Мотивация студентов при изучении английского языка
Приходится, однако, констатировать разрыв в уровне подготовки специалистов с высшим образованием и требованиями общества. Современный специалист — это широко образованный человек в какойто конкретной области, имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации. Для современного специалиста знание хотя бы одного-двух иностранных языков — необходимое условие его… Читать ещё >
Мотивация студентов при изучении английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Место проектной деятельности в процессе обучения английскому языку, как самостоятельного вида работы.
На современном этапе развития научного знания, необходимо ориентироваться на такие явления, как навыки работы самого преподавателя и мотивация обучаемых. Но эти показатели не всегда определяют деятельность студента в области получения образования.
В современный период происходит формирование единого мирового образовательного пространства посредством, в частности, гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, классификаторов специальностей в разных странах мира. Болонская декларация регулирует построение единого образовательного пространства в Европе на основе введения многоуровневой системы высшего образования и кредитно-модульной системы обучения, модернизации государственной системы гарантий управления качеством образования, разработки новых форматов документов об образовании и модернизации схем финансирования образования.
Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, актуализируют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам.
Данные процессы требуют изменения методик и обучения иностранным языкам, решения новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков. Следует иметь в виду еще один существенный фактор. С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества.
Приходится, однако, констатировать разрыв в уровне подготовки специалистов с высшим образованием и требованиями общества. Современный специалист — это широко образованный человек в какойто конкретной области, имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации. Для современного специалиста знание хотя бы одного-двух иностранных языков — необходимое условие его профессионализма, позволяющее ему работать с информацией, а также общаться с зарубежными коллегами. Все это предполагает фундаментальную и разностороннюю подготовку, требует использования новых методов и средств обучения.
В основе обучения иностранным языкам, по нашему мнению, должен лежать деятельностный подход, что означает, что процесс обучения должен быть максимально приближен к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы, и т. д. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно или письменно на иностранном языке.
Можно выделить несколько видов проектной деятельности:
- — по методу, доминирующему в проекте: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные;
- — по характеру координирования проекта: явной и скрытой координации;
- — по характеру контактов: региональные и международные;
- — по количеству участников: личностные, парные, групповые;
- — по продолжительности проведения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные Щербакова И. А. Метод проектов при обучении английскому языку//Педагогический журнал. 2011. № 5−6. С.9−18.
Для реализации всех проектов студентам предоставляется право реализации самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы студентов является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности и формирования коммуникативной компетенции студента связан с самостоятельной работой.
В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и способность решать учебные и научные задачи.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов на занятиях английского языка заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления любой формы.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики:
- — она формирует у обобщающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимых объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач;
- — вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации;
- — является важнейшим условием самоорганизации обобщающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения;
- — является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обобщающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения.
Основным объектом самоконтроля студентов в системе их труда могут быть:
- — планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана на основе проектной деятельности;
- — изучение учебного материала согласно типовой и учебной программе;
- — участие в научно-практических конференциях (по завершению проекта).
Активная самостоятельная работа студентов в процессе обучения английскому языку возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы при обучении английскому языку на основе проектной деятельности включает:
- — значимость выполняемой студентами работы;
- — участие студентов в творческой деятельности;
- — внедрение интенсивной педагогики и методики обучения иностранному языку, которая предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационнодеятельностные игры;
- — участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т. д.;
- — использование видов контроля знаний, как накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры.
Одним из условий эффективности самостоятельной работы студентов при обучении английскому языку с применением проектной деятельности является методически рациональная организация деятельности студентов.
Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. По мере продвижения к старшим курсам активная созидательная позиция принадлежит студентам заинтересованность, самостоятельность, сознательность и активность обучающихся в значительной степени зависят от характера и организованности их деятельности, от форм и методов контроля, самоконтроля, а порой и взаимоконтроля, от их отношения к своим результатам. И чем лучше сконструирована и систематизирована совокупность знаний, подлежащих усвоению, тем в большей степени обучаемым ясны цели изучения, тем лучше и прочнее эти знания усваиваются. Беркимбаев К. М., Мухамеджанов Б. К., Акешова М. М. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов при обучении английскому языку//Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 8.с.21−26.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в основе деятельности студентов, при реализации проектов должна лежать самостоятельность. Проблема самостоятельного принятия решений и изучения материала позволит решить множество проблем, главной из которых является образование, т. е. деятельность будет направлена на углубление знаний и оптимизации процессе обучения, но эта деятельность будет проходить без участия преподавателя, что изменяет учебный процесс.