Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исполнительная власть. 
Конституционное право зарубежных стран. 
Особенная часть

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование правительства начинается с назначения руководителя правительства — премьер-министра. Это одно из важнейших собственных полномочий президента, рассмотренных в предыдущем разделе. Известно, что президент, формально свободный в своем выборе, вынужден учитывать расстановку сил в Национальном собрании и в случае отсутствия здесь президентского большинства назначать премьером политически… Читать ещё >

Исполнительная власть. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Раздел III Конституции Франции посвящен правительству. Сам раздел небольшой и насчитывает всего четыре статьи (ст. 20−23). Объясняется это тем, что правительство тесно связано с президентом и выполняет многие поручения главы государства.

Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы. Оно ответственно перед парламентом на условиях и в соответствии с процедурами, предусмотренными ст. 49 и 50.

Конституционная формула

Статья 21

Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 он осуществляет регламентарную власть и назначает на гражданские и военные должности.

Он может делегировать некоторые свои полномочия министрам.

Формирование правительства начинается с назначения руководителя правительства — премьер-министра. Это одно из важнейших собственных полномочий президента, рассмотренных в предыдущем разделе. Известно, что президент, формально свободный в своем выборе, вынужден учитывать расстановку сил в Национальном собрании и в случае отсутствия здесь президентского большинства назначать премьером политически враждебного себе человека. Таким образом, правительство должно устраивать как президента, так и парламент, однако в случае возникновения между ними разногласий решающее значение имеет мнение Национального собрания.

Соответственно и отставка кабинета возможна в трех случаях: по инициативе президента, Национального собрания и по собственному почину. Вотум недоверия, вынесенный Национальным собранием, называется резолюцией порицания. Правительство может поставить вопрос об ответственности в связи со своей программой или с декларацией об общей политике. Оно может также поставить свою судьбу в зависимость от поддержки парламентом определенного законопроекта (ст. 49 и 50).

Конституционная формула

Статья 49

Премьер-министр после обсуждения в Совете министров ставит перед Национальным собранием вопрос об ответственности Правительства в связи с его программой или общеполитической декларацией.

Национальное собрание выражает недоверие Правительству путем голосования резолюции порицания. Такая резолюция допустима, если она подписана по меньшей мере десятой частью членов Национального собрания. Голосование проводится только через 48 часов после ее внесения. Подсчитываются только голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством голосов членов, составляющих Собрание. Однако в предусмотренном предыдущим абзацем случае депутат нс может подписывать более трех резолюций порицания в течение обычной сессии и более одной — в течение внеочередной сессии.

Премьер-министр может после обсуждения в Совете министров поставить перед Национальным собранием вопрос об ответственности Правительства в связи с голосованием по конкретному проекту. В этом случае проект считается принятым, если не будет внесена в последующие двадцать четыре часа и принята согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце, резолюция порицания. Премьер-министр имеет право просить Сенат об одобрении общеполитической декларации.

Статья 50

Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства.

Отставка премьера означает и отставку всего Кабинета, связанного солидарной политической ответственностью. Напротив, отставка отдельного министра обычно проходит безболезненно. Персональный состав Кабинета меняется постоянно.

Правительство менее устойчиво, чем президент и даже Национальное собрание. Оно меняется раз в три-четыре года. Если правительство представляет президентскую партию, оно может быть отправлено в отставку или в результате поражения данной партии на президентских, парламентских выборах, или с целью взвалить на него ответственность за «непопулярные меры» и успокоить общественность. Если правительство принадлежит к непрезидентской партии, глава государства имеет соблазн отправить его в отставку и сформировать более приемлемый для себя Кабинет, надеясь победить на досрочных парламентских выборах.

При характеристике центральной исполнительной власти в Конституции Пятой республики используются два понятия — «правительство» и «Совет министров», институциональное содержание которых совпадает. Совет министров является основным коллегиальным органом правительства. В его состав входят государственные министры, министры, министры-делегаты и государственные секретари, объединенные премьер-министром. Заседания Совета министров проходят под председательством президента. В исключительных случаях президент может делегировать свои председательские полномочия премьер-министру. Однако такое делегирование должно, во-первых, носить официальный характер и, во-вторых, распространяться на конкретное заседание с заранее определенной повесткой дня (ст. 21).

К полномочиям Совета министров относятся: объявление осадного и чрезвычайного положения; принятие декретов (акты президента и премьер-министра); обсуждение правительственных законопроектов; законодательная деятельность путем принятия ордонансов (реализация полномочий, делегированных правительству парламентом в силу ст. 38 Конституции).

Конституционная формула

Статья 38

Правительство может для выполнения свой программы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем ордонансов меры, которые обычно относятся к области законодательства.

Ордонансы принимаются Советом министров после заключения Государственного совета. Они вступают в силу после их опубликования, но теряют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент до истечения срока, установленного законом о делегировании полномочий.

По истечении срока, упомянутого в первом абзаце настоящей статьи, ордонансы по вопросам, входящим в законодательную сферу, могут быть изменены только законом.

К собственным полномочиям премьер-министра относится право издания регламентарных актов (ст. 37).

Конституционная формула

Статья 37

Вопросы, не входящие в сферу законодательства, носят регламентарный характер.

Законодательные акты, изданные по этим вопросам, могут быть изменены декретами, принятыми после заключения Государственного совета. Те из этих актов, которые будут приняты после вступления в силу настоящей Конституции, могут быть изменены декретом только после установления Конституционным советом их регламентарного характера на основании содержания предыдущего абзаца.

Кроме того, к собственным полномочиям главы правительства относятся руководство деятельностью правительства (ст. 21) и право присутствия и выступления на заседаниях палат парламента (ст. 31).

Конституционная формула

Статья 31

Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны, когда они того потребуют.

Они могут прибегнуть к помощи комиссаров Правительства.

Премьер-министр имеет право требовать созыва внеочередной сессии Национального собрания (ст. 29); право обращения в Конституционный совет по вопросу конституционности закона или международного договора, которые, на его взгляд, противоречат Конституции (ст. 61); право законодательной инициативы (ст. 39).

Конституционная формула

Статья 29, п. 3

Только Премьер-министр может потребовать созыва новой сессии до истечения месяца, следующего за изданием декрета о закрытии сессии.

Статья 39

Законодательная инициатива принадлежит одновременно Премьерминистру и членам Парламента.

Законопроекты обсуждаются в Совете министров после заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат. Финансовые законопроекты вносятся в первую очередь в Национальное собрание.

Во Франции, как и в некоторых других странах, существует определенная иерархия членов правительства, число которых может доходить до 50. Первыми среди них считаются государственные министры — руководители важнейших ведомств. Их число не постоянно и зависит от правительственных приоритетов, обычно их около пяти. Затем идут обычные министры — руководители самостоятельных ведомств, их помощники, называющиеся министрами-делегатами, и государственные секретари, одни из которых руководят менее значимыми правительственными учреждениями, не претендующими на министерский статус, другие являются молодыми политическими деятелями, проходящими стажировку в министерстве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой