Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

От Древних Римлян до Средневековья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целебное действие минеральных вод связывали с заступничеством святых. Постепенно источники переходили в собственность монастырей на которые потянулись тысячи страждущих для исцеления. Вокруг источников и купален вновь стали формироваться объекты размещения и питания. Например, решающий вклад в возрождение швейцарского курорта Лейкербад внес епископ Матиас Шинар, который выкупил концессию… Читать ещё >

От Древних Римлян до Средневековья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История даёт многочисленные свидетельства использования римлянами существовавших до них на завоёванных ими территориях сооружений для лечебного применения минеральных вод и даже заимствования связанных с этим религиозных культов. Развалины подобных сооружений периода римского владычества сохранились в районе современных курортов Бэиле-Тушнад, Бэиле-Еркуланс в Румынии, Будапешта (древнего Аквинкума) и на побережье оз. Балатон в Венгрии, на территории курортов Вараждинскс-Топлице и Топлицс-Добрна в Словении, Хисаря в Болгарии, Бадена в Швейцарии, Бадена в Австрии, Висбадена в Германии, ЭкслеБена во Франции, Бата в Великобритании, близ Тимгада в Алжире и т. д.

На территории Италии, особенно в Лациуме и на побережье Неаполитанского залива, имелись многочисленные курорты с минеральными источниками. Большой известностью пользовался курорт Байи (ныне Бая) с террассно расположенными термами — излюбленное, благодаря живописному побережью и минеральным источникам, место отдыха римской знати. Здесь располагались виллы, принадлежавшие Марию, Помпею, Цезарю и др. В «Энеиде» Вергилия описан лечебный источник (АквеАльбуле) на котором в период римской империи была создана 1рандиозная бальнеологическая купальня, вмещавшая 1000 человек.

Расцвет бурного освоения и использования термальных источников для оздоровления и лечения приходится именно на период Римской империи. Однако по свидетельству историков, на заре Римской империи сс жители не принимали ежедневных ванн, ограничивались лишь омовением рук и ног в специальной комнате, а мылись лишь раз в неделю. Завоевав Древнюю Грецию, римляне позаимствовали у побежденных опыт обустройства купален, усовершенствовали и стали возводить их на горячих источниках, назвав термами. Во времена Римской империи римляне, считали термальные воды источниками красоты и здоровья, они поклонялись термальным источникам, верили в могущественную силу терм, использовали термальные источники в лечении многих заболеваний, а также для омоложения. Ежедневные многократные купания в термах были неотъемлемым элементом быта римских граждан, считавших, что купания укрепляют дух и тело, способствуют закаливанию и выносливости. Со времен римлян родилась концепция «благосостояния тела и духа». Врача Асклепиада за приверженность к водолечению даже прозвали «купальщиком». «Больной обязан выздороветь, — говорил он, — если его врачи — чистота, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе … Самое главное — завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить оптимистичное отношение к жизни». Гиппократ большую часть трактата «CorpusHippo» — одной из первых книг о медицине — посвятил изучению свойств воды и влиянию ванн различной температуры на организм человека.

Древнеримские медики Гален и Цельс попытались создать первую классификацию термальных минеральных вод в зависимости от их лечебных свойств. Они рассматривали источники как средство для ослабления мышечных и суставных болей, серные ванны рекомендовали для лечения кожных болезней, йодобромные воды для исцеления женских недугов.

Гален (131 г. от н.э.) написал учение о здоровье в 6-ти книгах. В книгах о силе питательных веществ Гален высказывает мысль о том, что здоровье человека напрямую зависит от того, что он ест и пьёт. Гален писал о пользе ежедневного купания в римских термах, общественных водолечебницах Древнего Рима. Сегодня многие считают Галена родоначальником гидротерапии, или водолечения.

В III веке до н.э. в Риме стали появляться первые частные и общественные бани с использованием термальных вод или термы. В обиход вошло особое приветствие — здороваясь, римляне спрашивали: «Как потеешь?» Постепенно бани превращались в термальные дворцы, воду к ним из источников стали доставлять уже, но водопроводам Аква Вирго. В помещении Терм было собрано большое количество статуй. В 211−217 гг.

римский император Септимий Север построил уникальный архитектурный ансамбль — Термы Каракаллы — роскошные общественные бани, названные именем его сына Каракаллы, в которых одновременно могло мыться более 1600 человек. Термы Каракаллы представляли собою мощный комплекс различных помещений для мытья и купания с горячей и холодной водой. При термах находились также библиотеки, площадки для спортивных упражнений и парк, внутри термы были роскошно отделаны мрамором и мозаикой. Термы Каракаллы располагались на возвышенности и имели следующий состав помещений: фригидариум — огромный мраморный зал с холодной купальней (бассейном) для плавания, тепидариум — теплая купальня, великолепное по красоте мозаики помещение, занимавшее середину зала в Терме, кальдариум — большой зал с ротондой наверху, где принимали горячие ванны. Кроме того, были специальные помещения для выделения нога (судацио), предусмотрены гардеробные помещения (сподитериум).

Все великолепие Терм Каракаллы украшало множество колонн, мраморных плит, мозаик, статуй и картин. В Термах не только мылись, здесь отдыхали, назначали встречи, вели переговоры, философствовали, пели и читали стихи. Здесь были отделения для массажа и отдыха, гимнастические залы. В аркадах располагались торговые лавки, заведения для приема пищи. Рядом практиковали цирюльники, стригшие своих клиентов, а также выдиравшие у них больные или разрушенные зубы. Термы окружали сады.

Строительство герм было делом чести каждого римского императора. Императоры строили в Риме на местах выхода многих минеральных источников роскошно оборудованные термы. Кроме того, завоевательские действия того периода сопровождались длительными пешими переходами, что требовало от воинов значительных затрат физической силы и эмоционального напряжения. Восстановление традиционно проводили на горячих источниках и грязевых минеральных озерах. Римские термы сооружались повсеместно, куда вторгались римские легионеры.

Римляне дали импульс курортному строительству по всей Европе, открывая на захваченных землях источники минеральной воды и устраивая на них термальные курорты. Римлянами, были открыты и обустроены современные курорты, такие как Ахен и Баден — Баден в Германии, Баден и Бад-Халь в Австрии, Баден (Цюрих) в Швейцарии, Бат (Лондон) в Англии, Эшторил в Португалии, Топлице в Словении, Виши, Виттель, Дакс, Биарриц и др. во Франции, Арчена в Испании, Карловы Вары в Чехии и др.

Римская империя имела огромные размеры, поэтому большому числу чиновников, купцов, воинов приходилось много ездить. В результате для их размещения стала складываться довольно разветвленная сеть л*янснопов (гостиниц), вокруг которых разбивались сады и парки. С этого периода берет начало традиция организации национальных природных парков на территории курортов в Европе.

По всей римской империи от Африки до Британских островов сохранились постройки терм времен военных походов римских легионеров. На северо-востоке Алжира, в окрестности современного города Гельма, сохранились руины колонии Тибилис с римскими термами, основанной древними римлянами. Сегодня это место — природный памятник, который арабы называют Хаммам-Мескутин, представляющий собой самоизливающиеся каскадные горячие источники (97 °С). Сегодня минеральные источники Хаммам-Мескутин, утопающие в яркой зелени тропических растений, являются гордостью современного города-курорта — Аннабы, минеральные купальни которого находятся на высоте 214 метров.

В эпоху Древнего Рима на термальных источниках строились гермы (бани) в виде огромных сооружений с роскошным внутренним убранством. Руины терм, сохранившиеся до наших дней свидетельствуют о том, что это были огромные здания со сложной системой подачи воды, и даже системой нагрева для минеральных вод из холодных источников. Легенды о чудодейственном исцелении людей на минеральных источниках формировали массы паломников по всей Европе.

Наиболее древнейшими центрами оздоровительного паломничества в период Римской империи можно назвать: поселение Апониум (Aponium) или Акве-Патавинорум (AquaePatavinorum, V—II вв. до н.э.- I—II вв. н.э., ныне территория современного курорта Италии — Абано-Терме, располагающего радоновыми и йодобромными минеральными водами и сульфидной иловой грязью); лечебная местность Цивитас-Аурелия-Аквензис (CivitasAureliaAqvensis, III—I вв. до н.э. — II в. н.э., ныне территория курорта Баден-Баден в Германии); древний Аквинкум (Aquincum, X в. до н.э. — 409 н.э.), территория которого имела огромное количество терм, водопроводов, купален, дворцов, святилищ, амфитеатров, ремесленных кварталов и гостиничных дворцов (современная территория Будапешта, Венгрия).

Древний Аквинкум был столицей древнеримской провинции Паннония и отличался самой высокой купальной культурой в силу высокой концентрации имеющихся на территории горячих минеральных источников. Здания купален в Аквинкуме воздвигались в соответствии со строгими техническими требованиями того времени.

Также в Европе можно выделить и другие бальнеологические местности древнего мира, которые принимали всех страждущих. Сегодня это территории современных курортов, таких как Ахен (Германия), Бад-Халь (Австрия), Баден (Швейцария), Лурд (Тарб, Франция), Совата (Румыния) и др.

Кроме того, в Древней Греции, затем в Римской империи, кроме бальнеологических факторов (минеральные воды и 1рязи) использовались климатические и другие уникальные природные факторы. Так, храмы Асклепия (Эскулапа) строились в местностях, известных не только своими источниками минеральных вод, но и целебным чистым воздухом, богатой растительностью «священных рощ». У знатных римлян пользовалась популярностью приморская климатическая лечебная местность Анцио. С целью лечения легочных заболеваний, бронхитов и астмы уже во времена Римской империи использовались сухие и влажные гроты, пещеры над термальными источниками, а также соляные шахты. Удивительно красивый остров Капри с мягким средиземноморским климатом и значительным количеством природных гротов был местом отдыха, лечения и восстановления сил таких римских императоров как Август и Тиберий. Секреты исцеления бронхо-легочных заболеваний, в том числе и бронхиальной астмы, были распространены римлянами по всей Европе в период своего правления. Одними из самых древних курортов такого профиля, существующих со времен Древнего Рима являются курорты МонсуманоТерме (Италия), Совата (Румыния), имеющие самые большие соляные шахты и пещеры в Европе.

В трудах древнекитайских учёных сообщается об источниках целебных вод, а также о том, что они способствуют долголетию. Однако не меньшее значение придавалось в древнем Китае ландшафтноклиматическим особенностям местности. Китайские императоры устраивали живописные места отдыха, создавая искусственные озера, каналы, разбивали сады с лекарственными и ароматическими растениями и использовали эти территории как места отдыха, т. е. в современном понимании как курорты.

В «Стране Восходящего Солнца» сведения о лечении купаниями в термальных водах содержатся в древних храмовых хрониках. Бальнеологическим курортам Японии насчитывается больше трёх тысяч лет. Почти у каждого термального минерального источника — «онсэна» в Японии есть история-легенда его происхождения. Открытию многих «онсэнов» способствовали наблюдения древних людей за животными, когда дикие звери исцеляли свои раны в минеральных источниках.

В условиях отсутствия представлений о гигиене и медицине, термальные минеральные источники — «онсэны» — считались божественным даром, обладающим сверхъестественной силой. Во многих синтоистских японских храмах «онсэн» являлся объектом поклонения. Первая информация о японских горячих источниках датируется 720 г. и встречаются среди самых первых письменных памятниках «Нихон-сёки: Анналы Японии». Там говорится о священных источниках — Арима-онсэн, Тамацукури-онсэн и Дого-онсэн.

Впервые в Японии «официально» открыли лечебные свойства горячих подземных источников странствующие монахи, среди которых наиболее часто в исторических документах упоминается имя монаха Кукая (774 — 828 гг.), более известного под именем (посмертным) Кобо Дайси («Великий учитель, распространявший Закон»).

Широкое использование живительных горячих источников начинается в Японии с эпохи Эдо (1603−1868 гг.). В эпоху Эдо в Японии зародились лечебные процедуры, основанные на особенностях состава воды каждого конкретного источника, а также способы устройства источников и особенности принятия минеральных ванн. Среди них — песочные ванны с минеральной водой (сунаю), ванны под напором падающей воды (утасэю), распаривание ног для снятия усталости (асию). Токугава Иэясу, основатель третьего сёгунага в истории Японии (с 1603 по 1868 гг.) очень любил местную минеральную воду и лечебные процедуры, поэтому на протяжении всего периода правления сёгунов Токугава ее доставляли в императорский дворец. С этого периода посещение ближайших онсэнов в лечебных целях стало чрезвычайно популярным времяпрепровождением и среди деревенского населения в периоды, свободные от сельскохозяйственных работ. Постепенно рядом с источниками стала развиваться инфраструктура для приезжих, сначала в виде отдельных рёканов, постоялых дворов или общественных бань, которые затем превратились в целые курортные городки.

Кроме того, в древнем мире люди уделяли внимание организации развлечений и сооружению досуговых учреждений в местах терм.

В Древней Греции на источниках минеральных вод возникали кагагогии (гостиницы), становившиеся важным элементом социальной и религиозной жизни. Уже в древние времена хозяева катагогий заботились о досуге своих постояльцев. Для развлечения гостей они приглашали музыкантов, танцоров, акробатов, устраивали всевозможные культовые церемонии, состязания, а также бои животных и птиц. Главным назначением всех подобных мероприятий было отвлечение постояльцев от тягостных мыслей, забот повседневной жизни, наполнение их сердец праздничным, благостным и радостным настроением.

Нс меньшее внимание организации развлечений в термах уделялось и в Древнем Риме. Тысячи римлян проводили свободное время перед купанием на площадках для спортивных упражнений: состязались в беге, борьбе, поднятии тяжестей, затем мылись и плавали в бассейнах и купальнях. Термы предназначались не только для купания и спортивных гренировок, в них были также библиотеки и залы для занятий. Здесь можно было встретиться с друзьями, вкусно поесть, узнать последние новости. Кроме того, вблизи терм строились специальные сооружения — амфитеатры, где римляне любили посмотреть на гладиаторские бои, скачки, театрализованные представления.

В исторической ретроспективе развития курортов важно рассматривать не только потребности индивида в лечении, оздоровлении и отдыхе, но и потребности самого общества в зависимости от уровня его эволюционного социокультурного развития, что серьезно влияло на развитие курортных дестинаций.

Примерами этому могут служить ряд следующих исторических фактов. При нашествии гуннов в руины были превращены тысячи городов, крепостей и селений, а с ними и большая часть римских ванных сооружений — терм и купален. С возникновением и распространением христианства возрождение былых римских традиций не поощрялось и нередко жестоко подавлялось. Святая инквизиция преследовала посещение герм (бань) как греховные деяния, религия призывала к самоуничтожению, аскетическим подвигам, отходу от мирских соблазнов. Эти призывы фактически вылились в борьбу с гигиеной, чистотой тела и укреплением здоровья, что в итоге привело к массовым эпидемиям чумы, холеры и других инфекционных заболеваний, уносивших миллионы жизней. В 1350 г. чума унесла свыше 25 млн европейцев.

Блиставшая парадами и придворными балами просвещенная Европа погрязла в антисанитарии. В литературе описано, как «под расшитыми золотом камзолами кавалеров, и украшенными драгоценностями пышными кринолинами придворных дам на теле, не знавшем воды, истлевало нижнее белье, а в складках богатой одежды и под напудренными париками кишели насекомые».

Грозное время эпохи Средневековья в Европе нанесло колоссальный ущерб традициям гигиены и оздоровления. Источники минеральных вод объявлялись местами обитания злого «водяного духа». Серьезный упадок купальной культуры был также связан с религиозными запретами публичных купаний, демонстрацией обнаженного тела. В это время процедура приема минеральной ванны была предельно проста: водой из источника наполнялась большая деревянная емкость, куда садились все желающие оздоровиться. Вода обновлялась крайне редко, что давало многим противникам минеральной воды право утверждать, что «из такой воды можно выйти лишь с новыми болезнями, которые остаются до конца жизни». В связи с этим под угрозой сурового наказания инквизиция наложила запрет именовать минеральную воду «водой», относя ее к «исчадиям ада».

Новое бедствие принесли Западной Европе крестовые походы. Крестоносцы заносили с Ближнего Востока из походов множество заразных, неизлечимых в ту пору болезней — сифилис, проказу, различные кожные заболевания.

Медицина была бессильна перед ними, и неэффективность лекарственного лечения заставила врачевателей вновь обратиться к лечению водой, в частности пресными и минеральными ваннами.

Постепенно, возрождение культуры и заботы о здоровье, «вынужденное» мытье водой и купания стали обретать законное право на существование. В монастырях начали сооружаться подобия бань, а на разрушенных и заброшенных минеральных источниках вновь создавались купальни и бассейны.

Целебное действие минеральных вод связывали с заступничеством святых. Постепенно источники переходили в собственность монастырей на которые потянулись тысячи страждущих для исцеления. Вокруг источников и купален вновь стали формироваться объекты размещения и питания. Например, решающий вклад в возрождение швейцарского курорта Лейкербад внес епископ Матиас Шинар, который выкупил концессию на пользование термальными водами и поставил первую купальню. Путешествуя, но городам Европы и часто бывая при панском престоле в Риме, он всюду рассказывал о целебных свойствах вод Лейкербада. Позже польза вод альпийского курорта была подтверждена самым известным врачом того времени Парацельсом, и поток страждущих исцеления курорту был обеспечен. Постепенно купальни курорта приобретали «цивилизованный» вид: над источниками устанавливали навесы и крыши, для более богатой публики строили специальные здания для купален, вблизи источников быстро возводились постоялые дворы, дававшие приют многочисленным путникам и гостям. Женщины носили в купальнях длинную рубаху либо заворачивались в полотенце или простыню, а мужчинам было предписано носить льняные штаны. Специальная купальная шапочка для обоих полов была обязательна. В источниках и купальнях сидели долго, иногда несколько часов. Поэтому посетителям разрешали есть прямо в воде (выходили специальные руководства, но питанию в термальных купальнях).

Кроме того, стали бурно развиваться лечебные методики, однако эмпиризм порой в лечебном использовании воды принимал уродливые формы. К примеру, в швейцарском Лейкербаде в купальнях всюду в резервуарах с минеральной водой были поставлены столы, за которыми люди часами играли в карты, читали, принимали пищу, при этом их ноги или тела (по пояс) находились в минеральной воде (эта традиция сохранялась на курорте вплоть до Второй мировой войны). Или, к примеру, на курорте Пломбьер (ныне известный популярный курорт Пломбьер-ле-Бан во Франции) всем прописывалась процедура «ан гренуй» (в переводе «полягушачьи»), когда пациент проводил в минеральном бассейне до 30 дней. Питание во время такой процедуры больные получали непосредственно в бассейне на плавучих столиках с закусками, различными блюдами и напитками. Именно, в те времена появилась такая необычная официальная причина смерти, как «suffo-catusinbalneo — «утопление в источнике». Уставшие от сидения в источнике, люди засыпая прямо в воде, иногда тоСо временем приоритеты медицины менялись. Мода на минеральные ванны или питье минеральной воды чередовала эти периоды. Например, в XVI в. в швейцарский курорт Санкт-Мориц тысячи больных съезжались пить минеральную воду. В какой-то момент популярность воды стала столь велика, что ее стали экспортировать по всему миру в бутилироваином виде. В началеХ1Х веках курорт опять стал возвращать себе былую славу минеральных купален.

Массово курорты в Европе стали возрождаться с XIII века. На минеральных источниках Италии вновь стали возникать водолечебные центры. В этот период образовались такие курорты, как Абано-Терме, КьянчаноТерме, Монсуммано-Терме, Монтекатини-Терме, Бань иди Пиза, Катана.

В XIII—XIV вв. многие европейские медики стали изучать лечебные свойства минеральных вод. Среди них можно выделить труды итальянского врача Микеле Савонароллы «DeBalneis и «De Balneis etthermis» (М. Savonarola), где подробно описаны характеристики и применение термальных источников в Тоскане (Италия).

В начале XIV в. в Германии был восстановлен курорт Баден-Баден. Примерно к этому же периоду (1358 г.) относится основание всемирно известного курорта Карлс-Бад (ныне Карловы Вары в Чехии).

В XV—XVI вв. уже на государственном уровне в европейских странах того периода начинают рассматриваться вопросы строительства, оборудования и порядка эксплуатации водолечебных учреждений и грязелечебниц. Этому способствовали факты избавления от болезней лечениями на «водах» известнейших людей того времени как Федерико II, Пеграрка, папа Бонифаций VIII. С этого периода можно считать лечение и оздоровление на курортах наиболее массовым видом путешествий в Европе. Кроме того, туризм с целью оздоровления и лечения в этот период становиться доходной частью развития европейских курортных территорий. Например, в середине XVI в. в Карлс-Баде впервые был введен курортный налог, взимаемый с пациентов.

Решающий вклад в популяризацию термальных курортов внес самый известный врач Средневековья Парацельс (1494−1541 гг.), который официально подтвердил целебные свойства источников многих курортов в Европе. С 1517 года Парацельс много путешествовал по Европе, посещал многочисленные университеты, читал лекции, ставил алхимические опыты, участвовал в военных кампаниях и написал труды о происхождении и протекании болезней «Парамирум», «Лабиринт заблуждающихся медиков» и другие.

Другой знаменитый алхимик того времени Георгиус Пикториус в 1560 году описывал минеральную воду как «смесь серы, меди и железа», которая помогает «при наружных поражениях и болезнях, при спазмах, дрожании рук, при выделениях из носа». Еще один ученый средневековья, теолог, математик и географ Себастьян Мюнстер в своих заметках упоминал о целительном влиянии вод «на пищеварение и аппетит, при болезнях печени и селезенки, при слабых легких и желудке».

В XV веке возрождается международная известность венгерских купален, строятся огромные купальные дворцы под пристальным патронажем венгерского короля Жигмонда, которые становятся королевской резиденцией, и предназначаются для встречи иностранных гостей. Купальни этого периода сохранились и сегодня принимают отдыхающих со всего мира. Согласно историческим документам в XVI в. на территории современной Венгрии существовало уже несколько общественных купальных домов, которые использовали горячие минеральные воды. Согласно письменным источникам, как и любому другому ремеслу, ремеслу работы в купальне надо было учиться. Чтобы стать «мастером купального ремесла» нужно было сдать экзамен — «сотворить шедевр», возможно, это была какая-то особая процедура, точной трактовки в письменных источниках того времени не приводится.

Следует отметить и период турецкого нашествия на европейские территории (Балканские страны, Венгрия и др.), т.к. в Османской империи, как и у римлян, на очень высоком уровне многие века существовала купальная культура. В этот период турецкая купальная культура распространялась повсеместно на завоеванных землях. Турки исторически использовали два типа купален: купальни «каплиджа» (каплыджа, илиджа), действующие на использовании природной термальной воды с лечебными целями (кожные болезни, ревматизм) и парные бани — хамам. В хамаме купален с водой (бассейнов) исторически не было вообще, купающиеся поливали себя теплой водой из ведер. Это было связано с тем, что гурки очень экономно относились к расходованию воды. Интересен исторический факт, что турки построили множество купален на базе горячих источников в Венгрии, и они отличались от традиционных турецких хамамов. Наличие мощных горячих источников позволило туркам отойти от принятых архитектурных решений и впервые на территории Венгрии турки стали строить в хамамах купальни (бассейны). В основном это были купальни с восьмиугольными ритуальными бассейнами на восьми массивных колоннах, над которыми поднимается купол на закругленных подпорах. Вокруг колонн на барочном своде проложен крытый коридор. Четыре купальни из построенных турками XIV—XV вв. действуют в Будапеште и сегодня (Рудаш, Кирай, Часар и Рац). Что касается купален типа «каплиджа», то они также имеют очень древнюю историю, в летописях сохранились сведения, что в Бурсе «каплиджи» были популярнейшим местом отдыха еще при византийском императоре Юстиниане (527−565 гг.).

В конце XVI в. во Франции создана курортная инспектура, задачей которой являлся надзор за состоянием курортов и их эксплуатацией. Следует заметить, что изданный королем Генрихом IV в 1603 г. указ об учреждении должностей инспекторов имел в своей основе в первую очередь коммерческий интерес для монархии. Указ ограничивал возможности эксплуатации курортов частными предпринимателями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой