Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этапы формирования, понятие и правовая основа общего рынка Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фундаментальное решение группы государств участвовать в установлении и развитии процесса многонациональной интеграции, высказанное в Договоре, является катализатором, дающим импульс очередности вторичных решений, выражающих различные совместные политики, которые развиваются и множатся с течением времени. Несмотря на то что процесс многонациональной интеграции носит непрерывный характер, он может… Читать ещё >

Этапы формирования, понятие и правовая основа общего рынка Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фундаментальное решение группы государств участвовать в установлении и развитии процесса многонациональной интеграции, высказанное в Договоре, является катализатором, дающим импульс очередности вторичных решений, выражающих различные совместные политики, которые развиваются и множатся с течением времени. Несмотря на то что процесс многонациональной интеграции носит непрерывный характер, он может быть разделен на пять больших этапов — зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз. Такое разделение соответствует научно обоснованной эволюционной модели известного американского экономиста венгерского происхождения Белы Балаши, которая говорит о существовании пяти, аналогичных перечисленным, форм региональной экономической интеграции[1]. Эти формы обнаруживают себя в порядке возрастания степени конвергенции национальных экономик[2].

В основу такого разделения легли не только аналитические причины, но также и тот факт, что переход от одного этапа к другому всегда являлся результатом согласованного и санкционированного Договором решения государств-членов. На протяжении всей истории становления и развития процесса многонациональной интеграции ЕС отчетливо следует этой эволюционной модели[3].

Именно в этом направлении, конечно, не без трудностей и кризисных ситуаций, происходило развитие экономической интеграции в Европе. Успехи его ознаменовались сформированным уже к 1968 г. полноценным реальным таможенным союзом «шестерки». В 1987 г. в Едином европейском акте поставлена была цель создания эффективного единого внутреннего рынка, который был образован к началу 1990;х гг. И, наконец, в 1992 г. в Маастрихтском договоре закреплена была задача образования экономического и валютного союза.

В таможенном союзе, который является второй стадией как экономической интеграции, так и эволюционного процесса многонациональной интеграции в целом, свободное обращение касается не только товаров, произведенных странами-партнерами, но и всей продукции, находящейся на территории государств-членов, каково бы ни было ее происхождение. Государства-члены теряют свою таможенную автономию и применяют по отношению к третьим странам общий внешний таможенный тариф. Общая таможенная политика порождает общую торговую политику. Кроме того, либерализация торговли в таможенном союзе создает предпосылки для развития многих других общих политик, а именно, сельскохозяйственной, налоговой и конкурентной. Следовательно, уже на этой ранней стадии многонациональной интеграции имеют место уступки части суверенитета государств институтам сообщества, которые управляют таможенным союзом.

Внедрение первых общих политик, порожденных таможенным союзом, давало удовлетворительные, но не оптимальные результаты, тем не менее оно выявляло необходимость проведения других общих политик с целью развития общего рынка и, следовательно, оказывало эффект мультипликатора на процесс. Чтобы довести до максимума прибыли и выгоду от общего рынка, его участники должны быть вовлечены в более тесную интеграцию. В самом деле, если государства-члены хотят превратить общий рынок в настоящий внутренний рынок, они должны обеспечить не только свободное перемещение товаров и услуг, но также и свободное перемещение факторов производства, а именно, рабочей силы (трудовых ресурсов, технологий) и капиталов. Чтобы установить эти фундаментальные свободы общего рынка, государствачлены должны развивать большое количество общих политик либо в уже исследованных областях, либо в новых областях — таких как социальная сфера, защита окружающей среды и потребителей. Следствием же достигаемых эффектов становятся все новые ограничения суверенитета[4].

Таким образом, общий рынок — это третий этап на пути многонациональной экономической интеграции. Как и государства-члены таможенного союза, участники общего рынка устраняют ограничения на внутреннюю торговлю между собой и ведут общую политику в сфере внешней торговли с третьими странами. Однако страны-участницы общего рынка продвинулись дальше на пути к более тесной экономической интеграции, устранив запреты на движение факторов производства. В результате обеспеченной общим рынком возможности — размещения факторов производства там, где они могут обеспечить максимальную прибыль, уровень производительности во всех государствах-членах повышается.

Общий рынок ЕС является предтечей и фундаментом многонациональной интеграции в Европе, вокруг правового регулирования которого и формируется значительный массив так называемого «интеграционного права»[5]. Именно поэтому восприятие общего рынка как основополагающей концепции экономической интеграции государствчленов ЕС с научной точки зрения представляется наиболее точным[6].

Однако более предметным и адаптированным к учебному процессу является определение общего рынка в качестве некоего единого экономического пространства, в пределах которого реализуется свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также действует свобода выбора места осуществления постоянной предпринимательской деятельности.

Можно также говорить и о синтезе понимания общего рынка как концепции интеграции и единого экономического пространства, который позволяет определять общий рынок как институциональное пространство интегрированных рынков государств — членов ЕС.

Основные положения концепции содержатся в Договоре о функционировании Европейского Союза (ранее — Римский договор 1957 г.)[7] и Маастрихтском договоре.

Среди целей ЕС, на достижение которых было направлено формирование общего рынка, выделяются следующие:

  • • гармоничное, сбалансированное и устойчивое развитие экономической деятельности;
  • • высокий уровень занятости и социальной защиты населения;
  • • устойчивый и безинфляционный рост экономики;
  • • высокий уровень конкурентоспособности и сближение экономических показателей;
  • • экономическое и социальное сплочение.

Юридическая доктрина называет два метода установления общего рынка[8] и, как следствие, достижения перечисленных целей.

Во-первых, это «негативная интеграция», осуществляемая посредством установления запретов на совершение определенных действий и дискриминационных практик. Негативная интеграция может быть охарактеризована посредством совокупности мероприятий, «цель которых — дать бизнесу свободно работать, невзирая на государственные границы»[9]. Идеологи такого подхода (например, Вильгельм Репке, Андреас Предоль, Жак Денио, Морис Аллэ) полагали, что достаточно снять торговые и валютные ограничения — и здоровые рыночные силы сами создадут единое экономическое пространство, подобное внутригосударственному.

А во-вторых, это «позитивная интеграция», которая представляет собой проведение государствами-членами через органы ЕС общих политик: аграрной, транспортной, антимонопольной и т. д. Поборники позитивной интеграции (Бела Балаша, Джон Пиндер, Ян Тинберген и др.) считали, что устранение барьеров — это лишь полумера. Эффективной интеграция представлялась им в создании «нового качества экономической среды, которая позволила бы тесно переплетенным национальным хозяйствам функционировать в оптимальном режиме»[10].

Оба этих вида интеграции являются методами правового регулирования интеграционных процессов[11].

Концепция общего рынка вводилась в течение 12 лет, начиная с 1958 г. Этот переходный период был разделен на три этапа, каждый из которых длился четыре года. В этот 12-летний период планомерно устранялись ограничения во взаимной торговле, вплоть до полного их уничтожения с одновременным введением все большего количества общих политик.

Завершение процесса создания общего рынка может быть датировано концом 1960;х гг. Концепция общего рынка дала импульс для реализации концепции внутреннего рынка (Internal Market), заложенной в Едином европейском акте.

Развитие общего рынка, который, по сути, с 1993 г. превратился в единый внутренний рынок[12], дает гражданам ЕС более широкий выбор качественных товаров и услуг, большую свободу путешествовать, работать, учиться и жить, выбирая подходящие для этого страны, в рамках единого пространства ЕС.

Согласно ст. 26 Договора о функционировании ЕС внутренний рынок характеризуется посредством совокупности четырех свобод как «пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов»[13]. С правовой точки зрения, именно свободы общего рынка сыграли главную роль в процессе многонациональной экономической интеграции в ЕС.

Сегодня, в условиях замедления процесса многонациональной экономической интеграции в ЕС, свободы общего рынка выступают неким сдерживающим фактором динамики его регресса. Так, в июне 2016 г. по результатам референдума Великобритания приняла решение выйти из ЕС. С экономической точки зрения, для Великобритании предпочтительнее вариант «мягкого Брекзита», который означает, что страна фактически остается в едином экономическом пространстве ЕС свободного движения товаров, услуг, людей и капитала, но лишается политических прав влиять на дальнейшее развитие интеграционного проекта. «Жесткий Брекзит» означал бы отсутствие каких-либо ограничений суверенитета страны и свободное движение людей, прежде всего, мигрантов из других стран ЕС, но, по мнению специалистов, способен был бы привести к резкому замедлению экономической динамики[14].

  • [1] Balassa В. The Theory of Economic Integration. London, 1961.
  • [2] См.: Шишков Ю. В. Теории региональной капиталистической интеграции. М., 1978. С. 72; Иншаков О. В., Иншакова Е. И. СНГ: Факторы интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Экономика. 2003. № 1. С. 4—15.
  • [3] См. подробнее: Иншакова А. О. Стратегия модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной инновационной экономики. Глава 10. Позитивные уроки интеграции правовых основ защиты прав участников хозяйственныхобществ в Европейском Союзе / под ред. Р. М. Нуреева, А. О. Иншаковой, В. В. Сороко-жердьева. М.: Современная экономика и право, 2012. С. 324—364; Ее же. Позитивныеуроки интеграции правового регулирования защиты прав участников хозяйственныхобществ в России и Европейском Союзе. М.: Юристъ, 2012. Также об истории прохождения интеграционных процессов в Европе, процессе изменения государственныхинститутов см. подробнее: Дербичева С. А., Астапенко П. Н. Европейская интеграцияи эволюция. Революция государственных институтов: сущность, динамика и угрозыобщественной безопасности // Закон и право. 2007. № 7. С. 13—16; Юмашев Ю. М., Постникова Е. В. Экономическое право Европейского Союза: монография. М.: НИЦИнфра-М, 2014. С. 23—37
  • [4] См. подробнее: Иншакова А. О. Унификация корпоративного регулированияв Европейском Союзе и Содружестве Независимых Государств: дис. … д-ра юрид. наук. М" 2008. С. 27.
  • [5] Термин «европейское интеграционное право» сегодня зачастую отождествляетсяс понятием «право ЕС», так как обозначает право, регулирующее взаимоотношения, складывающиеся в процессе европейской интеграции. Более подробно см.: Право ЕСи практика Суда ЕС: учеб, пособие / К. В. Энтин, 2015. С. 24; Egan М. Single Markets: Economic Integration in Europe and the United States. N. Y.: Oxford University Press, 2015.P. 35.
  • [6] Глобалистика: энциклопедия. M., 2003. С. 723.
  • [7] Оригинальное название — Treaty establishing the European Economic Community —было изменено на Treaty establishing the European Economic Community в 1993 г. и затемна Treaty on the Functioning of the European Union в 2009 г.
  • [8] Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография / В. А. Жбанков [и др.]; отв. ред. С. Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2015.С. 82.
  • [9] См. подробнее: Буторина О. В. Европейский союз: модель для сборки // Россияв глобальной политике. 2004. № 6. С. 189.
  • [10] Буторина О. В. Европейский союз: модель для сборки // Россия в глобальнойполитике. 2004. № 6. С. 189.
  • [11] См., например: Основы права ЕС: схемы и комментарии / С. Ю. Кашкин [и др.]; под ред. С. Ю. Кашкина. 4-е изд., перераб. и доп., 2014; Право ЕС: в 2 т. Т.1. Общая часть: учебник для бакалавров / под ред. С. Ю. Кашкина. 4-е изд., перераб. и доп., 2015. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. Сегодня в теории европейской интеграции нет одного доминирующего методологического подхода. Речь идето гибкой интеграции, искусно сочетающей три основных метода — неофункционализм, межправительственный подход и федерализм. См. подробнее: Арбатова Н. Посткризисные модели европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 11. С. 21—26.
  • [12] См. подробнее: Буторина О. В. Интеграция в стиле фанк // Россия в глобальнойполитике. 2007. № 5. С. 106—121; Кашкин С. Ю. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий (постатейный). М., 2005.
  • [13] См., например: Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / отв. ред. С. Ю. Кашкин. М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
  • [14] Россия и мир 2017. Экономики и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта А. А. Дынкин, В. Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 59.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой