Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные факторы развития человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Природные особенности жизни человека — это и состояние Космоса, и географические координаты, климат, экология того пространства, которое освоено человеком, в котором он живет, и особенности употребляемой человеком пищи. Любой современный человек ощущает на себе — своем здоровье, настроении — влияние космических возмущений и пр. Исследования взаимодействия климата и процессов онтогенеза… Читать ещё >

Основные факторы развития человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное научное и даже обыденное сознание признает: развитие человека и в фило-, и в онтогенезе — процесс многофакторный. И для фило-, и для онтогенеза в равной степени важны группы факторов, которые условно можно назвать биологическими, социально-культурологическими, антропологическими.

Общепризнанно: названные факторы даны человеку при рождении. Они взаимодействуют между собой и поначалу находятся вне его сознания. Взрослея (эволюционируя), человек все глубже и адекватнее осознает их, получает все большие возможности изменять некоторые из них, увеличивать или уменьшать степень их значимости для своего развития.

Можно выделить три группы биологических факторов развития человека: деятельность Солнца; геном человека, природные особенности жизни человека.

Деятельность Солнца определяет волнообразие, колебательность, ритмичность развития всей земной природы, любого живого существа, социальных процессов и пр. (Л. II. Гумилёв, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.). Деятельность Солнца определяет и колебательный характер процессов биохимического обмена, который происходит в мозгу и теле человека.

Геном человека — материальная основа его природы, в нем хранится и передается из поколения в поколение все то, что отличает вид Homo sapiens от других живых существ. Анализ геномных данных (С. А. Боринская, Э. К. Хуснутдинова) показывает глубокое родство всех, особенно близко живущих народов, даже если они отличаются по внешнему облику, если у них разные религии, традиции, языки. Оказалось, например, что татары, марийцы и русские имеют общие материнские линии, что геном русского включает в себя гены угрофинов, балтов, славян.

Геном человека определяет особенности телесной и морфофункциональной организации человеческого организма, свойств нервной системы, а также врожденные программы развития, поведения1, свойств психики (лидерство, склонность к тревожности, «ген самоубийства», стремление к новизне, материнские инстинкты, склонность к насилию и пр.)[1][2].

Большинство ученых склоняются к тому, что развитие человека зависит от генетики и социума в пропорции 50: 50.

Природные особенности жизни человека — это и состояние Космоса, и географические координаты, климат, экология того пространства, которое освоено человеком, в котором он живет, и особенности употребляемой человеком пищи. Любой современный человек ощущает на себе — своем здоровье, настроении — влияние космических возмущений и пр. Исследования взаимодействия климата и процессов онтогенеза показывают, например, что экстремальный климат чрезмерно повышает активность физиологических реакций организма; обилие солнца способствует ускоренному физиологическому развитию; гипоксия высокогорья вызывает снижение функций щитовидной железы и т. д., наличие тяжелых металлов в воздухе и воде стимулирует процессы акселерации, однообразное питание замедляет физический рост и т. д.

Социально-культурологическими факторами развития человека можно считать чисто человеческие потребности и человеческий образ жизни.

К чисто человеческим потребностям относятся те, которые отличают человека от животных: в стремлении занимать вертикальное положение, в природненности, в совместной с другими людьми деятельности; в поиске смысла жизни, истины; в следовании идеалу, вере, «умалении перед высшими силами»; в самосовершенствовании и создании красоты вокруг себя; в воспитании.

Человеческий образ жизни характеризуется высоким значением слова, участием в созидании и интериоризации материальной и духовной культуры, альтруизмом, следованием традициям, нравственным табу и пр.

Антропологическим фактором развития человека является специфическая человеческая активность: предметная, мыслительная, эмоциональная. Специфическую человеческую активность называют по-разному: для К. Д. Ушинского это «духовные стремления», для П. В. Симонова — «идеальные потребности», для Ж.-П. Сартра — «внутреннее Я», для С. Ваймана — «священный дар» и т. д. В любом случае речь идет о том, что активность человека принципиально отличается от активности всего живого.

«Человек в процессе своей жизни занимает определенную жизненную позицию, осознает ее, несет за нее ответственность, утверждает ее своими поступками, своей жизнью», — писала Б. В. Зейгарник[3]. И это способствует его собственному изменению, индивидуальному развитию. Таким образом, развитие человека оказывается процессом, не только детерминированным внешними факторами, но и самодетерминирующимся.

Очевидно: биологические, культурологические, антропологические факторы взаимосвязаны, взаимоопределяют друг друга: специфическая человеческая активность, например, опирается на его врожденные генетические особенности, но не может действовать вне культуры и социальных отношений.

Механизмы развития человека — это его движущие силы. По Ч. Дарвину механизмами эволюции являются:

  • изменчивость (общее свойство организмов — способность под влиянием среды приобретать новые признаки, которая проявляется как определенная, групповая, не наследственная изменчивость и как неопределенная, случайная, индивидуальная изменчивость);
  • наследственность, реализующаяся через пангенезис (доставка в половые клетки родительской особи информации об изменениях, произошедших во всех ее органах в течение жизни);
  • естественный отбор (сохранение наиболее приспособленных к изменениям среды особей, а также индивидуальных различий, дающих преимущества перед собратьями, и уничтожение вредных изменений).

Современная наука в качестве эволюционных механизмов рассматривает биологическое наследование, культурное/социальное наследование и взаимодействие времен. Биологическое наследование осуществляется через геном и обеспечивает устойчивость и изменчивость особенностей вида. В то же время наследование позволяет индивиду соответствовать особенностям вида, не отставать от него. Социальное наследование осуществляется через культуру и обеспечивает «вписанность» человека в человеческий образ жизни, в конкретное социокультурное пространство. Не менее значимо, но недостаточно осмыслено педагогикой взаимодействие времен, охватывающих развитие человека.

  • [1] См.: Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  • [2] См.: Тарантул В. 3. Геном человека: Энциклопедия, написаннаячетырьмя буквами. М., 2003.
  • [3] Зейгарник Б. В. Психология личности: норма и патология: избранные психологические труды / под ред. М. Р. Гинзбурга. Воронеж: Институт практической психологии, 1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой