-й классы); профессиональное образование: начальное и среднее; высшее образование — бакалавриат; специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура); дополнительное образование: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование; профессиональное обучение, Различные В. о. обеспечивают возможность реализации нрава на образование в течение всей жизни.

Вид обучения — характер взаимодействия преподавателя и учащегося; функции применяемых средств, методов и форм обучения.

Вольнодумство (уст., перен.) — скептическое отношение к официальной идеологии и религии в эпоху Просвещения.

Вольная высшая школа — система неправительственного высшего образования в начале XX в., созданная общественно-педагогическим движением российской интеллигенции. В. в. ш. развивалась в различных формах: Русская высшая школа общественных наук в Париже, созданная М. М. Ковалевским, Ю. С. Гамбаровым и Е. В. де Роберти (1901), В. в. ш. П. Ф. Лесгафта в Петербурге (1905), Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского (1908), Психоневрологический институт В. М. Бехтерева (1907), Томский городской народный университет им. П. И. Макушина (1915) и многочисленные высшие женские курсы. В. в. ш., возникшая в России в начале XX в., ознаменовалась рядом открытий в педагогической теории и практике: личностно-ценностный подход к высшему образованию, элективная организация учебного процесса при предметной системе обучения.

Вольнослушатель — учащийся, не пользующийся всеми правами студентов, допущенный на лекции в университете.

Воспитательный дом — воспитательное учреждение закрытого, интернатского типа для «незаконнорожденных и сяких подкидных младенцев», сирот и беспризорных детей. Первый В. д. основан в 787 г. в Милане, а в России — в 1706 г. при монастыре под Новгородом. В 1763 г. был утвержден, составленный И. И. Бецким генеральный план Воспитательного дома в Москве. В XIX в. В. д. вошли в Ведомство учреждений императрицы Марии.

Воспитание — деятельность, способствующая формированию личности ребенка, направляющая его к взрослому состоянию. В. авторитарное — подход, основанный на беспрекословном подчинении воспитанника воле воспитателя. В. экологическое (от греч. oikos — «среда» и logos — «учение») — обретение детьми знаний в области экологии и формирование у них моральной ответственности за сохранение родной природы. В. эстетическое — развитие у детей чувств прекрасного, формирование умений и навыков видеть и ценить красоту в окружающем мире, воспитание художественного вкуса. В. физическое — создание условий для обеспечения оптимального физического развития детей, здоровьесбережения. В. национальное — формирование взглядов, убеждений, традиций, обычаев, направленных на овладение духовно-нравственными ценностями народа, знакомство с лучшими народными традициями и преемственности поколений. В. половое — овладение подрастающим поколением культурой взаимоотношений мужчин и женщин.

Всеобщее обучение в России — политика советского правительства, согласно которому все дети школьного возраста в СССР были обязаны получить определенный обязательный уровень образования, установленный конституцией. «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (октябрь 1918 г.) узаконивало обязательное бесплатное совместное обучение детей. В декрете Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (декабрь 1919 г.) постановил: «Все население Республики, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте». Для неграмотных сокращался рабочий день, но добавлялось, что «уклоняющиеся от установленных повинностей привлекаются к уголовной ответственности». Так, всеобщее начальное обучение повсеместно внедрено к 1934 г., семилетнее — к 1956 г., восьмилетнее — к 1959 г. Переход ко всеобщему среднему образованию был в основном закончен в начале 1980;х гг., что сочеталось с внедрением всеобщего профессионального обучения (1984).

Высшие женские курсы — высшие учебные заведения общеобразовательного типа — женские университеты, возникшие в пореформенной России. Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве (1869), Петербургские высшие женские медицинские курсы (1872), Высшие курсы Герье (1872), Высшие женские курсы в Казани (1876), Петербургские Бестужевские курсы (1878), Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы (1904), Варшавские высшие женские курсы (1909), Екатеринославские (1916), Киевские (1872), Московские высшие женские курсы Т. К. Полторацкой (1909), Вольный женский институт или Петроградские высшие курсы Н. П. Раева (1906), Петроградские высшие женские курсы М. А. Лохвицкой-Скалон (1910), Высшие Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве, Высшие педагогические курсы воспитательниц и учительниц Д. И. Тихомирова в Москве созданы в крупных университетских городах как параллельные учебные заведения, в которых преподавали профессора императорских университетов.

Герменевтика (греч. hermeneutike — «искусство толкования») — 1. Теория и методология истолкования текстов. Возникла в Древнем мире как искусство понимания изречений жрецов, оракулов, мудрецов. 2. Течение в философии XX в. В педагогике Г. используется как принцип научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения. В образовании одним из основных способов постижения истины является обучение пониманию.

Генетический метод (греч. genesis — «происхождение, развитие») — способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе ихпроисхождения и развития.

Гимназия (греч. gymnasium — «место для упражнений») — среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления. Термин заимствован из Древней Греции от «гимнасий». В России Академическая гимназия была учреждена в 1726 г. при Академии наук. В 1755 г. при Московском университете были учреждены две Г. — для дворян и разночинцев. В 1804 г. было решено учредить в каждом губернском городе четырехгодичную гимназию, в учебный план которой входили бы латинский, французский и немецкий языки. По уставу 1864 г. среднее образование было разделено на классические гимназии и реальные училища. Классическая Г. — общеобразовательное среднее учебное заведение гуманитарного типа с углубленным изучением латинского и греческого языков и античной культуры при сокращении изучения основ естественных наук. Выпускники гимназий готовились к поступлению в университеты. Земская Г. — среднее учебное заведение, в котором обучение классическим языкам не было приоритетным. Мариинские женские Г. — средние женские учебные заведения с семилетним курсом обучения, находившиеся в ведомстве императрицы Марии.

Гипотеза (от греч. hipothesis — «основание, предположение») — сформулированное на основе ряда фактов предположение, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. В историко-педагогических исследованиях не формулируется.

Глосса (греч. glossa — «заметка») — заметка переписчика, читателя на полях рукописи или вставленная в текст рукописи с толкованием непонятного слова.

Глоссарий (лат. glossanum — «словарь») — толковый словарь исторических слов и терминов.

Гносеология (греч. gnosis — «знание», logos — «учение») — общая теория познания.

Гуманизм (от лат. humaniis — «человечный») — идейное движение эпохи Ренессанса, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, провозглашение принципа свободного всестороннего развития личности человека. Исторически жизнечувствие гуманизма утверждает высшую ценность человеческой личности, право человека на свободу, развитие и проявление способностей. Г. в педагогике — просвещенное человеколюбие, полагающее человеческую личность главной ценностью в учебно-воспитательном процессе. Провозглашение человека величайшей ценностью в мире, утверждение прав человека на счастье, защита прав на свободу, всестороннее развитие и реализацию своих способностей.

Гуманизация воспитания — создание научно-педагогических условий для интеллектуального и социального развития каждого ребенка, развитие способностей. Глубокое уважение к личности ребенка, предоставление детям свободы, социальной защиты от разрушительных воздействий негативных факторов окружающей социальной среды. Воспитание у детей чувств гуманизма, милосердия, доброжелательности.

Гуманитарное образование — преподавание и обучение, преследующее цель — изучение человеческой личности и самого человека в его физическом, физиологическом и духовном аспекте. Средство общего образования по формированию жизнечувствия, играет роль в умственном, нравственном и идейно-политическом воспитании людей Г. о. включает: историю, философию, психологию, педагогику, социологию, филологию, правоведение и др.

Гуманитарное познание — изучение человека био-социо-культурнодуховного существа.

Гуманитарные науки — не подлежащие формализации, так называемые «неточные», науки: философия, педагогика, история, социология, психология, филология, правоведение и др. То есть науки о духовной творческой деятельности человека.

Дальтон-план — одна из форм индивидуализированного обучения, возникшая в США в начале XX в. Учащиеся не связывались общей классной работой, они самостоятельно планировали свою учебную работу, определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени.

Дао Дэ Цзин (кит. «Книга пути и благодати») — памятник учения Дао, автор — Лао-цзы.

Даосизм (кит. дао цзя или дао цзяо; ddojiao — учение о дао или «пути вещей») — древнее китайское жизнечувствие, восходящее к учению Лао-Цзы.

Декан (лат. decanus — «десятник») — 1. Глава факультета в высшей школе. При автономии избирается профессорами, преподавателями и научными сотрудниками факультета из своего состава. 2. В католической и англиканской церкви — старший священник.

Деканат (нем. dekanat от лат. см. Декан) — административно-учебное управление факультета, во главе с деканом.

Демократия (греч. demokratia, от demos — «народ» и kratos — «власть») — буквально народовластие, образ правления, в котором принимает участие весь народ, вне зависимости от сословий и состояния.

Демократизация воспитания — принципы организации воспитательной системы, предусматривающие децентрализацию, автономизации учебновоспитательных учреждений, обеспечение сотрудничества воспитателей и воспитанников, учета мнения коллектива и каждой личности, определение человека как высшей природной и социальной ценности, формирование свободной творческой личности.

Детский дом — государственное воспитательное учреждение, в системе двойного подчинения НКВД и Наркомпроса СССР для детей-сирот лишившихся родителей, или нуждающихся в помощи и защите. Главными жертвами Гражданской войны, коллективизации, Большого террора, Великой Отечественной и послевоенных репрессий стали дети-сироты и дети так называемых врагов народа. Их воспитанием и политическим «просвещением» занимались Д. д. Большая часть детей «врагов народа» получала в Д. д. новые фамилии, чтобы стереть в их сознании память о родителях. Важнейшее звено в системе воспитания и социализации в СССР. Существовало два типа Д. д.: для детей дошкольного и школьного возрастов. Помимо обучения в Д. д. осуществлялось и трудовое воспитание в самом Д. д. и в подсобных мастерских или хозяйствах. См.: Сиротство, Беспризорники.

Детские приюты — учреждения для призрения и воспитания детейсирот и детей неимущих родителей. Д. п. возникали при монастырях (1706), а затем находились в ведомстве учреждений императрицы Марии.

Дзен — направление буддизма, принесенное в Японию из Китая в XII в.

Диалог в обучении (от греч. dialogos — «беседа двух лиц») — обмен мнениями между субъектами образования о предмете познания.

Дидактика (от греч. didaktikos — «поучающий, обучающий») — отрасль педагогики, изучающая теорию образования и обучения; наука об обучении, «универсальное искусство всех учить всему» (Ян Амос Коменский).

Диссидент (лат. dissidentes — «несогласные») — инакомыслящий; первоначально — приверженец негосударственной религии, например в Разделах Речи Посполитой.

Диссертация (от лат. dissertatio — «рассуждение, исследование») — научная работа, подготовленная с целью ее публичной защиты для получения ученой степени.

Дисциплина учебная (от лат. disciplina — «распорядок») — система знаний, умений и навыков, по определенной отрасли науки для изучения в образовательном учреждении.

Догмат (от греч. dogma — «мнение, учение») — основное, не подлежащее критике, положение вероучения, непреложное для всех верующих. Нарушение догматов считается ересью.

Доктор наук — высшая ученая степень. Впервые стала присуждать Высшая школа Болоньи (с ИЗО), Парижский университет (1231). В России введена Указом об устройстве училищ (1803). Д. н. присваивался чин действительного статского советника и давало право получения потомственного дворянства.

«Домострой» — сборник наставлений по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей в семье. Редактором считается протопоп Сильвестр, в 1547—1553 гг. приближенный Ивана IV. В «Д.» зафиксировано традиционное миропонимание Русской Православной церкви как в нравственной, так и в хозяйственной области. В первой части излагаются суждения и наставления о том, «како веровати» и «како царя чтити», во второй — «како жити с женами и с детьми и с домочадцы», третья повествует о «домовом строении».

Доцент (лат. docere — «обучать») — с 1863 но 1884 г. преподавательская должность в высшей школе. Заменен должностью приват-доцента (1884). Восстановлен в СССР и присваивался лицам, имеющим ученую степень и прошедшим по конкурсу на должность Д. в вузе. См.: Университет.

Духовное училище — низшее уездное или приходское духовно-учебное заведение в Российской империи (с 1808).

Дхарма (санскр. dharma — «учение») — путь благочестия в буддизме.

Евангелие (греч. evaggelion — «благая весть») — описание земной жизни Иисуса Христа. «Учение Господа о Царствии Божием, благовестие, первая и главнейшая часть Нового Завета, состоящего из четвероевангелия, посланий апостольских и апокалипсиса. Слово Божье о жизни, деяниях и учении Господа Нашего Иисуса Христа» (В. Даль).

Жизнечувствие — совокупность общих взглядов на мир и на отношение человека к внешнее бытие.

Заповедь — «повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление» (В. Даль). Религиозно-нравственное предписание, запрет.

Земские школы — начальные учебные заведение, созданные на средства земств (1864—1918). На первых порах были с трехлетним сроком обучения, а с 1890-х гг. — четырехлетние. 3. ш. отличались от начальных школ Министерства народного просвещения и церковно-приходских школ подбором выдающихся педагогов и лучшей организацией процесса обучения. 3. ш. была создана общественно-педагогическим движением, трудами многочисленных подвижников пореформенной России сумевших сохранить и преумножить сеть земских школ. Одним из зачинателей земского народного образования, был барон Н. А. Корф. Он открыл одну из первых земских школ на Украине. Земство становится попечителем народного образования на селе. Земство строит школы, оснащает их учебниками и пособиями, а также производит отбор учителей и само платит им жалование. Средства на образование берутся не из казны, а от добровольных пожертвований крестьянских обществ и благотворителей.

Знание — различают: научное и ненаучное, перцептивное и понятийное знание, явное и неявное (латентное), эмпирическое и теоретическое, дискурсное и интуитивное и др.

Иисус Христос (греч. Iesous — от иврит JesuaJehosua — «помощь Яхве, спасение»; греч. Christos — «помазанник», от иврит Mashiah — «мессия, спаситель») — основатель Христианства. Евангелие и другие книги Нового Завета — основные источники о жизни и учении Иисуса Христа. Сохранились свидетельства о нем и у нехристианских авторов I—II вв.

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — человеческая личность.

Индуизм — древнейшая религия Индии, для которой характерны догматы: «дхарма», «карма», «сансара», «мокша» и «йога».

Интеграция образования (лат. integratio — «восстановление, восполнение», от integer — «целый») — процесс воссоединения типов и направлений образования в единое целое.

Интеллигенция (от лат. intelligentia, intellegentia — «понимающий, мыслящий») — «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (В. Даль). Термин введен писателем П. Д. Боборыкиным в 1860-е гг. Социальная группа населения, для которой умственный труд является источником существования. Социокультурный процесс отделения умственного труда от физического сопровождался появлением отдельных интеллектуалов, однако лишь городская среда была способна предоставить необходимые условия для удовлетворения потребности в их высококвалифицированном умственном труде.

Индивидуальность — оригинальность личности человека, что проявляется в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Инспектор (лат. inspector, от spicere — «смотреть») — надзирающий за чем-либо. «Ближайшее в университете наблюдение за исполнением правил, установленных для студентов и других слушателей, возлагается на особое лицо, избираемое Советом из среды своих членов, или из сторонних чиновников. В первом случае оно называется проректором, во втором инспектором» (Университетский устав, 1863)[2].

Институт (лат. institutum от instituere — «постановлять») — 1. Название высших учебных заведений и научных учреждений. 2. Привилегированное женское среднее учебное закрытое заведение (до 1917 г.) — Смольный И. 3. В праве — группа норм какой-либо отрасли права, регулирующих определенные общественные отношения.

Инфантицид (лат. infans (infantis) — «дитя, младенец, ребенок») — обычай умерщвления новорожденных, реже малолетних детей, а также принесение в жертву детей в древних обществах.

История (от греч. historia — «повествование») — 1. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни, прошлое, сохраняющееся в памяти людей, в письменных свидетельствах, в материальных исторических памятниках. 2. Наука, изучающая прошлое людей и человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. 3. Ход, последовательное развитие чего-либо. 4. Совокупность фактов и событий, связанных с чем-либо. 5. Рассказ, повествование, происшествие, событие, случай.

Исторический метод в образовании — способ исследования, при котором внимание уделяется развитию и формированию, динамике изучаемых систем и эволюции образования и педагогической мысли.

История педагогики — научное направление, изучающее изменение, развитие любых видов и типов образовательных систем, эволюцию педагогической мысли и персоналию деятелей образования.

Источник исторический — предмет, памятник прошлого, несущий в себе сведения о прошлом. И.: письменные, археологические, этнографические, географические, лингвистические и пр. К И. и. относятся данные фольклора, обычаи, фото-фоно-киноматериалы. Письменный И. — документ, на основе которого строится историческое исследование, летописи, хроники, повести, жития, сказания, мемуары, законодательные акты, духовные грамоты, уставы, указы, законы, материалы делопроизводства, отчеты, сведения.

Йога — совокупность различных духовных и телесных упражнений индуизма с целью достижения психического и духовного совершенства.

Кандидат университета (от лат. candidatus — букв, «одетый в белое»; в Древнем Риме соискатель государственной должности надевал белую тогу) — в Германии лица, сдавшие первый государственный экзамен. К. богословия, медицины, права. В России, по примеру Германии, ученая степень К. (1804) присваивалась выпускникам, закончившим с отличием курс университета, представившим письменную работу на избранную ими тему. При поступлении на государственную службу она давала право на X класс. Степень К. упразднена общим университетским уставом 1884 г. Сохранилась только в некоторых высших учебных заведений, на которые не распространялось действие устава 1884 г. — в Варшавском и Юрьевском университетах и Демидовском лицее, а также в духовных академиях.

Кандидат наук — первая ученая степень в СССР и в России. Присуждается лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатский минимум и публично защитившим кандидатскую диссертацию. Степень К. н. впервые учреждена постановлением Совета народных комиссаров СССР (1934). Защита диссертации проводится на диссертационном совете вуза или научно—исследовательского института.

Кафедра (от греч. kata — «над», и hedra — «седалище») — 1. Возвышенное место в классах и аудиториях, с которого преподаватель дает урок.

2. В высшей школе сообщество преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной отрасли науки, например кафедра истории.

Квадривиум (от лат. quadrivium — «четырехпутье») — цикл повышенных дисциплин светского образования (следовал тривиумом) в школах и университетах Средневековья: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Кириллица — один из славянских алфавитов, возможно созданный, а возможно — названный в честь славянского просветителя святого равноапостольного Кирилла (ок. 827—869). К. была создана в конце IX или начале X в. на основе греческого и состояла тогда из 43 букв.

Класс (от лат. classis — «группа») — группа учеников одного возраста, соответствующая году обучения.

Классно-урочная система обучения — организация учебного процесса, при которой учащиеся одного возраста составляют классы, сохраняющие свой состав на протяжении установленного одного или нескольких учебных лет, при этом вся группа учащихся изучает один и тот же материал на уроках.

Классная дама — воспитательница в женских гимназиях и прогимназиях дореволюционной России.

Классическое образование — тип общего среднего образования, в котором основные предметы — древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Ренессанса. В XIX в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и т. д.) стали основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет.

Книжник — 1. В средневековой Руси — знаток Библии, толкователь законов и правил религиозно-нравственного характера. 2. Мудрец, ученый.

3. Переписчик, писец.

Когнитивный (от лат. cognitio — «знание, познание») — связанный с познанием.

Коллегиум иезуитский (от лат. collegium — «союз») — учебное заведение римско-католического ордена иезуитов в XVII—XIX вв.

Коллегиум харьковский — средняя духовная школа, основана белгородским епископом Епифанием Тихорским и князем М. М. Голицыным (1721), в 1726 г. переведен в Харьков. После открытия Харьковского университета преобразован семинарию (1817).

Коллегия (латин. collegium — «общество, союз) — 1. Историческое название некоторых учебных заведений. 2. Состав научного учреждения. Напр., коллегия профессоров. 2. Название высших государственных учреждений в России в XVIII в. Чужестранных дел (Иностранная), Адмиралтейств коллегия при Петре I. Коллегиальный, совещательный, решаемый по числу голосов членов.

Колледж (англ, college, лат. collegium) — учебное заведение в системах образования в Великобритании, странах Британского Содружества и США. Типология К.: 1. Структурные подразделения в составе высших школ или автономные вузы, возникли в XIII в., входят в состав старейших университетов, в Оксфордском, Кембриджском. 2. Занимают промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями. 3. Соответствуют старшим классам средней школы[3].

Коллеж (фр. college) — среднее общеобразовательное заведение во Франции и франкофонных странах: Бельгия, Квебек в Канаде, Швейцария.

Коллоквиум (лат. colloquium — «собеседование») — 1. Беседа преподавателя со студентами как форма контроля за успеваемостью. 2. Научное собрание с обсуждением сообщений.

Конфуций (551—479 до н.э.) — китайский мыслитель, создавший учение конфуцианства.

Конфуцианство — китайское жизнечувствие, отраженное в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), созданной учениками Конфуция.

Концепция (лат. conceptio — замысел, ведущая мысль) — система взглядов, определенная точка зрения, понимания и толкования предметов и явлений.

Концепции образования — основная идея в области образования; ведущий замысел, основная идея целей и ценностей, содержания и организации образования.

Коран (араб. — «чтение вслух, назидание») — священная книга мусульман.

Контент-анализ (от англ, contents — «содержание») — метод исследования, используемый в педагогике. Заключается в выявлении и оценке специфических характеристик текстов и др. носителей информации (видеозаписей, телеи радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы, детских работ, школьной документации).

Культура (от лат. глагола со/о, colere — «возделывание», а также — «воспитание, образование, развитие, почитание») — совокупность правил и норм поведения, результатов творчества, свойственных некоторому обществу.

Культурная революция — перестройка идеологии, и культуры, организация системы народного образования, создание народной интеллигенции, происходившая наряду с индустриализацией, коллективизацией и «большим террором» в годы первых пятилеток. К. р. — важнейший этап в процессе создания административно-командной системы тоталитарного государства. Задачи К. р.: ликвидация массовой неграмотности населения и введение обязательного начального обучения, создание сети средних и высших учебных заведений, воспитание кадров интеллигенции, развитие науки, техники и культуры.

Куррикулум (лат. cwiiculum) — курс обучения; учебный план (в школе, университете и т. п.) — расписание.

Куррикулум витэ (лат. cwiiculum vitae — ход жизни, сокр. CV) — краткое описание жизни и профессиональных навыков. См.: РезюмеК

Лекция (лат. lectio — «чтение») — устное систематическое и последовательное изложение материала по некоей тематике.

Ликвидация неграмотности — обучение грамоте всех неграмотных (взрослых и детей школьного возраста, не охваченных школой) в масштабе всего СССР. Согласно переписи населения (1897) насчитывалось лишь 1/5 часть грамотных в возрасте девяти лет и старше среди населения Российской империи. Впервые задачи Л. и. и всеобщего начального обучения поставил премьер-министр /7. А. Столыпин. Декрет Совета народных комиссаров (1919) предписывал всему населению РСФСР в возрасте от пяти до 80 лет обучиться грамоте. При Накромпросе была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по Л. н. Так называемая культурная революция ставила Л. н. в числе важнейших задач.

Личность — 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. 2. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Л. отличают от понятий индивид и индивидуальность (С. И. Ожегов).

Личностно-отчужденное обучение — технократическое, построенное на принципе авторитарности, бюрократически-ориентированная система подготовки в вузе и средней школе. Л.-о. о. характеризует начетничество, шаблонность в обучении строго по программе, отсутствие какой бы то ни было инициативы как в преподавании, так и в учении. Характеризуется методом преподавания готовых знаний. При отрицании творческого поиска более оптимальных методов обучения, преподаватель принуждает учащихся к обучению. Лишенный свободы преподавания, не проявляя творческой инициативы, преподаватель всецело зависит от учебной программы. Преодоление феномена Л.-о. о., формализма и начетничества в образовании становится важнейшей задачей гуманитарной высшей школы как наиболее адекватной уровню современных социокультурных достижений.[4]

Личностно-ценностная парадигма — признание за человеческой личностью наивысшей ценности вне зависимости от его национальной и конфессиональной принадлежности, социального положения, психологических особенностей и личностных качеств.

Личностно-ценностный подход к образованию — создает условия для реализации свободы личности в процессе обучении и воспитания. Если индивидуализация способна обеспечить лишь воспроизводство имеющегося традиционного опыта, то Л.-ц. п. к о. означает переход к новой методологии образования как процесса становления творческой личности студента. Для решения принципиально новых социокультурных задач в образовании необходима персоналистско-аксиологическая парадигма, построенная на принципе свободы личности в академической жизни. Обретающий свободу выбора студент становится подлинным субъектом учебного процесса. Построенное на принципах научности, доступности, гуманизма и свободы выбора в преподавании и обучении, высшее гуманитарное образование выступило демократической альтернативой бюрократическиориентировапным вузам.

Лицей (лат. lyceum, от греч. likeion; Ликей — гимнасий в Афинах, где преподавал Аристотель, назван по имени храма Аполлона Ликейского) — среднее и высшее учебное заведение университетского типа, созданное по идее М. М. Сперанского для подготовки высшего чиновничества Российской империи в XIX в. Александровский Л., где учился А. С. Пушкин, был создан в Царском Селе (1811), переведен в Санкт-Петербург (1844). Историко-филологический Л. князя Безбородко — г. Нежине (1805); Демидовский Л. — в Ярославле (1806); Катковский Л. цесаревича Николая основан в Москве (1869).

Логика (от греч. logos — «слово, понятие») — наука о законах и операциях правильного мышления.

Логос (от греч. logos — «речь, слово, понятие, рассуждение, разум») — в античной философии обозначал высший естественный закон Космоса, порядка, существования между явлениями отношений необходимости, причинности как определенных проявлений.

Магистр (от лат. magister — «учитель») — ученая степень. В Средние века преподаватели «семи свободных искусств» были магистрами. Выпускники философских факультетов университетов после защиты диссертации получают степень магистра. В России степень магистра существует с 1990;х гг. как ступени получения высшего образования.

Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — личности, потерявшие признаки принадлежности к конкретной социальной группе. Термин ввел Р. Парк (1864—1944) в статье «Миграция населения и маргинальная личность» (1928).

Мариинские женские гимназии — средние женские учебные заведения с семилетним курсом обучения, находившиеся в ведомстве императрицы Марии. Сначала назывались Мариинскими училищами. Первое училище было открыто в Петербурге (1858), затем были переименованы в гимназии (1862). Всего было открыто 35 М. ж. г., в которых обучалось 16 тыс. девочек.

Мария Федоровна (1759—1828) — жена (с 1776) императора Павла I — создала ряд благотворительных и воспитательных организаций — ведомство им. Марии.

Матрикул студенческий (лат. matricula — список) — в России (до ноября 1917 г.) и некоторых зарубежных странах — список, свидетельство о зачислении в университет или в высшее учебное заведение, зачетная книжка, служила иногда пропуском в университет.

Ментальность (от лат. mens — «ум, мышление, образ мыслей») — образ мышления, коллективного и индивидуального сознания, общая духовная настроенность человека, группы.

Метод (от греч. metodos — «путь исследования, познания; путь») — способ действий для достижения результата. Метод проектов — система, в которой обучение происходит в процессе разработки планирования проектов и их выполнения. Возник в XIX в. в США, привнесен в 1920;е гг. в СССР. М. воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития духовной сферы и сознания учащихся. М. обучения — система взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих процесс образования и самообразования и самообучения. Методы контроля и самоконтроля в обучении подразделяются на устные, письменные, практические, графические, программированные, наблюдение; самоконтроль. М. самостоятельной работы — самостоятельная работа, выполняемая учениками по заданию учителя и выполняемая по собственной инициативе ученика. М. анализа документов — анализ учебных планов и программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации. М. наблюдения — систематическая фиксация особенностей развития педагогических явлений. М. тестирования — на основе выполнения стандартизованного задания исследование личности через диагностику ее психических состояний, функций.

Методика обучения — комплексное знание о целях, содержании, методах, средствах и формах и контроля качества подготовки и организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам.

Методология (от греч. metodos — «способ, путь к цели» и logos — «учение») — 1. Совокупность принципов и способов организации исследования, применяемых в науке. 2. Учение о методе познания и преобразования мира. М. педагогики — система знаний о фундаментальных положениях педагогики, о принципах и методах исследования педагогической действительности, а также способах реализации теории в практику образования.

Меценат (от лат. maecenatis) — имя римского государственного деятеля I в. до н.э. благотворителя и покровителя искусств. Покровитель науки, искусства и образования. Меценатство в России — русские предприниматели конца XIX — начала XX в. сумели развить широкую благотворительную деятельность и поддержать развитие русской культуры и образования: Александровское коммерческое училище, Практическая академия коммерческих наук, Коммерческий институт; Московский гинекологический институт при Московском университете П. Г. Шелапутина, а также реальное училище и гимназия П. Г. Шелапутина и Московский педагогический институт П. Г. Шелапутина, Московский городской народный университет А. Л. Шанявского и др.

Мировоззрение — совокупность общих взглядов на мир (внешнее бытие) и на отношение человека к нему.

Митрополит (греч. metropolites — «человек из главного города») — в православной церкви священнослужитель высшего духовного сана, управляющий особо древними или обширными епархиями, а также лицо, ноеящее этот сан.

Монастырь (от греч. monasterion — «жилище отшельника») — 1. Обитель, религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и имуществом. 2. Церковь, жилые помещения и территория, принадлежащие такой общине. Первые М. на Руси появились в XI в. и стали центрами просвещения. Древнейший М. — Киево-Печерский. В XVI в. М. возникают в центральной Руси, в Заволжье и на Севере: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Симонов, Свято-Данилов, Спасо-Андронников и др. М. обносили стенами и превращались в крепости (XVI—XVII). Екатерина //провела секуляризацию земельных владений церкви (1764). Декретом Совета народных комиссаров РСФСР (1918) церковь была отделена от государства, имущество м. национализировано. Возрождение М. в России связано с перестройкой.

Монах (греч. monachos — «один») — член монашеской общины, давший обет и ведущий аскетическую жизнь в общине, либо как одинокий отшельник.

Монашество — вид религиозного аскетизма и отшельничества в буддизме, индуизме и христианстве, первое образованное сословие в истории человечества.

Мухаммед (Мохаммед; Магомет, Магомед) (ок. 570—632) — основатель ислама, пророк.

Навык — автоматизированный способ выполнения действий и операций.

Наука — особая когнитивная деятельность, направленная на получение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Сфера человеческой деятельности, вырабатывающая и теоретически систематизирующая объективные знания; одна из форм общественного сознания. Специализированная познавательная деятельность научных сообществ, разрабатывающая и использующая в практике новое научное знание о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научная дисциплина — отрасль науки, в которой систематизированы знания для сохранения и трансляции новым поколениям. Научное сообщество — совокупность ученых-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии, понятие ввел Р. Мертон[5]. Научная революция — кардинальный переворот в науке, который приводит к смене исследовательской парадигмы, стратегии, программы. Научная школа — форма организации научной деятельности, объединение ученых вокруг признанного лидера с целью освоения и разработки его идей.

Научно-техническая революция (НТР) — кардинальная трансформация производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства в 1950—1960 гг. НТР — этап масштабной интеграции науки и производства.

Нестяжатели — последователи преп. Нила Сорского — духовное течение в монашестве, выступавшее против «стяжания» церковью земель и другого имущества на Руси в XV—XVI вв.

Нигилизм (от лат. nihil — «ничто», «ничего») — отрицание пошлого и общепризнанного, скептицизм. Теоретический Н. отрицает саму возможность познания истины. Этический Н. — ценности и нормы поведения. Политический Н. выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Н. — движение общественной мысли середины XIX в. под лозунгом «борьбы за индивидуальность» и «освобождение личности и человеческой мысли от всяких религиозных, бытовых и семейных пут и предрассудков», что оказало огромное влияние на тогдашнюю молодежь и студенчество (цит. по А. А. Корнилову).

Ноосфера (от греч. noos — «разум и сфера») — «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» (В. И. Вернадский). Часть земной биосферы, функционирующая благодаря деятельности человека и его разума.

Образование — «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (Закон Российской Федерации «Об образовании»). «Образование — это то, что останется, после того, как вы забудете, чему вас учили» (Ф. Б. Скиннер). В большинстве своем образование получают в учебных заведениях под руководством педагогов в процессе обучения и воспитания. Самообразование — самостоятельное обретение систематических знаний. Личностно-ценностная деятельность по самореализации потенциала человека в социокультурной среде. О. классическое — общее среднее образование, систематическое изучение древних языков и математики в качестве главных предметов. О. непрерывное — в течение всей жизни образование человека в учебных заведениях и путем научно организованного самообразования. О. политехническое — производственно-ориентированное обучение с основными принципами.

Образованность — качество образованной личности, способной самостоятельно компенсировать недостающие части в системе знаний.

Образовательная модель — система образования, которую отличают общие цели и содержание образования, учебные планы и программы, методы контроля качества подготовки, способы оценки процесса обучения. О. программы — учебные документы, определяющие содержание образования, состоят из программ основного и дополнительного общего образования и основного и дополнительного профессионального. О. процесс — комплекс процессов обучения и самообразования, направленный на формирование личности. О. ценз — установленный соответствующим правовым документом уровень образования.

Объект — предмет познания и деятельности человека. Предмет или процесс, на который направлена практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя).

Округ учебный — административно-территориальная единица организации управления учебными заведениями в Российской империи. В 1803 г. вся страна была разделена на У. о., во главе которых стояли университеты, а также попечители У. о., контролировавшие состояние среднего и высшего образования в округе и имели право решающего голоса в делах о назначении или увольнении преподавательского состава. В начале XIX в. было учреждено шесть учебных округов, а к концу века их стало 10. Университет представлял собой неформальный научный и образовательный центр каждого округа, формируя преподавательские кадры для гимназий, ведя широкую просветительскую и издательскую деятельность в нем.

Оценка — уровень освоения знаний, умений и навыков.

Осифлянство — идеология русского общежительного монашества, лидером которого был Иосиф Волоцкий.

Отметка — количественная оценка в баллах или цифрах знаний, умений и навыков обучаемых.

Официальной народности теория (триада) — идеология самодержавия, выраженная в триединой формуле «официального национализма»: православие, самодержавие, народность составляют «исконные начала русской жизни» и «верный залог силы и величия нашего отечества». Основные положения О. и. т. были разработаны идейным лидером национальных консерваторов II. М. Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811), а кратко сформулированы министром народного просвещения гр. С. С. Уваровым (1832).

Пайдейя (грсч. pais — «ребенок») — формирование ребенка, в узком смысле — воспитание, обучение, так и в более широком — образование, образованность, просвещение в Древней Элладе.

Палестра (грсч. palaistra от palaio — «борюсь») — в Древней Греции гимнастическая школа для мальчиков от 12 до 16 лет.

Пансионы (фр. pension, от лат. pensio — букв, «плата за квартиру») — интернаты, закрытые учебные заведения с общежитием и полным содержанием учащихся. В Западной Европе возникли в период раннего средневековья при монастырских и соборных школах. Позднее стали светскими.

Парадигма (от грсч. paradeigma — «образец, пример») — это теория и модель, концептуальная схема постановки проблемы принятая в качестве образца при решении исследовательских/практических задач. Смена парадигм — термин введен историком науки Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962).

Педагогика (от греч. paidec — «дети», апо — «веду, детовождение») — наука, изучающая процесс воспитания и обучения. В Древней Элладе «педагог» — раб, наблюдающий за ребенком, отвечающий за посещение им школы. В П. входят: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования. П. вальдорфская — направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861 — 1925) на основе антропософии. Цель — помочь ребенку найти путь в жизни в процессе воспитания, сочетающего медитацию, музыку, эвритмию (искусство телесных движений, одновременных речи и музыке). П. гуманистическая — возникла в конце 1950—1960;х гг. в США в трудах К. Роджерса, Р. Барта и других. П. г. выступает за личностно-ориентированное образование, против авторитаризма, путем создания поощрения инициативы учащихся. П. исправительно-трудовая — пенитенциарная педагогика, занимается вопросами реабилитации правонарушителей. П. культуры — исследует влияние на воспитательный процесс социокультурной среды конкретного образовательного учреждения. П. лечебная — исследование методов коррекции характера и личности аномальных и трудных детей. Термин В. П. Кащенко. П. народная — историческая традиционная система формирование национального самосознания в народной среде. П. ненасилия — признание ценности человека и его жизни, отрицание насилия как способа решения конфликтов в учебно-воспитательном процессе. П. педоцентристская — ребенок с его особенностями и личной свободой — центр педагогического процесса. Выразитель педоцентристской педагогики Джон Дыои. «П. свободы» — педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную самость. П. сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в котором в середине 1970;х гг. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. свободы являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода. П. социальная — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды. П. социальная изучает проблемы социологии воспитания, социально-педагогической виктимологии, философии, теории, психологии и методики социального воспитания. Термин введен немецким педагогом А. Дистервегом в XIX в. В нашей стране ведущими специалистами в области социальной педагогики считают А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого. П. специальная (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют сурдопедагогику (изучает закономерности обучения и воспитания глухих), тифлопедагогику (занимается со слепыми и слабовидящими), олигофренопедагогику (проблемы умственно отсталых детей), логопедагогику (исправление речи детей и подростков). П. эволюционная — педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития ребенка. Стремление к познанию присуще ребенку от рождения, но оно нроявляется в том случае, если нет принуждения, под влиянием здоровых человеческих стремлений, природной любознательности, интереса к предмету изучения. Разрабатывалась русским педагогом XIX в. В. II. Вахтеровым. П. экспериментальная — одно из направлений, возникшее в западной II. на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были немецкие психологи и педагоги: В. Лай, Э. Мейман, американские: С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А. Я. Нечаев. Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за педагогическим процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. Экспериментальная П. легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 1920—1930;х гг.

Педология (от греч pais — «ребенок» и logos — «учение») — направление в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв., детерминированное распространением эволюционных идей и призванное научно исследовать детство и объединить разнообразные данные о ребенке: педагогики, психологии, психиатрии, физиологии, гигиены, социологии и юриспруденции. С. Холла создал первую педологическую лабораторию (1889). Деятели педологии: Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман и пр. В России педологию развивали А. П. Нечаев, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо и др. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), объявило педологические взгляды вредными и не противоречащими образу жизни в СССР.

Пепиньерка (фр. pepiniere — «питомник») — в России воспитанница, окончившая курс среднего учебного заведения и оставленная в нем для подготовки к обязанностям учительницы или классной дамы, для практики занималась с ученицами младших классов.

Перестройка — краткий период демократических реформ (1985—1991), проводившихся под руководством генерального секретаря ЦК КПСС, Президента СССР М. С. Горбачева. Перестройка положила начало серьезным переменам в системе образования, появлению негосударственных учебных заведений.

Персонализм (от лат. persona — «личность») — направление философии: признание личности высшей духовной ценностью.

Писание Священное — 1. Священные книги, Библия. 2. Книга. 3. Грамота.

Письменность славянская — создана св. Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. В честь св. Кирилла названа Кириллицей.

«Поучение детям Владимира Мономаха» (1053—1125) — памятник древнерусской литературы и педагогической мысли XII в.

Подготовительные классы — классы для подготовки детей к поступлению в 1-й класс средних образовательных учебных заведений гимназий, а с 1888 г. — и при реальных училищах.

Приват-доцент (нем. Privatdozent, от лат. privatim — «частным образом» и docens — «обучающий») — ученое звание внештатного преподавателя в университетах и высших школах. В России введено по инициативе Н. И. Пирогова университетским уставом 1863 г. с целью расширения круга преподавателей, способных вести лекционные курсы наряду с профессорами и доцентами (С. Ожегов).

Принцип (основа, начало) — 1. Основное исходное положение какойлибо теории, учения; руководящая идея, правило деятельности. 2. Внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения. П. образовательной политики — основы политики в области образования, определенные Законом РФ «Об образовании» (1996). Автономность образовательных учреждений. Гуманистический характер образования. Демократизация образования. Единство федерального, культурного и образовательного пространства. Общедоступность. Светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений. Свобода и плюрализм.

Притчи — книга Библии, П. Соломона, сына Давидова, царя Израильского.

Притчи Иисуса Христа — назидания Иисуса Христа в его проповедях.

Прогимназия — четырехклассное, неполное среднее общеобразовательное учебное заведение для мальчиков, открывшееся в России с 1864 г. Выпускники П. принимались в гимназии без вступительных испытаний.

Проповедь — поученье, речь, духовное слово, наставление священника пастве в церкви или народно в ином месте.

Проректор (от лат. pro — «перед» и rector — «руководитель») — заместитель ректора.

Просвещения Эпоха — время распространения идей свободы, равенства и братства людей, век разума и просвещения в странах Европы в XVIII в.

«Просвещенный абсолютизм» — политика «союза монархов и философов», проводившаяся в XVIII в. некоторыми государями Европы, сочетавшая принципы абсолютной монархии с популярными тогда идеями французских просветителей. Характеризуется уничтожением некоторых сословных привилегий, административными реформами, направленными на преодоление сепаратизма, поощрением развития торговли и мануфактурного производства, секляризацией церковных земель, реформами в области просвещения, а также попытками освобождения крестьян от личной зависимости. В России политику П. а. проводила Екатерина II (1862—1896).

Профессор (лат. professor — «преподаватель») — ученое звание и должность преподавателя высшей школы. Впервые присвоен в Оксфордском университете (XVI в).

Резюме (от фр. resume или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится — курикулюм витэ, сокр. CV).

Ректор (от лат. rector — «руководитель») — лицо, стоящее во главе управления университетом или высшей школы. В автономном университете ректор избирается из состава профессоров данного университета.

Реформация — социокультурное европейское религиозное движение в XVI—XVII вв., нацеленное на преобразование католичества.

Семестр (от лат. semestris — «шестимесячный») — в учебных заведениях учебный год делится на два семестра, полугодия.

Семинар (от лат. seminarium — «рассадник») — форма учебных занятий, при которой студенты делают самостоятельные сообщения и доклады.

Семинария (от лат. seminarium — «рассадник») — учебное заведение для подготовки духовных лиц и учителей преимущественно народных школ.

Семь свободных искусств (лат. septem drtes liberales) — система учебных дисциплин, которые преподавались школах и университетах в период в Средних веков: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. См. Тривиум и Квадривиум.

Скрижали Завета — две каменные плиты с Десятью заповедями (Исх. 32:15−16).

Срединный путь, Восьмеричный Путь — в буддизме сохранение середины между физическим и духовным миром.

Схоластика (от греч. scholastikos — «школьный, ученый») — тип религиозной философии получившей развитие в Западной Европе в средневековье. Наиболее известные философы: Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Росцелин, Пьер Абеляр, Альберт Великий и Фома Аквинский, Сигер Брабантский, Джон Дунс Скот, Уильям Оккам.

Техникумы — средние специальные учебные заведения. Созданы в 1920;е гг. С 1937 г. — в основном технического профиля, а также статистические, финансовые, торговые. Специалистов нетехнических и военных профилей готовили училища.

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения, отрасль коррекционной (специальной) педагогики. В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г.

Тифлосурдопедагогика (от греч. typhlos — «слепой», лат. surdus — «глухой») — наука об обучении слепоглухонемых детей.

Толерантность (от лат. tolerantia — «терпение») — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, одно из важнейших профессиональных качеств учителя.

Толстовство — религиозно-философское жизнечувствие великого русского писателя Л. Н. Толстого.

Тривиум (лат. trivium, букв. — «трехпутье») — в Средние века первый цикл учебных дисциплин «семи свободных искусств», включавший грамматику, риторику и диалектику.

Триместр (лат. от trimestris — «трехмесячный отрезок времени») — в учебных заведениях ряда стран: часть учебного года, составляющая три месяца.

Университет (лат. universitas — «всеобщность») — высшее научно-образовательное заведение, где ученые осуществляют научно-исследовательскую работу и преподают фундаментальные и также прикладные науки. В XX в. У. стали трансформироваться в научно-образовательно-практические комплексы. У. объединяют в своем составе несколько факультетов.

Учебная дисциплина — система научных знаний, практических умений и навыков, которые учащиеся усваивают в соответствии с их возрастными познавательными возможностями.

Учебная программа — документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков, но учебной дисциплине, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и предоставленного времени на освоение знаний, умений и навыков. У. и. имеет структуру расположения учебного материала по годам обучения, является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебник — основной и ведущий вид учебной литературы. У. систематически излагает основы знаний в определенной области адекватно современному уровню достижений науки и культуры.

Учебный план — перечень учебных дисциплин с указанием объема их изучения, объема аудиторных и самостоятельных занятий, учебных практик с разбивкой по учебным периодам, с указанием видов аттестации и сроков ее проведения.

Факультет (от лат. facultas — «способность») — структурное подразделение высшей школы, посвященное изучению наук, относящихся к одной отрасли знаний: Философский Ф., Историко-филологический Ф.

Философия образования — наука, изучающая феномен образования в аспекте аксиологии, антропологии онтологии, гносеологии, гуманизации и гуманитаризации.

Ценности — значимые цели и идеалы человеческого жизнечувствия (правда, добро, красота и др.). Свидетельство социокультурной и личностной значимости определенных явлений и объектов. Сократ сделал ценности его главной темой своего любомудрия и сформулировал вопрос: «Что есть благо?» «Благо есть реализованная ценность — полезность».

Церковно-приходская школа — начальная школа, находившаяся в ведомстве церкви и приходского духовенства. Возникли еще в XI в. В эпоху Великих реформ получили наименование Ц.-н. ш. Первоначальный срок обучения два года был увеличен до трех-четырех лет.

Школа (лат. scholci от греч. shole) — учебно-воспитательное заведение для получения образования согласно потребности личности, общества и государства. Ш. русская национальная — К. Д. Ушинский ратовал за идею народности воспитания с целью построения народной школы в России. Возрождение этой концепции — в современных школах, где предполагается изучение основ религии, отечественной истории, словесности, жизнечувствия русского народа.

Школа труда — сочетание воспитания детей с обучением их профессиональному труду. Предложены утопистами Т. Мором, Т. Кампанеллой в проектах светлого общества. Д. Дьюи также выступал за трудовое ядро в учебно-воспитательном процессе в школе. Пропагандист трудового воспитания Георг Кершенштейнер (1854—1932). В советской школе трудовое воспитание было превалирующей идеей.

Школы воскресные — школы для рабочих, крестьян, ремесленников, открывшиеся в Европе в XVIII в., а в России — в XIX в. В современных условиях — религиозные школы, где изучают основы того или иного вероучения.

Школы-коммуны — трудовые школы, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью внедрения идей большевистской педагогики. Состояли из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при них. В таких школах ученики работали на производстве, в ремесленных мастерских и сельском хозяйстве.

В 1920;х гг. так именовали в СССР школы для беспризорных детей и правонарушителей, где наряду с производительным трудом было и обучение.

Эвристическая форма обучения — организация обучения, при котором сами ученики под руководством учителя вырабатывают законы, формулы, правила и истины (П. Ф. Каптерев). См.: Сократическая беседа.

Экзамен (лат. ехатеп — «испытание») — итоговая форма оценки знаний.

Экзаменационная сессия (лат. sessio — «заседание») — период сдачи экзаменов в учебном заведении. Обычно проводятся зимой и в начале лета.

Этно-педагогика — исследование становления и развития традиционных систем воспитания.

Я-концепция — система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Ответы к тестам.

1 глава: 1 — а, 2 — г, 3 — б.

в.

  • 4-г.
  • 4 — г.
  • 2 глава: 1 — 6, г, 2 — б, 3 —
  • 3 глава: 1 — г, 2 — в, 3 — б.
  • 4 глава: 1 — г, 2 — б, 3 — г,
  • 5 глава: 1 — в, 2 — г, 3 — в.
  • 6 глава: 1 — б, 2 — в, 3 — г.
  • 7 глава: 1 — б, 2 — б.
  • 8 глава: 1 — в, 2 — б, 3 — в,
  • 9 глава: 1 — б, 2 — г.
  • 10 глава: 1 — а, 2 — а.
  • [1] Вебер М. Хозяйство и общество. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010.
  • [2] Подготовка и проведение университетской реформы 1863 г. / сост. В. А. Томсинов. М.:Зерцапо, 2012. С. LXVIII-CXVII.
  • [3] Большая российская энциклопедия. Т. 14. М., 2009. С. 485—486.
  • [4] Дьюи Д. The Child and Curriculum (1902) Дитя и программа // Дьюи Д. Школа и ребенок. М., 1921. С. 5—20. URL: http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Dewey/_03_Dewey J _The_Child_and_Curriculum.htm.
  • [5] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT; Хранитель, 2006.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой