Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практическое применение проблемного метода для повышения познавательной активности учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Урок проводился с применением технологии проблемного обучения. На этом уроке осуществлялись такие функции как: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико — материалистического мышления школьников; воспитание навыков творческого… Читать ещё >

Практическое применение проблемного метода для повышения познавательной активности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогический эксперимент проводился в МОАУ «СОШ № 11 г. Благовещенска» в 8 классах.

Для успешного проведения эксперимента обосновали актуальность проблемы, затем сформулировали тему данного исследования. Выбрали объект и предмет исследования. Сформулировали цель эксперимента. Определили задачи эксперимента. Сформулировали гипотезу эксперимента. Сделали прогноз эксперимента: а) возможных (ожидаемых) положительных результатов;б) возможных потерь, негативных последствий. Разработали и выбрали конкретные методики и методы исследования. Выбрали необходимое число экспериментальных групп: опытную (8 «Г») и контрольную (8 «В») группы. Определили сроки эксперимента: 11 января по 21 февраля 2016 учебного года. Определили этапы эксперимента.

Этапы эксперимента:

1. Констатирующий этап. На данном этапе определили исходные данные для дальнейшего исследования, т. е. определили исходный уровень знаний, с помощью тестирования, результаты которого представлены в таблице:

Таблица 1 — Исходный уровень знаний опытной (8 «Г») и контрольной (8 «В») групп.

Ф. И. О. ученика 8 «Г».

Результаты тестирования.

Ф.И.О ученика 8 «В».

Результаты тестирования.

1 Алферова Е.

1 Алексеева А.

3 Барышникова Д.

3 Воробьёва А.

4 Бедимогов С.

4 Ганзюкова А.

5 Безимова А.

5 Гладких Д.

6 Белова А.

6 Горлов Ю.

7 Белозович Д.

7 Граборенко Д.

8 Беляева Е.

8 Губченко Д.

9 Блащинская В.

9 Данилов А.

10 Васильков С.

10 Денисенко Д.

11 Дадонова А.

11 Захарчук Н.

12 Давлатбекян П.

12 Колоскова К.

13 Зайцев Н.

13 Комкова К.

14 Кожейкин И.

14 Коралёв И.

15 Лапкина М.

15 Краснопольская.

16 Литвиненко С.

16 Лазовая А.

17 Лошкарёва К.

17 Мальцева Я.

18 Мальчикова Л.

18 Медведева А.

19 Матевосян М.

19 Минодаева В.

20 Мокшин Илья.

20 Макроусова А.

21 Насонова Э.

21 Николаев И.

22 Немцев Ю.

22 Овцына А.

23 Петрова Н.

23 Осипов Н.

24 Попова М.

24 Панин З.

25 Серова В.

25 Поскрибка И.

26 Тарасенко А.

26 Соловьёв И.

27 Толкачёв С.

27 Станишевский Р.

28 Фролова К.

28 Токмаков К.

29 Хлобустова Н.

29 Уткин И.

30 Цао Н.

30 Феорёлов Н.

31 Шарапов Н.

31 Цурков Н.

32 Щербакова В.

32 Шумакова П.

33 Юрьева М.

33 Ерлашов Л.

Средний балл.

3, 48.

Средний балл.

3, 52.

Качество знаний, %.

42, 42.

Качество знаний, %.

42, 42.

В данной таблице представлены результаты тестирования, которые показали исходный уровень знаний учащихся опытной и контрольной групп.

Исходный уровень знаний определялся по следующим критериям успеваемости: средний балл, качество знаний.

Критерии успеваемости рассчитывались по формулам:

Средний балл=?,.

где m — сумма всех оценок;

nобщее количество учащихся.

Качество знаний (%)=Ч100%,.

где, а — количество «отлично»;

b — количество «хорошо»;

n — общее количество учащихся.

Средний балл (опытная группа)=115/33=3, 48.

Средний балл (контрольная группа)= 1163/3=3, 52.

Качество знаний (опытная группа)= (5+9)· 100%/33= 42, 42%.

Качество знаний (контрольная группа)= (4+12)· 100%/33= 48, 48%.

Вывод: на основании анализа полученных результатов установили, что критерии успеваемости у опытной и контрольной групп, примерно равны.

2. Формирующий (обучающий) этап. Данный этап предполагает введение в педагогический процесс какого — то нового фактора. Новым фактором в нашем педагогическом эксперименте является введение технологии проблемного обучения. При поиске оптимальных методов и средств по повышению химических знаний у школьников была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой научной гипотезой для проверки её эффективности. В опытном 8 «Г» классе проводили уроки с применением технологии проблемного обучения, тогда как в контрольном 8 «В» классе эта работа проводилась без применения проблемных технологий. Уроки в обеих экспериментальных группах проводились по одним и тем же темам:"Соли. Классификация. Методы получения", «Кислоты. Классификация. Методы получения. Свойства», «Генетическая связь между различными классами неорганических соединений».

I. Тема урока: Соли. Классификация. Методы получения.

Урок проводился с применением технологии проблемного обучения. На уроке осуществлялись следующие функции проблемного обучения: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности. Развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей. Воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) иумений решать учебные проблемы. Формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Приём создания проблемной ситуации используемый на данном уроке: постановка конкретного вопроса, направленного на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

В проблемном уроке были выдержанны все этапы:

  • 1 этап — возникновение (постановка) проблемной ситуации. Общая формула солей Mn(Ac)m. Где М — металл, Ac — кислотный остаток, n — число атомов металла, равное заряду иона кислотного остатка, m — число ионов кислотного остатка, равное заряду иона металла. В малахите присутствует гидроксогруппа, а в питьевой соде гидроксид. Будут ли они являться солями.
  • 2 этап — осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи). Исходя из молекулярной формулы возникло противоречие: «являются ли малахит (CuOH)2CO3 и сода NaHCO3 солями?»
  • 3 этап — поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т. п. с попыткой соответствующего обоснования. Гипотеза: да относятся, но к определённой группе солей. Гипотеза: относятся к другим классам неорганических соединений.
  • 4 этап — доказательство гипотезы. С помощью изучения классификации солей доказали что малахит и поваренная сода относятся к основным (малахит) и кислотным солям (поваренная сода).
  • 5 этап — проверка правильности решения проблемной задачи. С помощью изучения номенклатуры и строения кислотных и основных солей, проведением химического опыта доказали правильность решения проблемной задачи.
  • 6 этап — проверка эффективности применения на уроке химии технологии проблемного обучения с помощью тестирования.

II. Тема урока: Кислоты. Классификация. Методы получения. Свойства.

Урок проводился с применением технологии проблемного обучения.

На этом уроке осуществлялись функции проблемного обучения такие как: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико-материалистического мышления школьников; формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Приём создания проблемной ситуации используемый на данном уроке: побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

В проблемном уроке были выдержанны все этапы:

  • 1 этап — возникновение (постановка) проблемной ситуации. Почему овощи и фрукты имеют кислый вкус. С помощью каких веществ можно определить наличие вещества определяющего этот вкус?
  • 2 этап — осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи). Есть ли способ распознавания кислот среди других веществ?
  • 3 этап — поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т. п. с попыткой соответствующего обоснования. Кислоты можно распознать среди других веществ анализируя молекулярную формулу и с качественных реакций?
  • 4 этап — доказательство гипотезы. Рассмотрели номенклатуру и строение кислот, с помощью демонстрационного эксперимента, познакомились с влиянием кислот на индикаторы.
  • 5 этап — проверка правильности решения проблемной задачи. Провели качественную реакцию, ответили на проблемный вопрос: кислоты можно различить среди других веществ с помощью индикаторов, по строению.
  • 6 этап — проверка эффективности применения на уроке химии технологии проблемного обучения с помощью тестирования.

III. Тема урока: Генетическая связь между различными классами неорганических соединений.

Урок проводился с применением технологии проблемного обучения. На этом уроке осуществлялись такие функции как: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико — материалистического мышления школьников; воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности).

Приём создания проблемной ситуации используемый на данном уроке: демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации.

В проблемном уроке были выдержанны все этапы:

  • 1 этап — возникновение (постановка) проблемной ситуации. Существует ли единство между всеми химическими соединениями и чем это определяется?
  • 2 этап — осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи). Существует ли генетическая связь между различными классами неорганических соединений?
  • 3 этап — поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т. п. с попыткой соответствующего обоснования. Существует. Не существует.
  • 4 этап — доказательство гипотезы. Проведя демонстрационный опыт, установили виды генетических цепочек, определяющие взаимосвязь между различными классами соединений.
  • 5 этап — проверка правильности решения проблемной задачи. Решение генетических цепочек.
  • 6 этап — проверка эффективности применения на уроке химии технологии проблемного обучения с помощью тестирования.
  • 4. Контрольный этап — определение уровня знаний, умений и навыков учащихся по результатам обучающего эксперимента. После проведения вышеперечисленных уроков, провели тестирование чтобы сравнить уровень знаний после проведения у опытной группы уроков с использованием проблемных технологий с уровнем знаний контрольной группы после проведения уроков без применения проблемных технологий.

Таблица 2 — Уровень знаний опытной группы после проведения уроков с использованием проблемных технологий и контрольной группы после проведения уроков без применения проблемных технологий.

Ф. И. О. ученика опытной группы 8 «Г».

Результаты тестирования.

Ф.И.О ученика контрольной группы 8 «В».

Результаты тестирования.

№ 1.

№ 2.

№ 3.

№ 1.

№ 2.

№ 3.

1 Алфёрова Е.

1 Алексеева А.

2 Бабурина Е.

2 Возная Д.

3 Барышникова Д.

3 Воробьёва А.

4 Бедимогов С.

4 Ганзюкова А.

5 Безимова А.

5 Гладких Д.

6 Белова А.

6. Горлов Ю.

7 Белозович Д.

7 Граборенко Д.

8 Беляева Е.

8 Губченко Д.

9 Блащинская В.

9 Данилов А.

10 Васильков С.

10 Денисенко Д.

11 Дадонова А.

11 Захарчук Н.

12 Давлатбекян П.

12 Колоскова К.

13 Зайцев Н.

13 Комкова К.

14 Кожейкин И.

14 Коралёв И.

15 Лапкина М.

15 Краснопольская.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой