Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Централизованная монархия. 
История государства и права зарубежных стран. 
Часть 1. Государство и право в древности и средние века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был так или иначе связан с заупокойной службой вокруг гробниц фараонов. «Ты Ра (бог Солнца), твой образ — его образ, ты небожитель» — говорилось о юном Тутанхамоне в одном из древних египетских папирусов. Египетский царь — хранитель жизни на земле, без него невозможна жизнь и в загробном мире… Читать ещё >

Централизованная монархия. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Государство и право в древности и средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика формы правления Египта состояла в том, что фараон не только концентрировал в руках верховную власть, но и объявлялся живым богом на земле.

Р. Т. Мухаев, российский историк и политолог

Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада.

Государственный строй Древнего Египта во все периоды его истории отличается тем, что его главой был царь, которого называли фараоном. За три тысячи лет до нашей эры на египетском троне восседали фараоны 30 династий. Среди них были талантливые администраторы, полководцы, тираны, миротворцы, агрессоры.

Власть фараона была абсолютной. Он считался посредником между небом и землей. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона — большие ирригационные и строительные работы, войны и торговые экспедиции, проведение больших религиозных и династических праздников.

При вступлении на трон ему присваивалось пять имен. В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. Еще в Древнем царстве египетским фараонам стал присваиваться священный титул «сына бога Солнца», выработался особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строились знаменитые пирамиды, которые подавляли воображение людей, внушали им священный страх и почтение перед троном.

В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был так или иначе связан с заупокойной службой вокруг гробниц фараонов. «Ты Ра (бог Солнца), твой образ — его образ, ты небожитель» — говорилось о юном Тутанхамоне в одном из древних египетских папирусов. Египетский царь — хранитель жизни на земле, без него невозможна жизнь и в загробном мире. Отдавая силы на возведение величественных гробниц фараонов, египтяне заботились и о собственном посмертном существовании[1].

В Египте были сильны традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось, но женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными и двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной. Если на престоле оказывалась женщина, ее изображали в шлеме с подвязанной бородой.

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере, во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям, божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы слишком много[2].

Приказы фараона неукоснительно исполнялись, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя рассматривался как преступление против религии. Фараону как носителю высшей государственной власти принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости, следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491 — 1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда «соблюдал закон», т. е. установленный в Египте правопорядок.

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой элите.

  • [1] Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданийи жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет ушло на заготовку материалов и 20 лет —на само строительство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (по 100 тыс. человек сроком на три месяца).
  • [2] Египетские фараоны обычно имели главную жену, египтянку, которой, но традиции становились их родные или единокровные сестры, и несколько второстепенных жени наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородствабыл при этом традиционно решающим.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой