Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Требования профессионального стандарта «Педагог» к ИКТ-компетентности учителя математики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая любую задачу, в ней можно выделить объективную и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача состоит из ряда определенных условий и требований. Психологическая структура задачи вместо требований представлена целью, а условиям соответствуют средства ее достижения. Таким образом, процесс решения задачи является процесс достижения уже поставленной субъектом цели, а также… Читать ещё >

Требования профессионального стандарта «Педагог» к ИКТ-компетентности учителя математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

18 октября 2013 года Министерством труда и социальной защиты РФ был подписан приказ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Данный стандарт должен применяться в образовательной сфере работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года [34].

Информационная компетентность педагога является относительно новым, но быстро набирающим свою значимость элементом профессиональной компетентности педагога. Стратегическая важность информационной компетентности специалиста образования в развитии образования и повышении его качества отмечается в нормативных актах федерального уровня ([23], [25]).

Стандарт содержит формулировки требований к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и способы ее оценки. В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

  • — общепользовательская ИКТ-компетентность;
  • — общепедагогическая ИКТ-компетентность;
  • — предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

В качестве результатов освоения данных умений, как указано в ФГОС, выступают «активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры».

Использование ИКТ на уроках в школе постепенно становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулировать интерес и внимание учеников. На примере преподавания математики с привлечением информационных средств можно выделить новые возможности для следующих направлений:

  • — демонстрация иллюстраций и примеров по теме изучаемого материала;
  • — отработки изученных учениками знаний, умений и навыков;
  • — диагностического тестирования качества усвоения материала;
  • — работы со слабыми и отстающими учениками, которые обычно проявляют повышенный интерес к использованию компьютера в процессе обучения и т. д.

Существует большое количество разнообразных электронных пособий, программ и мультимедийных приложений, как по математике, так и по другим школьным предметам, которые могут оказаться полезными и для учителей, и для учеников. Основная часть материалов предполагает наличие у учителя в классе компьютера и мультимедийного проектора с экраном, реже — использование интерактивной доски и проведение урока в компьютерном классе. Многие из этих пособий находятся в свободном доступе в сети Интернет [4].

Проведение уроков в старших классах с использованием таких мультимедийных средств позволяет учителям:

  • — представить ученикам максимально аккуратные и четко структурированные образцы решения задач, оформления своих работ;
  • — продемонстрировать самые разные модели понятий и объектов, в том числе абстрактных;
  • — повысить уровень наглядности в процессе обучения;
  • — повысить интерес к обучению;
  • — внести элементы интерактивности, оживить учебный процесс;
  • — побудить учеников к изучению математики на домашнем компьютере;
  • — получить возможность быстрой обратной связи.

Одним из основных и наиболее распространенных мультимедийных инструментов выступают компьютерные презентации. Они позволяют учителю не отвлекаться от ведения урока на поиск отдельных рисунков, фотографий и видео, а включить их все в один общий файл. Слайды презентации выстраиваются в соответствии с планом изложения каждой конкретной темы и сопровождают, иллюстрируют, дополняют слова учителя. Чертежи, таблицы, формулы, определения и прочие материалы появляются на экране в том порядке, который, по мнению преподавателя, является наиболее оптимальным для усвоения. Обычно в программах для составления презентаций включены различные инструменты, позволяющие:

  • — работать с текстом (настройка шрифта, цвета, эффектов);
  • — создавать подробные рисунки (при помощи большого набора простейших фигур и изменения их свойств);
  • — редактировать вставленные в презентацию изображения (коррекция цвета, отрезание лишних участков изображения, изменение размера);
  • — анимировать появление отдельных элементов на слайде и т. д.

Тем не менее, многие педагоги не видят новых возможностей в своей профессиональной деятельности при внедрении информационно-коммуникационных технологий. Часть учителей не может в должной мере самостоятельно освоить компьютерные технологии [17]. Текущее состояние информационной компетентности работающих учителей позволяет говорить о необходимости повышения квалификации педагогических кадров в этой области.

Выводы первой главы.

  • 1. Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», психолого-педагогическая компетентность — это одна из базовых компетентностей современного учителя.
  • 2. Одна из ведущих целей современного образования состоит в развитии теоретического мышления, интеллектуальных способностей и возможностей учащихся. Знание природы, структуры, механизмов функционирования и видов мышления является для каждого педагога важным профессиональным требованием.
  • 3. В работах отечественных психологов А. В. Брушлинского, Б. М. Величковского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, O.K. Тихомирова мышление рассматривается как процесс познания сложной системно-организованной реальности, как высшая форма творческой активности человека.
  • 4. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления человека. Данные уровни мышления нельзя разделить на более ценные и менее ценные. Сформировавшись, эти три вида мышления сосуществуют и у подростка, и у взрослого человека. Определенный вид мышления активизируется, начинает избирательно функционировать при возникновении соответствующего типа задач.
  • 5. Рассматривая любую задачу, в ней можно выделить объективную и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача состоит из ряда определенных условий и требований. Психологическая структура задачи вместо требований представлена целью, а условиям соответствуют средства ее достижения. Таким образом, процесс решения задачи является процесс достижения уже поставленной субъектом цели, а также поиск необходимых для этого средств в данных условиях.
  • 6. Принцип наглядности является одним из ключевых общепризнанных дидактических принципов, определяющих содержание, формы и методы организации обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями.
  • 7. С помощью специально разработанных наглядных средств учитель может значительно расширить диапазон познавательных возможностей ребенка. Продуманное и обоснованное использование наглядности позволяет успешно развивать образное, абстрактное, визуальное, пространственное мышление учащихся.
  • 8. Наглядность не следует отождествлять не только с эмпирическим или чувственным знанием. Наглядным может быть не только представление, но и теоретическое знание. Некоторые научные понятия, сложные и абстрактные по своему содержанию, благодаря графическим схемам и мультимедийным пособиям становятся наглядными и доступными пониманию.
  • 9. На разных этапах освоения курса математики наглядность выполняет различные дидактические функции: мотивирующую, познавательную, развивающую, коммуникативную, эстетическую.
  • 10. Стратегическое значение информационной компетентности педагога в развитии образования, в повышении ее качества подчеркиваются в нормативных актах федерального уровня.
  • 11. Использование ИКТ на уроках в школе постепенно становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулировать интерес и внимание учеников. Преподавание математики с привлечением информационных средств открывает новые возможности для различных видов организации деятельности учеников на уроках.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой