Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследовательские способности и когнитивное развитие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История сохранила сведения о проявлениях любознательности в детстве у многих будущих гениев. Невероятной тягой к познанию с детства отличался Петр I. Не менее впечатляющие свидетельства любознательности юного М. В. Ломоносова описывали историки и его биографы. Итак, при воспитании исследователя очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, а последняя… Читать ещё >

Исследовательские способности и когнитивное развитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любопытство, любознательность, познавательная потребность

В основе мотивации исследовательского поведения лежит всем известное свойство, именуемое в житейской психологии любопытством, а в научной литературе — поисковой активностью. Это свойство характерно для всех взрослых людей и детей, но степень его развития существенно различается. Любовь к познанию, или любознательность берет свое начало от любопытства. Любопытство — жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии не только как поисковая активность, но еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка (Запорожец А. В., Божович Л. И. и др.).

Любознательность, образно говоря, — следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.

Проявившись обычно довольно рано, любознательность на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, — индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения. Подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.

Но кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля. Нет необходимости говорить о ее важности и значимости с точки зрения исследовательского поведения. Обратимся сразу к ее механике. Воля наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет собой специфическую потребность — потребность преодоления.

Итак, при воспитании исследователя очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, а последняя — в устойчивое психическое образование — познавательную потребность.

Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не трансформируется в любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства — это искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

История сохранила сведения о проявлениях любознательности в детстве у многих будущих гениев. Невероятной тягой к познанию с детства отличался Петр I. Не менее впечатляющие свидетельства любознательности юного М. В. Ломоносова описывали историки и его биографы.

Это качество свойственно и взрослым творцам. Современник И. Ньютона ученый Стокли вспоминает курьезный случай. Однажды у Ньютона были гости. Великий физик, желая угостить их, пошел в рабочую комнату за вином, но долго не возвращался. Оказалось, что он, проходя мимо своего кабинета, увидел свои бумаги на рабочем столе. В итоге он вовсе забыл об ожидавших его друзьях и преспокойно засел за работу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой