Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюционистская парадигма. 
Социология культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это определение С. Токарева, в принципе верное, необходимо пояснить: во-первых, совокупность психических свойств индивида понимается как постоянная и равная себе во всех обществах и культурах, т. е. фактически речь идет о природе человека как такового; во-вторых, не всегда и не всеми природа человека понималась и понимается только как совокупность психических качеств индивида. 2] Важнейшими… Читать ещё >

Эволюционистская парадигма. Социология культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящей работе при всем желании не удастся исчерпывающе осветить развитие каждой из наук о культуре, которые, как уже было сказано, к тому же прихотливо переплетаются друг с другом. Поэтому в историческом обзоре мы остановимся скорее не на развитии дисциплин, а на смене глобальных парадигм[1] видения культуры. Смена парадигм — это нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена парадигм — это смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследовательских методов, целей исследования, угла зрения на предмет, а часто и вообще смена самого предмета исследования.

Самую первую парадигму наук о культуре, о которой мы уже говорили, можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание.

Человек как культурное существо

и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория науки.

Следующей, уже полноправно научной стала эволюционистская парадигма[2]. Основные идеи, на которых построены концепции представителей эволюционистской парадигмы, «очень несложны и могут быть выражены в нескольких словах: это идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры; выведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида» [72, с. 29].

Это определение С. Токарева, в принципе верное, необходимо пояснить: во-первых, совокупность психических свойств индивида понимается как постоянная и равная себе во всех обществах и культурах, т. е. фактически речь идет о природе человека как такового; во-вторых, не всегда и не всеми природа человека понималась и понимается только как совокупность психических качеств индивида.

  • [1] Понятие парадигмы — одно из важнейших понятий философии и социологии науки, введенное Т. Куном в книге «Структура научных революций» (русское издание: М.:Прогресс, 1977). По сути дела, парадигма представляет собой какую-либо классическуюнаучную разработку (примером может служить хотя бы ньютоновская механика), котораявоспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основойцелой научной традиции. Нормальная работа ученого есть работа в рамках парадигмы. Она состоит в дополнении, уточнении, углублении сформулированных в парадигме принципов, в распространении их на новые предметные области. При работе в рамках парадигмы вопрос об основаниях самой парадигмы нс ставится. Он как бы считается решенным, и это решение сомнению не подлежит. Лишь когда возникают проблемы (аномалии), которые не могут быть разрешены и объяснены в рамках и на основе парадигмы, возникает кризис парадигмы и начинает формироваться новая парадигма. Переход от одной парадигмы к другой, который, конечно, не одномоментен и может растягиватьсяна десятки, а может быть, даже сотни лет, Кун и назвал научной революцией. Подробнеео культурном смысле парадигмы см. разд. 4.11.
  • [2] Важнейшими ее представителями считаются: в Англии — Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрезер; в Германии — Адольф Бастиан, Юлиус Липперт; во Франции — Шарль Летурно; в США — Люис Генри Морган.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой