Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общество ведических арийцев

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Быт того времени отражен в Ригведе достаточно полно. Во всяком случае ученые давно сошлись во мнении, что хозяйственный уклад племен Ригведы определялся как переходный от кочевого к сельскому хозяйству (подсечному земледелию). Слово «ayas», часто встречающееся в Ригведе, первоначально обозначало медь, потом — бронзу. Во всех индоевропейских языках сохранились параллели этому слову! Но с самим… Читать ещё >

Общество ведических арийцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основном это эпоха самхиты (samhita) — собрания классических Вед: Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарваведы. Самой древней из них считается Ригведа в 10 мандалах или книгах. На древность и ирединдийский период ее составления указывает наличие в ней топонимики современного Афганистана: Kubha — совр.р. Кабул; кроме того, среди арийских племен Ригведа называет pakhthum — современных пуштунов. Вместе с тем Ригведа хорошо знает азиатского льва, но совершенно незнакома еще с тигром. Слон (mriga) ей известен, но он был известен в Азии с достаточно давних времен.

Ведическое общество пока еще племенное, но с начавшими расти иерархическими связями. Прежде всего это касается взаимоотношений победителей (арийцев) с побежденными (дравидами). Различие пролегает по цвету кожи и, вопреки утверждениям советской историографии, указывает на разницу в антропологии, иначе говоря, на разницу в расовых чертах, правда, это действительно только для низших каст.

Быт того времени отражен в Ригведе достаточно полно. Во всяком случае ученые давно сошлись во мнении, что хозяйственный уклад племен Ригведы определялся как переходный от кочевого к сельскому хозяйству (подсечному земледелию). Слово «ayas», часто встречающееся в Ригведе, первоначально обозначало медь, потом — бронзу. Во всех индоевропейских языках сохранились параллели этому слову! Но с самим железом, по-видимому, арии Вед познакомились уже после вторжения. Первые железные вещи датируются XI в. до Р. X., когда арии предприняли следующий этап вторжения: с Инда на Ганг. Но и здесь, закончив освоение к V в. до Р. X. этой территории, арии еще долго продолжали сохранять верность скотоводству.

Сельскохозяйственная техника Ригведы выглядит достаточно развитой. Известен плуг — langala и sira (Ригве— да. IV. 57. S), оснастка плуга, упоминается лемех — phala и борона — sita (Ригведа. IV. 57. 6−7). Известны, кроме того, мотыга — khanitra (Ригведа. I. 179. 6), серп — datra, топор — srini, причем у топора имеется уже несколько наименований, обозначающих разные виды работ и, следовательно, разные формы топора, пригодные для выполнения этих работ.

Но, конечно, центральное место в Ведах вплоть до литературы смрити (см. ниже) занимает деятельность, обозначенная индоевропейским термином pastya — «пасти», «пастбище», что, как видим, на русском и санскрите звучит практически одинаково. Корова (gau) являлась главным мерилом богатства. Одним из титулов царя был gaveshana — «владыка коров». Судебные штрафы высчитывались в головах коров. Само обозначение битвы, войны — одного из главных по значению для древнего ария рода деятельности, gavisti, буквально — «охота за коровами» (Ригведа. III. 47. 41).

В хозяйственной деятельности ведических арийцев большое место занимало ремесло. Некоторые касты (jaty) в варнах (см. ниже) образовались уже тогда. Торговля тоже была достаточно развита, Ригведа упоминает торговые связи с семитами Двуречья. Само понятие моря-океана (samudra) у ариев первоначально было связано не с морем, а с рекой Инд, широкие разливы которой внушали ариям трепет и уважение. В позднюю эпоху морские связи только упрочились. Путь экспедиции Неарха — сподвижника Александра Македонского — это только подтверждает.

В эпоху Вед сформировались основы государственного устройства. Прежде всего это повлекло за собой появление общины — grama на месте былых родовых союзов. В общем смысле grama — это деревня, небольшое поселение, состоящее из нескольких домов, но с общей организацией своего управления. У нее есть gramani — староста деревни. Однако, если посмотреть на первоначальное значение слова «grama», то мы увидим, что оно означало «толпу», преимущественно вооруженную. «Grama» входила в так называемую «vig» (ср. с древнерус. «волость»), соответственно, на русский так и переводится; несколько «vigas» составляли «jana» или в поздневедийский период — «janapada», переводится как «народ», или, скорее, «племя, занимающее территорию». Этому ведическому порядку соответствовала иранская параллель: zantu, vis и dahyu. Несомненно, что подобное территориальное устройство было иерархичным, в основе своей — военным, а по цели — захватническим.

Ригведа неоднократно упоминает и город — «риг», однако в полном смысле городом это поселение считать нельзя. Арии-номады строили подобие укрепленных загонов для скота, куда укрывались сами вместе со своим имуществом в случае внешней опасности. В то же время следует заметить, что эти пуры не были примитивными огражденными участками земли. Лучшим свидетельством древней развитости первоначальной строительной техники ариев является так называемый Var Авесты, родственный пуру Ригведы:

«И вот Йима (Яма — бог пастухов ариев Индии. — М.И.) сделал Вар размерами в бег на все четыре стороны и принес туда семя мелкого и крупного скота, лошадей, собак, птиц и красных горящих огней. И Йима сделал Вар размером в бег на все четыре стороны для жилья людей и размером в бег на все четыре стороны для помещения скота. Туда провел он воду по пути длиною в хатру, там он устроил луга, всегда зеленеющие, где поедается нескончаемая еда, там построил дома, и помещения, и навесы, и загородки, и ограды… В переднем округе [Вара] он сделал девять проходов, в среднем — шесть, во внутреннем — три. В проходы переднего [округа] он принес семь тысяч мужчин и женщин, среднего — шестисот, внутреннего — трехсот. Согнал их в Вар золотым рогом и закрепил Вар дверью-окном, освещающимся изнутри» (Авеста. 1997: 80—-81).

Вдобавок Веды знают такое явление, как «sabha» и «samiti», которые являются обозначением народного собрания и места, где происходит это собрание {Ригведа.X. 34. 6 или X. 191. 3 Атхарваведа. V. 19. 15).

Однако содержание Атхарваведы позволяет нам сделать предположение, что разница между сабхой и самити заключалась в какой-то период их истории в том, что сабха была собранием родовых старейшин, т. е. аристократическим учреждением, а самити — собранием всех свободных мужчин, способных носить оружие. На самити собиралось население всей растры и, это очевидно, самити могло проходить только в исключительных случаях.

На народных собраниях первоначально проходили выборы военных вождей, на них же утверждали правопреемство трона. По всей видимости, эти собрания достаточно часто законодательствовали по разным вопросам. Как отмечают комментаторы шастр (см. ниже), в древности законодательная функция царя была более чем скромной. Сабха в поздневедический период становится аристократическим органом и берет на себя функции высшего суда растры. В этом случае она именуется уже Sabhasad, и помимо родовых старейшин, в нее входят уже знатоки права и Вед, т. е. брахманы.

В остальном общество ариев эпохи Ригведы дает нам следующую картину. Здесь уже появляются элементы государственного аппарата и фискальной системы. Внутри государственного аппарата происходит разделение на придворное управление: purohita — царский духовник; vavata — любимая жена, parivrikti — бывшая любимая жена, suta — царский возничий, и на общее управление: senapati — главнокомандующий, gramani — староста деревни. Кроме того, gramani выбирается жителями деревни (Атхарваведа. XII. 1. 56). Он представляет ее население перед царем, судит односельчан. Тем не менее, важные дела общины должен решать не староста, а царь. Известен в этот период также bhagadugha — сборщик налогов. Налоги были уже двух видов: bali и dana, ср. с рус. «дань».

В поздневедийский период индоарии разрабатывают у себя начала аппарата центрального управления, координирующего действия подотчетных отраслевых органов управления (чиновников, действующих в определенной отрасли). Это parisad (parisa — пали). Именно этот орган Каутилья в Артхашастре именует не иначе как «Совет Министров». Парисад — это совет брахманов, известных своими познаниями в Ведах. Помимо обладания значительной административной компетенцией, он играл достаточно серьезную судебную роль. Последнее понятно, так как индийцы в древности, как и все остальные современные им народы, не отделяли суд от администрации.

Ригведа знала моногамный брак, запрещая и строго преследуя инцест. Под запретом находилась и полиандрия, но полигамия считалась средством отличить человека, поэтому ее могла себе позволить только племенная верхушка. Для брахманов, в частности, полигамия запрещалась. Левират был знаком Ригведе. Достаточно долго в Индии продержался принцип свободы заключения брака. Ранние браки и принуждение к вступлению в брак — продукты позднего развития, уже после Р.Х., как и обряд сати, официально запрещенный англичанами в 1829 г. Считается, что обряд sati также появился в Индии после Р. X., хотя Страбон сообщал о том, что жены сжигаются со своими умершими мужьями (Страбон, География. XV. 62).

Над женщиной учреждалась опека ее отца и братьев, но в наследстве она участвовала наравне с братьями.

Суд творился царем. Царь в этой связи носил название madhyamagi — арбитра, поэтому процедура ведического суда напоминает процедуру русского третьевания. Особенностью ведийских арийцев по сравнению с другими ранними государствами индоевропейской общности было то, что они, индийцы Ригведы, не знали института кровной мести. Вместо нее Веды знают систему вир — судебных штрафов: viradaya (дословно «дай виру»). Вира в основном исчислялась в коровах, например вира за убийство кшатрия равнялась сотне коров gatadaya (дословно «дай сто»).

Частное право еще не было сильно развито. Однако Веды знают общее понятие собственности от корня «sva» (буквально «свое») и производных от этого корня слов. Объекты этих прав достаточно ограничены в своем количестве. Считается, что земля не служила предметом оборота. Полагают, что через такие термины права собственности, как bhuj, bhoga и производные от них, устанавливался принцип верховной собственности царя на землю. Этот тезис можно проверить на примере Манусмрити:

«Царь получает половину старинных кладов и руд, [найденных] в земле, вследствие охраны [страны] и так как он властитель страны» {Many. VIII. 39).

«Властитель» в данной шлоке передается словом «adhipati», которое, например, в Many. VIII. 115 переведено уже как «староста». Очевиден смысл этого термина, он относится к сфере публичного, а не частного. Царь как властитель и верховный собственник земли есть не частный, но публичный собственник, строго говоря — суверен.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой