Словесное рисование.
Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе
Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты. Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору. Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему; Умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения… Читать ещё >
Словесное рисование. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
речь личность словарь творчество Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование — это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие:
- — умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;
- — умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
- — умение устного словесного описания предмета.
Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.
Сейчас это делать становится все труднее, т.к. количество часов на уроки литературы сокращены до минимума. И все-таки стараюсь хотя бы часть лирических произведений изучать с детьми, используячетыре группы упражнений.
Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
Для усиления эмоционального восприятия необходимы такие задания:
- · Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
- · Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты.
- · Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.
- · Придумайте (подберите) мелодию к этому стихотворению.
Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование). Задания:
- · Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т. д.
- · Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;
- · Какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют» ?
- · Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку.
- · Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?
Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре. Задания:
- · Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.
- · Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору.
- · Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору.
- · Найдите эпитет и слово, которое он определяет.
Четвертая группа упражнений — на выражение личностного отношения:
- · Какие настроения автора вы почувствовали?
- · Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.
- · Выразите возникшие у вас чувства.
- · Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.
Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.