Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Словарь основных терминов и понятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Место возникновения затрат (МВЗ) — объекты учета затрат, соответствующие выделенным в организационной структуре управления подразделениям, в которых осуществляется потребление материальных, трудовых и других ресурсов, например цехи основного и вспомогательного производства, строительные участки, производственно-эксплуатационные управления. Также могут выделяться управленческие отделы, проекты… Читать ещё >

Словарь основных терминов и понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Абсорбшен-коетинг (англ. absorption-costing, full costing) — система калькулирования себестоимости продукции с полным поглощением (абсорбцией) всех производственных затрат; используется как в бухгалтерском финансовом, так и в управленческом учете.

ABC-костинг (англ. activity — based costing) — система калькулирования, при которой косвенные затраты, объединенные в однородные группы, распределяются вначале на операции бизнес-процессов, а затем на итоговые объекты калькулирования с помощью индивидуально подобранных баз распределения, которые называются драйверами (носителями) затрат. Используются также термины «пооперационное калькулирование», «калькулирование по видам деятельности», «функциональное калькулирование» .

Альтернативные затраты (англ. opportunity costs) — условные затраты, характеризующие потерянную прибыль (упущенную выгоду), когда выбор какого-либо альтернативного варианта действий требует отказа от другого варианта. Используется также термин «вмененные затраты» .

Анализ поведения затрат — деление смешанных затрат в области релевантности на переменные и постоянные; анализируется поведение затрат в зависимости от выбранного фактора, чаще всего объема деятельности.

Бизнес-процесс — горизонтальная иерархия зависимых между собой функциональных операций, конечной целью которых является выпуск продукции (работ, услуг), необходимой потребителю. В организации выделяются процессы: ресурсные, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции, управления и др.

Бюджет — 1) количественное выражение в натуральных и стоимостных измерителях системы плановых показателей предприятия в целом и отдельных его сегментов, направленных на достижение целей бизнеса; 2) финансовый документ установленного формата, в соответствии с которым происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности предприятия либо его подразделения.

Бюджетирование — система принципов и инструментов управленческого учета, предназначенная для выражения планов в количественном и стоимостном выражении и мониторинга их выполнения, направленная на эффективное управление ресурсами предприятия.

Бюджетный период (горизонт) — временной интервал, на который составляется бюджет.

Бюджетный цикл — период времени от начала подготовительных работ по составлению бюджета, до получения результатов анализа его исполнения; включает стадии: подготовительную, реализации бюджета, заключительную (завершающую).

Валовая прибыль — показатель, равный разнице между объемом продаж нетто и себестоимостью проданной продукции. Входит в состав формы № 2 финансовой отчетности «Отчет о прибылях и убытках»; в управленческом учете используется при составлении отчетов о прибыли и бюджета доходов и расходов. Себестоимость проданной продукции исчисляется в системе калькулирования «абсорбшеикостинг» .

Визуальный метод — метод деления смешанных затрат на переменные и постоянные, состоящий в том, что аналитик проводит прямую, которая, на его взгляд, наиболее адекватно отражает изменение переменных затрат в зависимости от выбранного фактора.

Вэрибл-костинг {англ, direct costing, marginal costing, variable costing) — система калькулирования, предназначенная для расчета: 1) себестоимости на основе переменных затрат; 2) маржинальной прибыли. Прибыль от продаж, рассчитанная с использованием системы калькулирования вэриблкостинг, очищена от влияния фактора «колебание величины запасов». Система «вэрибл-костинг» применяется только в управленческом учете. Используются также термины «директ-костипг», «маржинальный учет». Следует помнить, что термин «директ-костинг» в финансовом учете имеет иное смысловое значение, нежели в управленческом учете.

Диапазон релевантности — объем деятельности, при котором в основном сохраняется прямо пропорциональная зависимость переменных затрат от объема деятельности и независимость постоянных расходов от изменения объема деятельности.

Драйвер затрат (англ, cost driver) — единица измерения связующего звена группы однородных косвенных затрат с операциями бизнес-процесса. Драйверы затрат применяются в системе калькулирования «ABC-костинг»; имеют количественное и качественное отличия от применяемого в традиционном учете термина «база распределения затрат». Используется также термин «носитель затрат» .

Заказ — планово-учетная единица, объединяющая комплекс работ по выполнению заказа.

Затраты на продукт (англ, product costs) — затраты, включаемые в себестоимость производимой продукции (работ, услуг). При составлении отчетности распределяются между себестоимостью запасов и себестоимостью проданной продукции.

Затраты прошлых периодов (англ, past costs, sunk costs) — затраты, возникшие в результате ранее принятого решения и не влияющие на результат принимаемого управленческого решения. Информация об уже свершившихся затратах может быть использована как база для прогнозов. Однако она не релевантна для обоснования конкретных будущих управленческих решений. Называются также невозвратными затратами.

Идеальные нормы затрат — минимальные затраты, рассчитанные на проектную мощность без учета сменности, перерывов в работе и других аналогичных моментов.

Инкрементные затраты — дополнительные затраты, возникающие при производстве дополнительной продукции и продаже дополнительных товаров. Используется также термин «приростные затраты» .

Калькулирование себестоимости — процесс исчисления себестоимости с использованием определенных правил и процедур.

Классификационный признак — признак, отражающий общие свойства группы экономической информации, на основании которого производится классификация.

Классификация затрат — группировка затрат, отвечающая определенным направлениям учета, принципам обобщения в соответствие с классификационными признаками.

Контролируемые затраты — затраты, поддающиеся управлению со стороны менеджеров конкретного центра ответственности.

Косвенные расходы (затраты) (англ. indirect costs) — затраты, которые в отличие от прямых затрат не могут быть прямо отнесены на объект калькулирования себестоимости. В налоговом учете термин «косвенные расходы» носит иной смысл.

Критическая точка — см. Точка безубыточности.

Маржинальная прибыль — показатель, исчисляемый как разница между объемом продаж и суммой переменных расходов. Показатель характерен для системы калькулирования себестоимости, включающей только переменные затраты (вэрибл-костинг). Называется также маржинальным доходом, вкладом, покрытием.

Маржинальная рентабельность — это отношение маржинальной прибыли к объему продаж. Если в основу расчета показателя положены удельные величины, тогда он рассчитывается как отношение удельной маржинальной прибыли к цене; для выражения в процентах умножается на 100%.

Маржинальный подход — в управленческом учете подготовка информации для принятия управленческих решений на базе переменных затрат, показателей маржинальной прибыли и маржинальной рентабельности. Постоянные расходы считаются нерелевантными для принятия решений, поэтому они либо вовсе исключаются из расчетов, либо единовременно списываются на уменьшение прибыли отчетного периода.

Место возникновения затрат (МВЗ) — объекты учета затрат, соответствующие выделенным в организационной структуре управления подразделениям, в которых осуществляется потребление материальных, трудовых и других ресурсов, например цехи основного и вспомогательного производства, строительные участки, производственно-эксплуатационные управления. Также могут выделяться управленческие отделы, проекты, бизнес-процессы.

Метод абсолютного прироста (англ. high-low method) — метод анализа поведения затрат, использующий крайние значения (наименьшее и наибольшее) независимой и зависимой переменной в диапазоне релевантности. В литературе также используются термины «минимаксный метод», «метод наивысшей и низшей точек» .

Метод анализа счетов (анализа информации учетных регистров) (англ, account analyses method) — метод деления смешанных расходов на переменные и постоянные на основе интуиции и опыта. Специалист изучает детализированный состав затрат и принимает решения о доле переменных и постоянных расходов в каждой статье затрат на основании интуиции и опыта. Для повышения качества результата дополнительно изучается динамика затрат прошлых периодов.

Метод минимальной и максимальной точек — см. Метод абсолютного прироста.

Метод полной себестоимости — см. Абсорбшен-костинг.

Метод регрессионного анализа — метод анализа поведения затрат на основе статистической процедуры нахождения среднего значения соотношения зависимой и независимой переменных.

Метод технологического нормирования (инженерный метод) — метод анализа поведения затрат; предусматривает нормирование затрат с одновременным выделением норм переменных затрат.

Неконтролируемые затраты — затраты, нс зависящие от деятельности менеджеров конкретного центра ответственности.

Нерелевантные затраты — затраты, которые не следует принимать в расчет при информационной подготовке управленческого решения. Нерелеватные затраты могут: 1) привести к ошибочному решению; 2) могут быть излишними и приводить к увеличению времени работы менеджера с информацией.

Нормальное калькулирование (англ. normal costing) — калькуляционная система, в которой прямо относимые на объекты калькулирования материалы и заработная плата учитываются исходя из фактических затрат, расходы по обслуживанию производства и управления распределяются на основе нормативных ставок (планового коэффициента распределения).

Нормативный учет затрат — см. Стандарт костинг.

Нормирование — процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования производственных ресурсов.

Область релевантности — см. Диапазон релевантности.

Общие затраты — затраты, связанные с производством группы изделий (работ и т. д.).

Объект калькулирования себестоимости — объект, по которому производится накопление затрат и расчет себестоимости, например, продукции.

Объем продаж — показатель, в натуральном выражении представляющий собой количество проданной продукции, а в стоимостном выражении — суммы по предъявленным счетам или полученную выручку (как в денежной, так и в натуральной форме).

Оперативно-производственное планирование — плановые работы по уточнению, детализации, конкретизации показателей по структурным подразделениям, рабочим местам на короткие промежутки времени.

Операционная прибыль — см. Прибыль от продаж.

Операция бизнес-процесса {англ, activity) — событие, задание или единица работы, имеющая определенную цель; выделяется из бизнес-процесса и используется в качестве промежуточного объекта калькулирования в системе АВСкостинг.

Относительные затраты — затраты предприятия в сопоставлении с затратами конкурентов.

Переменные затраты — затраты, изменяющиеся прямо пропорционально изменению объема деятельности в диапазоне релевантности. Данное правило действует с учетом ряда допущений.

Периодические расходы — см. Расходы на период.

Пооперационное калькулирование — см. АВС-костинг.

Постоянные расходы — расходы, которые в диапазоне релевантности не зависят от изменения объема деятельности (например, объема производства, продаж). Данное правило действует с учетом ряда допущений.

Прибыль от продаж — разница между объемом продаж (нетто) и производственной себестоимостью проданной продукции. Относится к операционной деятельности, поэтому показатель также называют операционной прибылью.

Принятие решения — процесс выбора курса действий из двух или более альтернатив в ходе достижения поставленной цели.

Прямые затраты (англ. direct costs) — затраты, которые можно прямо отнести на себестоимость конкретного объекта калькулирования себестоимости. Например, на швейной фабрике расход сукна можно включить в себестоимость заказа по пошиву костюмов определенной модели. В налоговом учете термин «прямые затраты» носит иной смысл.

Расходы на период (периодические расходы) (англ. period costs) — расходы, относимые на уменьшение прибыли в том отчетном периоде, в котором они возникли; в себестоимость продукции (работ и услуг) не включаются и, следовательно, не капитализируются в запасах.

Релевантные затраты и доходы — оцениваемые будущие затраты и доходы, которые различаются в зависимости от выбора разных курсов действий. С релевантностью связаны два аспекта этого определения: 1) затраты и доходы должны относиться к будущему времени; 2) они будут варьироваться при разных вариантах действий.

Релевантный объем — см. Диапазон релевантности.

Смешанное калькулирование — см. Нормальное калькулирование.

Средние затраты — см. Удельные затраты.

Стандарт-костинг (англ, standard costing) — система калькулирования себестоимости продукции на основе стандартных (нормативных) затрат. Его главная цель — контроль и регулирование затрат путем выявления отклонений. Нормативный учет затрат и стандарт-костинг имеют некоторые отличительные черты, но в главном они идентичны.

Стратегический управленческий учет — это система, организованная таким образом, чтобы было возможно формировать информацию, в которой менеджмент нуждается для осуществления долгосрочных стратегических решений.

Точка безубыточности (англ, breakeven point) — объем продаж, при котором затраты равны выручке от продаж, т. е. прибыль от продаж равна нулю. Может выражаться в натуральном и стоимостном измерении.

Удельные переменные расходы — сумма переменных расходов, приходящихся на единицу продукции (работ услуг).

Управленческий учет — информационная система, обеспечивающая в систематическом и (или) разовом порядке сбор, измерение, систематизацию, анализ и передачу данных для принятия оперативных, тактических и стратегических решений, необходимых для управления бизнесом хозяйствующих субъектов и их подразделениями, достижения основных целей деятельности и конкурентных преимуществ.

Условные единицы (англ, equivalent units) — это искусственная мера измерения количества выпуска продукции с позиции готовности единиц продукции по потребленным затратам; в таком качестве применяется в системе попередельного калькулирования. Используется также синоним «эквивалентные единицы» .

Фактическое калькулирование — метод калькулирования себестоимости продукции, при котором прямые затраты исчисляются на основе фактического количества и фактических цен (расценок), а косвенные — на основе фактического коэффициента распределения.

Финансовая структура управления — иерархическая система центров финансовой ответственности предприятия.

Центр доходов — вид центра ответственности, руководитель которого отвечает за достижение установленных показателей доходов.

Центр затрат — вид центра ответственности, руководитель которого отвечает за величину затрат подразделения.

Центр инвестиций — вид центра ответственности, руководитель которого отвечает за результаты инвестиционного процесса. Задача центра обеспечить максимальную рентабельность вложенного капитала, его быструю окупаемость, наращивание стоимости бизнеса.

Центр ответственности (ЦО) — сегмент организации, менеджеры которого способны оказывать непосредственное воздействие на результаты и затраты деятельности организации, несут ответственность за результаты принимаемых решений в рамках возложенных на них полномочий.

Центр прибыли — вид центра ответственности, руководитель которого отвечает за финансовые результаты деятельности подразделения; имеет возможность и полномочия контролировать все факторы, от которых зависит величина прибыли: объемы производства и продаж, цены, затраты.

Центры выручки — см. Центр доходов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой