Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние членов семьи на воспитание детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее значимые характеристики влияния отца на ребенка: его авторитет, уверенность в себе, терпимость по отношению к агрессивности ребенка, строгость в приучении к порядку, способность передавать навыки общения и типичные способы поведения. Часто воспитывает не сам отец, а его авторитет, поддерживаемый матерью. На авторитет отца влияет: согласие между родителями в вопросах воспитания… Читать ещё >

Влияние членов семьи на воспитание детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На благоприятное развитие ребенка, построение полноценных взаимоотношений в семье влияет ее состав (Е.П. Арнаутова, В. В. Бойко, Г. Т. Хоментаускас, О. А. Шаграева и др.). Каждый член семьи выполняет определенную роль и важен для удовлетворения основных потребностей ребенка — физических, эмоциональных, моральных. Общая атмосфера семьи создается усилиями всех ее членов. Многие психологи анализируют влияние матери, отца, братьев, сестер и других членов семьи на формирование личности ребенка, его психическое развитие.

В отечественных и зарубежных исследованиях отмечается ведущее значение матери для эмоционального развития ребенка (Н.Н. Авдеева, Е. П. Арнаутова, Дж. Боулби, АД. Кошелева, О. Г. Лопатина, 3. Матейчек, Э. Эриксон и др.). Наибольшее влияние на развитие ребенка мать оказывает в самые первые годы его жизни. Постоянство материнской заботы — предпосылка возникновения чувства базисного доверия к миру, которое является необходимым для нормального психологического развития ребенка. Это обеспечивает его уверенность в том, что он значим и любим, создает чувство безопасности. Дж. Боулби рассматривает потребность в материнской защите в качестве ведущей, отношения «ребенок—мать» считает доминирующими по сравнению с отношениями к другим людям, объясняя многое в развитии личности последствиями этих отношений. Тот, кому в раннем детстве не удалось установить связь с матерью, в более старшем возрасте встречается со значительными трудностями в общении (М. Раттер).

По мнению Э. Эриксона, мать создает жизненную уверенность в ребенке специфическим типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках конкретного жизненного стиля.

Исследование Н. Н. Авдеевой показало наличие связи между развитием образа себя у ребенка и его привязанностью к матери, которая определяется поведением последней. Высокому уровню развития образа себя соответствует большая самостоятельность ребенка, меньшая зависимость его от матери, более выраженная активность в незнакомой или стрессовой ситуации. Матери таких детей уверены в себе, в их представлении о ребенке доминируют положительные оценки его личностных качеств и достижений, позитивно оцениваются изменения в поведении по мере его развития. Дети с низкими показателями развития образа себя проявляют высокую степень зависимости от матери, при слабом стрессе испытывают чувство страха, опасности. Матери детей этой группы имеют преимущественно заниженную самооценку, у них отмечается эмоциональное неблагополучие, неуверенность в своих силах. У таких матерей преобладает ориентация на уход за ребенком, они чаще отмечают как позитивное развитие у него навыков, а не личностных качеств, а также негативные изменения в его поведении.

Позиция матери, формирующая у ребенка образ себя, окажет воздействие на дальнейшее его развитие, а также на его взаимоотношения в будущем с другими людьми. Таким образом, в раннем детстве связь ребенка с матерью является доминирующим фактором, влияющим на последующую социализацию личности.

Однако не менее важное воздействие на развитие ребенка оказывает отец.

Значение мужчины в современной семье (по Е.Ф. Мазилу) заключается в следующем:

  • • Его основная роль как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для материального обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи.
  • • Муж сегодня в большей мере, чем раньше, несет ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное, способствует гармоничному развитию личности обоих партнеров.
  • • Он принимает самое активное участие в хозяйственнобытовой деятельности семьи, наравне с женой и другими членами семьи должен выполнять весь объем домашней работы.
  • • Как родитель он несет ответственность за уровень воспитанности детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.

Все отмеченные позиции тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на развитие ребенка (прямо и косвенно). Таким образом, отец в семье представляет собой определенный образец поведения, источник уверенности и авторитета, олицетворяет дисциплину и порядок.

Ученые Н. В. Малярова, Е. А. Мухортова, С. К. Нартова-Бочавер, М. И. Несмеянова выделяют социальные и духовные потребности ребенка, которые удовлетворяются благодаря отцу:

  • — в защите и любви;
  • — авторитете;
  • — образце мужского поведения.

Научные изыскания выявили взаимосвязь между формированием отдельных способностей детей (математических) и наличием отца в семье (В.В. Кочубей).

По мнению Э. Фромма, отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Он указывает также, что ребенку необходим отец на всем протяжении его развития, однако особенно он нуждается в отцовской любви, в его власти и руководстве после 6 лет. Подобные данные получены отечественными исследователями. Если в раннем возрасте глубже проявляется связь ребенка с матерью, в дошкольном возрасте все большее значение для правильной полоролевой идентификации приобретает отец.

Так, И. С. Кон отмечает, что выросшие без отца дети часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаше невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Влияние отца на развитие девочки, наличие у детей потребности в отце или человеке, его замещающем, в течение всей жизни показывают Б. И. Кочубей, Дж. Шаллер. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, по мнению И. Лангмейер и 3. Матейчек, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Соглашаясь с мнением о значимости фигуры отца в становлении личности ребенка, следует подчеркнуть, что детская асоциальность опосредуется целым рядом факторов. Дети, воспитывающиеся без отцов, во многих случаях успешно социализируются, тогда как в полных семьях тоже может вырасти ребенок, испытывающий трудности в поведении, адаптации в обществе.

Отец и мать в воспитании дополняют друг друга и создают обогащенный образец личности, способствующий психологическому опыту ребенка, его представлениям о подражании.

Исследование Г. Г. Зубовой показало, что мужчины поразному принимают роль отца: одни лишь декларируют свое отцовство, взваливая все проблемы воспитания на мать; другие, наоборот, разбираются до тонкости в сложных вопросах.

В современной семье авторитет отца заметно снижается под воздействием таких факторов, как невозможность продемонстрировать профессиональные умения из-за их недоступности детскому пониманию или из-за невостребованности в быту (например, многие профессии — менеджер, банкир, экономист и др.); профессиональная занятость жены и разделение между супругами ответственности за материальное благополучие семьи. При этом количество и значимость внутрисемейных обязанностей отца значительно меньше, чем у матери, и он все чаше подвергается критике со стороны жены.

Наиболее значимые характеристики влияния отца на ребенка: его авторитет, уверенность в себе, терпимость по отношению к агрессивности ребенка, строгость в приучении к порядку, способность передавать навыки общения и типичные способы поведения. Часто воспитывает не сам отец, а его авторитет, поддерживаемый матерью. На авторитет отца влияет: согласие между родителями в вопросах воспитания; осведомленность ребенка о профессиональной деятельности отца; способность мужчины строить и воплощать долговременные планы как в отношении ребенка, так и семьи в целом; восприятие мужчиной общения с ребенком как средства, способствующего собственному духовному росту, умение получать от него удовольствие. Уверенность отца в себе как воспитателе связана с достаточно высоким уровнем компетентности в вопросах воспитания и общей высокой самооценкой личности. Многие мужчины демонстрируют в этом свою неуверенность.

Связь поведения ребенка и воспитательной тактики отца отражается в следующих результатах. Если у отца низкий авторитет, он не уверен в себе как воспитателе, если отец не дисциплинирует ребенка и не достиг согласия с матерью в вопросах воспитания, то ребенку более свойственно отрицательное поведение (привлечение внимания взрослых разрушительной деятельностью, агрессией, неповиновением). Степень принятия роли отца у таких мужчин крайне низка. В основном положительное поведение (стремление получить похвалу, включиться в группу детей путем предложения совместной деятельности) продемонстрировали дошкольники, чьи отцы уверены в себе как воспитатели, имеют высокий авторитет и высокие ожидания в отношении детской самостоятельности, нетерпимы к детской агрессивности и строги в приучении к порядку.

