Введение.
Физическое воспитание в детском дошкольном учреждении
Гражданское воспитание предполагает формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится чувство собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим… Читать ещё >
Введение. Физическое воспитание в детском дошкольном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
физкультурный ребенок игра Педагогическая практика — один из важнейших этапов профессиональной подготовки будущих воспитателей образовательных учреждений, способствует приобретению опыта в профессиональной деятельности, умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. В ходе педагогической практики нужно закрепить знания по теоретическому обучению (МДК 01. 02., МДК 01.03), а также овладевать профессиональными и общими компетенциями, представленными по данному профессиональному модулю. Программа практики по ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития», является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе педагогической практики должен иметь практический опыт:
- — планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
- — организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно — гигиенических навыков и укрепление здоровья;
- — организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных, досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
- -организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
- — взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
- — диагностики результатов физического воспитания и развития;
- — наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
- — разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
уметь:
- — определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- — планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
- — организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
- — создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
- — проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
- — проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
- — использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
- — показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
- — определять способы контроля над состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
- — определять способы педагогической поддержки воспитанников;
- — анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения.
Содержание заданий учебной практики.
Наблюдение за самостоятельной двигательной деятельностью: условия и приемы руководства воспитателя Во второй половине дня, свободной от занятий уроками, с детьми работают воспитатели. Они проводят различные развлекательные, тематические мероприятия для детей. Основные направления, на которые ориентируется воспитатель при разработке мероприятий — нравственное, патриотическое, экономическое, гражданское, экологическое, трудовое воспитание.
Трудовое воспитание — это развитие и подготовки добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.
Экологическое воспитание — это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.
Нравственное воспитание. Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали, заставляющая человека соотносить свои поступки с общественными нормами. Нравственное воспитание, включает формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. С этой точки зрения экскурсия предполагает путешествие в коллективе, что само по себе воспитывает в личности необходимость существования в обществе. К тому же происходит знакомство с другими социально-культурными, нравственно-этическими правилами в процессе пребывания в местах туристского интереса, что также анализируется и запоминается туристом, формируя нравственную составляющую его личности.
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т. е. речь, идет о формировании качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками: нравственный (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность), правовой (правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода); социально-политический (гражданское общества, гражданская активность, политическая культура, патриотизм).
Гражданское воспитание предполагает формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится чувство собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств?. Туристская экскурсия с этой точки зрения предполагает знакомство туриста с гражданскими нормами своей страны и стран пребывания, получение и осознание новой информации, стимулирующей рост патриотизма, интереса к другим странам и культурам, и росту чувство удовлетворения и собственного достоинства в процессе получения и анализа новых знаний.
Считаю, что большую роль в становлении воспитанников, как личностей, играет постоянство педагога, а именно, воспитателя, работающего с данной группой. Вместе с педагогом начиная свой школьный путь — путь становления малыша в состоявшуюся личность, гражданина, воспитатель и воспитанник, проходят рядом все ступени учения и жизненной «азбуки», пробуя, ошибаясь, и собирая необходимый «багаж» опыта, уверенный, что рядом неслучайный «попутчик», а надёжный постоянный друг и наставник.
Воспитатель, стремиться привить каждому ребенку любовь к познанию, умению самостоятельно мыслить и преодолевать трудности, развивать чувство ответственности. Терпеливо и настойчиво учат ребят справедливости, доброте, пониманию прекрасного. При этих условиях ребенку всегда интересно посещать школу — интернат.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в школьном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе — удовлетворение естественной потребности детей в движении.
Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Они целенаправленно организуются педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку. В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Следя за действиями ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости, от индивидуальных способностей предоставляя ему возможность принятия решений. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия. Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Учитывая индивидуальные особенности и возможности ребенка, педагог ежедневно в плане работы предусматривает использование различных предметов в целях закрепления приобретенных навыков.
В младших группах (для 7—9-летних детей) широко используют спортивные игры — городки, серсо, кольцеброс, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к занятиям спортом. Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т. д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Но самая главная проблема — несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.
Таким образом, одной из задач воспитателей является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т. п.).
Дети школьного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя друзьями? Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?