Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Метод, методология, методика, инструмент

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Моделирование — метод и (или) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физических) и идеальных, прежде всего математических, моделей. Моделирование должно являться обязательной частью психологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов, окружающего мира, форм их взаимоотношений и взаимодействий. В основу метода (процесса) моделирования положена… Читать ещё >

Метод, методология, методика, инструмент (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В теории экспериментальной психологии исследователь должен представлять разделение следующих гносеологических психологических категорий: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.3), на которых коротко остановимся.

Терминологическая система методологии психологических.

Рис. 1.3. Терминологическая система методологии психологических.

исследований В научной литературе термин «методология» определяется по крайней мере в рамках четырех плоскостей. Некоторые авторы трактуют методологию как систему принципов и способов организации и построения исследования1. А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко и другие исследователи придают этой категории путеводный статус и определяют ее как путь исследования с помощью методов объективных проявлений психики и раскрытия закономерностей[1][2]. В Энциклопедическом словаре отмечается, что методология исследования является неким учением о методах, методиках, способах и средствах познания[3]. Согласно А. Реберу (A. Reber) это система методов, конкретные процедуры и средства, использующиеся в исследовании[4].

Структура понятия «методология» представлена также в виде четырех основных элементов: теоретического, содержательного, практического и формального. Теоретическая составляющая методологии стремится к модели идеального знания — это гносеология (наука о познании). Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования — это эпистемология (наука о путях, методе познания). Практическая составляющая методологии — это программа (алгоритм), набор приемов и способов достигнуть практической цели, не погрешив против истины. Наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Методология, опираясь на принятые теории и концептуальные подходы, определяет (и включает) способы, средства, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.

Метод (греч. methodos — путь исследования или познания) — это постоянно развивающийся и видоизменяющийся способ или совокупность способов, приемов и операций, шагов, действий. В данном пункте взгляды многих исследователей совпадают. Однако в содержательной части («способ чего?») проявляются разногласия авторов. Одни определяют метод как способ построения и обоснования системы знаний (действительности)[5], другие — как способ решения определенной задачи, достижения какойлибо цели[6], третьи — как способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме1. С. Л. Рубинштейн пишет о методе как о способе, посредством которого познается предмет науки[7][8]. В Психологическом словаре отмечается, что метод — эго способ изучения психологических проявлений личности человека[9]. В Философском словаре метод трактуется как способ теоретического и практического освоения (познания) деятельности[10].

В отличие от метода методика имеет авторство. В Словаре бизнес-терминов методика определяется как совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы[11]. С. Л. Рубинштейн указывает на методику как на частный, вспомогательный или промежуточный метод исследования[12]. А. Ребер утверждает, что методика — это производная от метода, конкретизированная для реальной ситуации определенная усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели[13].

В рамках теоретического представления терминов психологической гносеологии средство исследования представлено синонимично понятию «метод» и трактуется как прием, способ действия для достижения чегонибудь, орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности[14].

В современной психологии нарастает процесс принятия и активного освоения исследователями понятий, пришедших в психологическую науку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого является употребление в профессиональной психологии и акмеологии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.

Технология (греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — мысль, причина; методика, способ производства) — это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность с целью получения продукта с номинальным качеством[15] и оптимальными затратами[16] и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. Данное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включая психологические инструменты (алгоритмы) и методы (например, проективные техники, игровые техники и ир.), а с другой — совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.

Инструмент (лат. instrumentum — орудие) — предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект — его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта1. В основе конструкции и правил использования инструмента лежат знание законов реальности, окружающей среды, задачи и технологические особенности деятельности. То есть технология наряду с внешними условиями и целями предопределяет назначение и функции инструмента. Инструмент представляет собой некое средство воздействия на объект. Однако воздействие может представляться в исследовании двумя планами — орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воздействию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом — вспомогательного материала. Например, статистическая программа, реализуемая при помощи компьютера, является инструментом для обработки эмпирических данных. Когда же компьютерная программа применяется в качестве средства демонстрации стимульного материала испытуемым, то она выполняет функцию вспомогательного материала, а инструментом является тестовое задание.

Моделирование — метод и (или) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физических) и идеальных, прежде всего математических, моделей[17][18]. Моделирование должно являться обязательной частью психологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов, окружающего мира, форм их взаимоотношений и взаимодействий. В основу метода (процесса) моделирования положена процедура исследования объектов действительности путем манипулирования с их моделями. Одни и те же объекты могут иметь различные модели в зависимости от целей и условий исследования. Модель (фр. modele, от лат. modulus — мера, аналог, образец) — это некая искусственная или естественная система, изучение которой служит средством получения знаний о другой системе, это упрощенное представление, аналог определенного реального объекта или фрагмента социальной реальности (оригинала), протекающих в нем процессов и явлений[19].

Как и моделирование, тест (англ, test — проба, испытание, проверка) представляет собой некую психологическую методику, которую часто называют методом психодиагностики, использующим стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений[20]. Тестирование предполагает использование тестов. С одной стороны, это методика изучения глубинных процессов деятельности человека, с другой — система стандартизированных заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности[21].

Таким образом, рассмотренные категории являются основополагающими в экспериментальной психологии и несут в себе систематизирующую и структурирующую идею, в которой заключается особый эпистемологический смысл, предполагающий методическую верификацию любой, даже очевидной, гипотезы и концепции. Эта верификация должна быть отлажена и доказательна, как бы сложно и утомительно ни было это осуществлять.

  • [1] См.: Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.2-е изд. М.: Политиздат, 1990. С. 209; Философский энциклопедический словарь / гл. ред.Л. Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 365.
  • [2] Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций.1935—2007 гг. / А. Я. Анцупов [и др.]; под ред. А. Я. Анцупова. М.: Студия «Этника», 2007.С. 12; Дьяченко М. И., Капдыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психологический словарь-справочник. М.: ИД Куприянова, 2009. С. 154.
  • [3] Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1986. С. 797.
  • [4] Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / А. Ребер: пер. с англ. М.: Вече-АСТ, 2001. Т. 1.С. 445.
  • [5] э Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. С. 364.
  • [6] Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. С. 797.
  • [7] Большой толковый психологический словарь. Т. 1. С. 443.
  • [8] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. С. 27—28.
  • [9] Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. С. 211.
  • [10] Философский энциклопедический словарь. С. 364.
  • [11] Словарь бизнес-терминов. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/busincss/7798
  • [12] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С. 28.
  • [13] Большой толковый психологический словарь. Т. 1. С. 444.
  • [14] Ожегов С. Я., Шведова Я. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т русскогоязыка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1998. С. 760.
  • [15] Номинальное качество — это качество прогнозируемое или заранее заданное.
  • [16] Оптимальные затраты — минимально возможные затраты, не влекущие за собой ухудшения условий и норм жизнедеятельности людей, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.
  • [17] Философский энциклопедический словарь. С. 209.
  • [18] Психология: словарь. С. 216—217; Философский энциклопедический словарь. С. 381 —382.
  • [19] Философский энциклопедический словарь. С. 382.
  • [20] Психология: словарь. С. 396—397.
  • [21] См.: Психология: словарь. С. 396; Советский энциклопедический словарь. С. 1328 ;Философский энциклопедический словарь. С. 682.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой