Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство интеллектуального и творческого развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. В. Матяш., как психолог, подходит к проектно-исследовательской деятельности школьников как к форме учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения. При этом… Читать ещё >

Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство интеллектуального и творческого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика) года [33]. Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов — исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. В 1914;1915 гг. Шацкий приходит к мысли о необходимости организации детского опытно-показательного учреждения, где решались бы задачи отработок воспитательной системы и практическое обучение молодых педагогов, была создана опытная станция, куда входили колония, несколько школ, дошкольные летние площадки, библиотеки, музей, педагогическая выставка. При этом задачи станции выходили далеко за рамки только педагогических. Так реализовывался план мирного и постепенного социального преобразования всей жизни деревни [25]; реализация же была основана именно на методе проектов. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался.

Как отмечают современные исследователи, наиболее успешно и массово учебные проекты присутствуют в рамках образовательной области «Технология» (как имеющей продуктивную составляющую), и имеет преимущественно две концептуальные модели: дидактические проекты (связанные с решением конструктивных задач) и междисциплинарные проекты (как часть курса «Технология») [15].

Понятие проекта и проектной деятельности является в современной педагогике достаточно дискуссионным. Если по поводу понятия проект исследователи формируют более-менее единообразный подход, то понятие проектная деятельность, проектно-исследовательская деятельность младших школьников вызывает ряд отличных позиций у педагогов и психологов.

Один из основателей метода проектов Д. Ж. Дьюи дал определение проекту как «общей инициативе учителя и ученика, при этом учитель является руководителем групповых видов деятельности учеников» [14].

В.Х. Килпатрик характеризует проект следующим образом: «Термин проект относится к любой единице целенаправленного опыта, к любому примеру целенаправленной деятельности, где доминирующая цель, как внутреннее побуждение, устанавливает цель действия, руководит его ходом, предоставляет стимул, его внутреннюю мотивацию. Проект, таким образом, может, относиться к любому виду жизненного опыта, получение которого фактически побуждается доминирующей целью».

По мнению Т. И. Алексеевой, М. Н. Алексеевой, проект в педагогике можно рассматривать в двух смыслах: в узком понимании проект — замысел, результат, полученный как итоговая составляющая методов обучения, «…которые бы способствовали: формированию активной, самостоятельной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении; развитию общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных; формирование компетенции, т. е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности; развитию познавательного интереса учащихся; реализации принципов связи обучения с жизнью» [9]. В широком смысле проект, согласно рассматриваемым авторам — это обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Можно привести понятие проекта, сформулированное специалистами в области менеджмента И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. В данном случае понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие: направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов; координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом. Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью[26].

По мнению таких авторитетных исследователей, как Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский, понятие «проект» — это не одна, а ряд видов деятельности, которые имеют некоторые объединяющие их признаки: направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов; координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом[11]. В приложении 1 представлены основные элементы проекта.

Следует обратить внимание на вопрос различия и сходства понятий «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность».

Как пишет Т. Г. Белова, «…в педагогической и психологической литературе нередко понятия „исследовательская деятельность“ и „проектная деятельность“, „исследовательский метод обучения“ и „метод проектов“ используются как синонимы, хотя между ними имеется существенная разница» [12].

Рассмотрим эту разницу. Понятие «проект» в толковом словаре русского языка, объясняется как «Проект (от лат. projectus) — выступающий вперед. 1. Разработанный план сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего-либо…2. Предварительный, предположительный текст какого-либо документа… План, замысел, намерение…» [24].

Н.Г. Алексеев выделяет следующие важные признаки понятия «проект»:

  • — отнесение к будущему, близкому или далекому;
  • — как такового этого будущего еще нет, но оно желательно либо нежелательно;
  • — это будущее просматривается в идеальном плане[8].

На основе этих трех признаков проектирование рассматривается как особый идеальный и чистый тип деятельности.

Термин «исследование», в соответствии с толковым словарем русского языка — «…Научный труд».

Н.Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина проводят этимологический анализ слова «исследование», и в результате отмечают, что данная деятельность означает «извлечь нечто „из следа“, т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах». Исследование — стремление к познанию.

Согласимся с Т. Г. Беловой, которая выводит общее из понятий «проектирование» и «исследование»: оба понятия имеют прямое отношение к мыслительной деятельности, только проектирование — к началу, а исследование — к реализации: «Проектирование связано с реализацией замысла; исследование — с поиском и пониманием реального»… с точки зрения образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении[12].

Применительно к младшему школьному возрасту специалисты — педагоги и психологи формулируют понятие проектно-исследовательской деятельности школьников.

Н.В. Матяш., как психолог, подходит к проектно-исследовательской деятельности школьников как к форме учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения. При этом проектно-исследовательская деятельность школьников имеет особенности, отличающие ее от профессиональной проектно-исследовательской деятельности — учебно-направленный характер. Кроме того, данный исследователь отмечает характеристики проектно-исследовательской деятельности детей: двусторонность, самостоятельность, возможность в процессе проектно-исследовательской деятельности овладению учащимися проектно — технологической культурой; специфичность — активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности Г. В. Алябушева, специалист-педагог понимает под проектно-исследовательской деятельностью обучающихся совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Условия проектно-исследовательской деятельности: заранее выработанные представления о конечном продукте деятельности, этапы проектирования, реализации проекта, рефлексия результатов деятельности [10].

Еще один педагогический подход к проблеме проектно-исследовательской деятельности демонстрирует И. В. Груздева: «Проектно-исследовательская деятельность детей — деятельность, направленная на решение учащимися учебно-воспитательных задач, в результате которой учащийся получает продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной на основе самостоятельного сбора и интерпретации информации, обоснования, корректировки, самооценки и презентации результата. Проектно-исследовательская деятельность учащихся — это их совместная учебная, социальная, познавательная деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы, которые направлены на достижение общего результата. Обязательным условием проектно-исследовательской деятельности являются заранее выработанные представления об итоговом продукте, этапах проектирования и сроках реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию. Обучение при этом приобретает больший личностный смысл для обучающихся.

Главная цель проектно-исследовательской деятельности — наполнение повседневной жизни детей интересными делами, идеями, включение каждого ребенка в атмосферу, способствующую реализации его активности" [14].

Т.И. Алексеева, М. Н. Алексеева конкретизируют положение о том, что проектно-исследовательская деятельность — это деятельность целенаправленная: она в наибольшей степени влияет на группы умений младших школьников, это:

  • а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • д) презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средство наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • е) рефлексивные;
  • ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность-время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Г. В. Алябушева подчеркивает, что проектно-исследовательская деятельность является интегративной, сочетая и интегрируя игровую, познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную, трудовую, коммуникативную, учебную, теоретическую и практическую деятельности, что дает возможность осуществления в проектно-исследоватеской деятельности развивающего обучения[10].

В проектно-исследовательской деятельности специалисты выделяют метод проектов. О. С. Круглик, например, указывает на то, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимой работы, формулирование изучаемой проблемы, выработку гипотез, их проверку. И. В. Груздева подчеркивает, что «Метод проектов всегда предполагает разрешение проблемы посредством интегративных знаний из разных научных областей; „осязаемость“ результата».

Г. В. Алябушева дает важное определение организации проектной деятельности: «Организацию проектно-исследовательской деятельности младших школьников можно рассматривать как процесс приведения деятельности учащихся из дифференцированных частей в определенную целостную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этой деятельности с учетом конкретных условий».

Таким образом, по итогам изучения понятия проектно-исследовательской деятельности младших школьников, можно сделать выводы:

  • — проект — это технологически оформленная, конкретно мотивированная деятельность, направленная на достижение определенного учебно-практического результата;
  • — проектно-исследовательская деятельность — это последовательность деятельности школьников с использованием проектной технологии, имеющая учебно-воспитательное значение, творческий формат, с привлечением других субъектов (одноклассников, педагогов, родителей), основанная на поисково-исследовательских методах, с итоговым оформленным продуктом;
  • — актуальность проектно-исследовательской деятельности связана с модернизационными процессами в российском образовании, в частности требования федеральных государственных стандартов: начального общего образования об использовании системно-деятельностного подхода, предполагающего развитие и воспитание личности, соответствующей реалиям современного информационно-инновационного общества, с социально-желаемым результатом личностного и познавательного развития на основе усвоения универсальных учебных действий как основного результата образования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой