Практическое применение проблемного метода для повышения познавательной активности учащихся
Урок проводился с применением технологии проблемного обучения. На этом уроке осуществлялись такие функции как: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико — материалистического мышления школьников; воспитание навыков творческого… Читать ещё >
Практическое применение проблемного метода для повышения познавательной активности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогический эксперимент проводился в МОАУ «СОШ № 11 г. Благовещенска» в 8 классах.
Для успешного проведения эксперимента обосновали актуальность проблемы, затем сформулировали тему данного исследования. Выбрали объект и предмет исследования. Сформулировали цель эксперимента. Определили задачи эксперимента. Сформулировали гипотезу эксперимента. Сделали прогноз эксперимента: а) возможных (ожидаемых) положительных результатов;б) возможных потерь, негативных последствий. Разработали и выбрали конкретные методики и методы исследования. Выбрали необходимое число экспериментальных групп: опытную (8 «Г») и контрольную (8 «В») группы. Определили сроки эксперимента: 11 января по 21 февраля 2016 учебного года. Определили этапы эксперимента.
Этапы эксперимента:
1. Констатирующий этап. На данном этапе определили исходные данные для дальнейшего исследования, т. е. определили исходный уровень знаний, с помощью тестирования, результаты которого представлены в таблице:
Таблица 1 — Исходный уровень знаний опытной (8 «Г») и контрольной (8 «В») групп.
Ф. И. О. ученика 8 «Г». | Результаты тестирования. | Ф.И.О ученика 8 «В». | Результаты тестирования. |
1 Алферова Е. | 1 Алексеева А. | ||
3 Барышникова Д. | 3 Воробьёва А. | ||
4 Бедимогов С. | 4 Ганзюкова А. | ||
5 Безимова А. | 5 Гладких Д. | ||
6 Белова А. | 6 Горлов Ю. | ||
7 Белозович Д. | 7 Граборенко Д. | ||
8 Беляева Е. | 8 Губченко Д. | ||
9 Блащинская В. | 9 Данилов А. | ||
10 Васильков С. | 10 Денисенко Д. | ||
11 Дадонова А. | 11 Захарчук Н. | ||
12 Давлатбекян П. | 12 Колоскова К. | ||
13 Зайцев Н. | 13 Комкова К. | ||
14 Кожейкин И. | 14 Коралёв И. | ||
15 Лапкина М. | 15 Краснопольская. | ||
16 Литвиненко С. | 16 Лазовая А. | ||
17 Лошкарёва К. | 17 Мальцева Я. | ||
18 Мальчикова Л. | 18 Медведева А. | ||
19 Матевосян М. | 19 Минодаева В. | ||
20 Мокшин Илья. | 20 Макроусова А. | ||
21 Насонова Э. | 21 Николаев И. | ||
22 Немцев Ю. | 22 Овцына А. | ||
23 Петрова Н. | 23 Осипов Н. | ||
24 Попова М. | 24 Панин З. | ||
25 Серова В. | 25 Поскрибка И. | ||
26 Тарасенко А. | 26 Соловьёв И. | ||
27 Толкачёв С. | 27 Станишевский Р. | ||
28 Фролова К. | 28 Токмаков К. | ||
29 Хлобустова Н. | 29 Уткин И. | ||
30 Цао Н. | 30 Феорёлов Н. | ||
31 Шарапов Н. | 31 Цурков Н. | ||
32 Щербакова В. | 32 Шумакова П. | ||
33 Юрьева М. | 33 Ерлашов Л. | ||
Средний балл. | 3, 48. | Средний балл. | 3, 52. |
Качество знаний, %. | 42, 42. | Качество знаний, %. | 42, 42. |
В данной таблице представлены результаты тестирования, которые показали исходный уровень знаний учащихся опытной и контрольной групп.
Исходный уровень знаний определялся по следующим критериям успеваемости: средний балл, качество знаний.
Критерии успеваемости рассчитывались по формулам:
Средний балл=?,.
где m — сумма всех оценок;
nобщее количество учащихся.
Качество знаний (%)=Ч100%,.
где, а — количество «отлично»;
b — количество «хорошо»;
n — общее количество учащихся.
Средний балл (опытная группа)=115/33=3, 48.
Средний балл (контрольная группа)= 1163/3=3, 52.
Качество знаний (опытная группа)= (5+9)· 100%/33= 42, 42%.
Качество знаний (контрольная группа)= (4+12)· 100%/33= 48, 48%.
Вывод: на основании анализа полученных результатов установили, что критерии успеваемости у опытной и контрольной групп, примерно равны.
2. Формирующий (обучающий) этап. Данный этап предполагает введение в педагогический процесс какого — то нового фактора. Новым фактором в нашем педагогическом эксперименте является введение технологии проблемного обучения. При поиске оптимальных методов и средств по повышению химических знаний у школьников была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой научной гипотезой для проверки её эффективности. В опытном 8 «Г» классе проводили уроки с применением технологии проблемного обучения, тогда как в контрольном 8 «В» классе эта работа проводилась без применения проблемных технологий. Уроки в обеих экспериментальных группах проводились по одним и тем же темам:"Соли. Классификация. Методы получения", «Кислоты. Классификация. Методы получения. Свойства», «Генетическая связь между различными классами неорганических соединений».
I. Тема урока: Соли. Классификация. Методы получения.
Урок проводился с применением технологии проблемного обучения. На уроке осуществлялись следующие функции проблемного обучения: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности. Развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей. Воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) иумений решать учебные проблемы. Формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Приём создания проблемной ситуации используемый на данном уроке: постановка конкретного вопроса, направленного на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
В проблемном уроке были выдержанны все этапы:
- 1 этап — возникновение (постановка) проблемной ситуации. Общая формула солей Mn(Ac)m. Где М — металл, Ac — кислотный остаток, n — число атомов металла, равное заряду иона кислотного остатка, m — число ионов кислотного остатка, равное заряду иона металла. В малахите присутствует гидроксогруппа, а в питьевой соде гидроксид. Будут ли они являться солями.
- 2 этап — осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи). Исходя из молекулярной формулы возникло противоречие: «являются ли малахит (CuOH)2CO3 и сода NaHCO3 солями?»
- 3 этап — поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т. п. с попыткой соответствующего обоснования. Гипотеза: да относятся, но к определённой группе солей. Гипотеза: относятся к другим классам неорганических соединений.
- 4 этап — доказательство гипотезы. С помощью изучения классификации солей доказали что малахит и поваренная сода относятся к основным (малахит) и кислотным солям (поваренная сода).
- 5 этап — проверка правильности решения проблемной задачи. С помощью изучения номенклатуры и строения кислотных и основных солей, проведением химического опыта доказали правильность решения проблемной задачи.
- 6 этап — проверка эффективности применения на уроке химии технологии проблемного обучения с помощью тестирования.
II. Тема урока: Кислоты. Классификация. Методы получения. Свойства.
Урок проводился с применением технологии проблемного обучения.
На этом уроке осуществлялись функции проблемного обучения такие как: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико-материалистического мышления школьников; формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Приём создания проблемной ситуации используемый на данном уроке: побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
В проблемном уроке были выдержанны все этапы:
- 1 этап — возникновение (постановка) проблемной ситуации. Почему овощи и фрукты имеют кислый вкус. С помощью каких веществ можно определить наличие вещества определяющего этот вкус?
- 2 этап — осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи). Есть ли способ распознавания кислот среди других веществ?
- 3 этап — поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т. п. с попыткой соответствующего обоснования. Кислоты можно распознать среди других веществ анализируя молекулярную формулу и с качественных реакций?
- 4 этап — доказательство гипотезы. Рассмотрели номенклатуру и строение кислот, с помощью демонстрационного эксперимента, познакомились с влиянием кислот на индикаторы.
- 5 этап — проверка правильности решения проблемной задачи. Провели качественную реакцию, ответили на проблемный вопрос: кислоты можно различить среди других веществ с помощью индикаторов, по строению.
- 6 этап — проверка эффективности применения на уроке химии технологии проблемного обучения с помощью тестирования.
III. Тема урока: Генетическая связь между различными классами неорганических соединений.
Урок проводился с применением технологии проблемного обучения. На этом уроке осуществлялись такие функции как: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико — материалистического мышления школьников; воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности).
Приём создания проблемной ситуации используемый на данном уроке: демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации.
В проблемном уроке были выдержанны все этапы:
- 1 этап — возникновение (постановка) проблемной ситуации. Существует ли единство между всеми химическими соединениями и чем это определяется?
- 2 этап — осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи). Существует ли генетическая связь между различными классами неорганических соединений?
- 3 этап — поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т. п. с попыткой соответствующего обоснования. Существует. Не существует.
- 4 этап — доказательство гипотезы. Проведя демонстрационный опыт, установили виды генетических цепочек, определяющие взаимосвязь между различными классами соединений.
- 5 этап — проверка правильности решения проблемной задачи. Решение генетических цепочек.
- 6 этап — проверка эффективности применения на уроке химии технологии проблемного обучения с помощью тестирования.
- 4. Контрольный этап — определение уровня знаний, умений и навыков учащихся по результатам обучающего эксперимента. После проведения вышеперечисленных уроков, провели тестирование чтобы сравнить уровень знаний после проведения у опытной группы уроков с использованием проблемных технологий с уровнем знаний контрольной группы после проведения уроков без применения проблемных технологий.
Таблица 2 — Уровень знаний опытной группы после проведения уроков с использованием проблемных технологий и контрольной группы после проведения уроков без применения проблемных технологий.
Ф. И. О. ученика опытной группы 8 «Г». | Результаты тестирования. | Ф.И.О ученика контрольной группы 8 «В». | Результаты тестирования. | ||||
№ 1. | № 2. | № 3. | № 1. | № 2. | № 3. | ||
1 Алфёрова Е. | 1 Алексеева А. | ||||||
2 Бабурина Е. | 2 Возная Д. | ||||||
3 Барышникова Д. | 3 Воробьёва А. | ||||||
4 Бедимогов С. | 4 Ганзюкова А. | ||||||
5 Безимова А. | 5 Гладких Д. | ||||||
6 Белова А. | 6. Горлов Ю. | ||||||
7 Белозович Д. | 7 Граборенко Д. | ||||||
8 Беляева Е. | 8 Губченко Д. | ||||||
9 Блащинская В. | 9 Данилов А. | ||||||
10 Васильков С. | 10 Денисенко Д. | ||||||
11 Дадонова А. | 11 Захарчук Н. | ||||||
12 Давлатбекян П. | 12 Колоскова К. | ||||||
13 Зайцев Н. | 13 Комкова К. | ||||||
14 Кожейкин И. | 14 Коралёв И. | ||||||
15 Лапкина М. | 15 Краснопольская. |