Семейная социализация не сводится только к взаимодействию детей и родителей. Важно также влияние братьев и сестер, их число на развитие ребенка. Типична нуклеарная семья с одним ребенком. Исследователи выделяют ряд трудностей, связанных с воспитанием единственного ребенка в семье. Как правило, родители уделяют ему чрезмерное внимание (В.В. Бойко, А. Фромм и др.). По мнению А. Фромма, причина этого кроется в том, что ребенок воспринимается родителями именно как единственный, однако правильнее было бы относиться к нему как к первому.

Чрезмерное внимание родителей к единственному ребенку может принимать разные формы. Следствием подобного воспитания является его неприспособленность к жизни в обществе, трудностям и разочарованиям. Единственный ребенок ожидает от людей такого же внимания к себе, к которому привык дома. Ему никогда не приходилось делить любовь родителей с братьями и сестрами, он не привык к играм с другими детьми, поэтому общение со сверстниками может представлять для него определенную трудность. С одной стороны, он может стремиться уйти от контактов, уединиться, с другой — детский коллектив может отвергать его по причине эгоизма.

На проблему воспитания единственного ребенка в семье существует и другая точка зрения: он эмоционально устойчивее по сравнению с другими детьми, так как не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер.

Среднедетная семья, в отличие от семьи с единственным ребенком, более успешно решает проблемы социализации личности. Данные, полученные В. В. Бойко, свидетельствуют о том, что родители двоих детей способны легче и быстрее понять внутренний мир детей, чем те, у кого один ребенок.

Каждый ребенок в такой семье быстрее и эффективнее учится любить и уважать ближнего, считаться с интересами другого человека, понимать его душевные состояния, оказывать эмоциональную поддержку. В этих семьях ярче, чем в однодетной, выражена соподчиненность семейных отношений, возможность дошкольника приобретать нравственный опьгг в общении с разными по возрасту, полу, образовательному уровню членами семьи, вовлеченность в разнообразный хозяйственно-бытовой труд. Это способствует быстрой социализации, установлению более широких внешних связей.

В семье расширенного типа инициаторами социализации в первую очередь после родителей являются родственники ребенка — бабушки, дедушки, дяди, тети, старшие братья и сестры. Они наряду с родителями могут выступать в качестве самостоятельных проводников социализации. Родные братья и сестры устанавливают нормы поведения, представляют собой образцы для подражания. В отношениях с ними развиваются и совершенствуются навыки общения. Усвоенные в семье навыки распространяются на отношения с другими людьми, облегчая процесс вступления в общество.

Кто оказывает более сильное социализирующее влияние на ребенка — родители или братья и сестры? Признавая роль последних в становлении личности ребенка, мы вместе с тем убеждены в доминирующем влиянии родителей на социализацию ребенка, особенно дошкольника. Братья и сестры способны оказывать более глубокое влияние лишь при наличии специфических условий, таких, например, как сведенное к минимуму участие родителей в деле воспитания ребенка, стремление переложить свои функции на более взрослых детей. Хотя подобные ситуации существуют, тем не менее они — скорее исключения, чем массовое явление.

Хотя семьи с несколькими детьми более благоприятны для процесса социализации, в них может возникать и нездоровое соперничество, ревность детей (В.В. Бойко, Г. Т. Хоментаускас, Д. Винникот и др.), которое способно превратиться в стойкое негативное отношение, сохраняющееся на всю жизнь, и отрицательно повлиять на отношение родителей и детей.

Исследователи проблемы детской ревности подчеркивают, что подобную нездоровую обстановку чаше всего создают сами родители, когда неровно ведут себе по отношению к детям. Г. Т. Хоментаускас обращает внимание, что задача родителей — помочь ребенку утвердиться в своих стремлениях, добиться результатов, но не в ущерб другим детям. Ослабление контроля за соперничающими детьми может привести к нарушению взаимоотношений между ними, развитию примитивных межличностных реакций (зависти, амбиции, злорадства, агрессии). Поэтому непростая педагогическая ситуация в семье с несколькими детьми требует от родителей чуткости, понимания внутреннего мира собственных детей и постоянного самовоспитания.

На ребенка влияют не только обстановка, стиль отношений между людьми, атмосфера, но и все взрослые члены семьи. Эффективность воздействия взрослых на детей в семье во многом зависит от их родительской позиции. Это система отношений родителей к ребенку, проявляющаяся в содержании и характере воспитательных воздействий и манере общения, типичных для данной семьи. Такое отношение складывается в результате осознания родителями специфики положения каждого ребенка в семье. Позиция влияет на качество контактов между детьми, от нее зависит, сложатся ли в семье дружеские отношения. Родительская позиция изменяется с рождением второго ребенка.

Первый ребенок — непознанное, интересное для родителей, чудо природы, никогда не перестающее их удивлять. Родители чувствуют себя создателями, людьми, переступившими собственное бытие. Первенец часто воспринимает со стороны родителей трепетную любовь и восхищение. В отличие от других он получает с самого начала своего существования громадную заботу и внимание со стороны взрослых, его самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих.

Первые дети подсознательно занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне». Это делает их зависимыми от других людей, нуждающимися во внимании.

Часто родители испытывают страх и тревогу за первого ребенка. Он появляется, когда семья еще недостаточно готова к этому. Появление ребенка и уход за ним в первые месяцы сопряжены с определенной долей неуверенности, тревожности. Постепенно родители начинают понимать реакции ребенка на их поведение, верить в «мудрость» развивающегося человека и не бояться собственных ошибок. В результате они несколько успокаиваются и ведут себя более уверенно.

Громадное влияние на развитие личности первого ребенка имеет рождение второго. Правильно поступают те родители, которые уделяют внимание объяснению того, что в семье появится еще один маленький человечек. Дети, как правило, хотят, чтобы в их семье был малыш. В семье нужен не только авторитет, покровительствующий, заботящийся, руководящий человек, но и равноправный друг для игр, спутник, компаньон. Дети мечтают быть такими же, как их родители, поэтому рождение малыша сулит приятную перспективу попробовать себя в роли отца или матери, опекуна и учителя. Эти две внутренние позиции создают эмоционально положительное отношение первенца к будущему новорожденному. Родителям следует поддерживать эти стремления детей.

С рождением последующих детей родительская позиция становится более осознанной в связи с приобретенным жизненным опытом.

Важно, чтобы первый ребенок воспринял рождение малыша с радостью и продолжал чувствовать любовь родителей, его необходимо готовить к новой роли защитника и друга. Старший ребенок должен принимать активное участие в уходе за младшим. Иногда дети чувствуют себя забытыми, отверженными, появляется зависть. Эти чувства более или менее знакомы всем первенцам, но не у всех одинаково интенсивны. Они имеют определенный психологический смысл — поощряют ребенка к поиску новых форм поведения в семье, он пытается больше придерживаться требований взрослых, приобщиться своим поведением к их миру.

Изменения в семье при благоприятных условиях становятся стимулом, толчком в развитии личности первого ребенка. Они могут способствовать преодолению эгоизма, направлять энергию ребенка на утверждение себя в более зрелых способах общения с родителями, в помощи другим, творчестве и др. Однако, когда не! дтивные чувства слишком интенсивны, они могут стать причиной глубоких психологических проблем.

Иногда ребенок ищет способы завоевания родительской любви. Проявляются сопернические отношения между детьми, зависть, стремление унизить старшего путем ябедничества, с помощью хвастовства повысить свою значимость в глазах родителей. Благополучие ребенка в семье зависит от ею положения в иерархии отношений с братьями и сестрами.

В некоторых случаях второй ребенок в зависимости от поведения старшего может отказаться от борьбы за себя, потерять надежду достичь ощущения своей значимости в семье. У нею формируется внутренняя позиция «оставьте меня в покое». В еще более сложную позицию попадает второй ребенок с рождением третьего. Он не имеет привилегий старшего, не является для родителей «самым-самым» и не может конкурировать с третьим, так как родители в этот момент эмоционально и физически ближе к последнему. Поэтому средний ребенок чаще, чем другие дети в семье, чувствует несправедливость, считает себя обиженным и отверженным.

К рождению третьего ребенка родители устают, но не оставляют без внимания новорожденного. Они просто уделяют меньше всего внимания среднему.

Психологическая борьба детей скрыта от родителей. В ряде семей родители ощущают конфликт, но не знают, в чем его причины и как помочь. На взаимоотношения между детьми влияет их пол и возраст. Например, игры младших со старшими более разнообразны, содержательны. Согласно исследованию В. М. Ивановой, если у ребенка есть сестра 6—8 лет, то она выступает в роли «мамы», принимает брата в девчоночьи игры.

В настоящее время отмечается тенденция к появлению «позднихдетей». Сточки зрения медицины, поздней считается беременность у женщины после 30 лет. По мнению психологов, женщина физически готова к материнству между 20 и 25 годами, но эмоциональная готовность наступает как минимум на семь лет позже. Поэтому в психологии понятия «поздняя мама» не существует, но существуют проблемы, с которыми сталкиваются все родители «после 30».

Поздние дети отличаются, как правило, высоким интеллектом. Ребенок на бессознательном уровне впитывает богатый жизненный опыт своих родителей и накапливает собственный, уже опираясь на этот «ба1дж». Ребенок не воспринимается родителями как помеха в достижении жизненных целей (получение диплома, карьерный рост). Он растет в семье, где материальных проблем гораздо меньше. Родители более мудро и взвешенно подходят к воспитанию, где ребенок получает правильные жизненные установки.

Вместе с тем, отмечаются и некоторые недостатки воспитания позднего ребенка. Часто поздние родители не дают ему возможности развиваться самостоятельно: они мгновенно подмечают все сильные стороны чада, возводят их в ранг таланта и усиленно их развивают. Родители пишут «сценарии», определяют ребенка в рамки непобедимого спортсмена, балерины и т. п., за что дети платят протестом.

На характере ребенка отпечатывается мотивация, которая стала причиной его рождения. Например, он может стать предметом манипуляции, если женщина хотела таким образом удержать загулявшего мужа. К минусам воспитания позднего ребенка относится и то, что слишком велика разница в возрасте. Родители, почти годящиеся ему в бабушки-дедушки, порой плохо понимают своего ребенка, далеки от реалий современного мира и навязывают ему собственные суждения. Родители ведут себя как бабушки и дедушки: им легче почитать ребенку книжку, чем поиграть в мячик или прятки. Поэтому поздние дети взрослеют рано и не погодам рассудительны. Для «поздних» родителей свойственна гиперопека. Ребенок это чувствует и становится капризным и трусливым. Психологи отмечают, что дети не замечают моршин на лице, а замечают немодную прическу или старую кофту. Иногда поздние дети позволяют родителям продлить молодость, сохранить тонус и вкус к жизни.

Особая эмоциональная среда складывается в многопоколенной семье. Отечественные и зарубежные социологи придерживаются мнения, что при всех возможных трудностях данного структурного типа семьи, вызванных отношениями между старшим и средним поколениями, их совместное проживание следует рассматривать в целом как явление положительное. Старшие родители выступают хранителями многих ценных традиций и культуры. Передавая их младшим, они обогащают социальный и нравственный опыт семьи, сохраняют культуру своего народа.

Совместное проживание нескольких поколений благотворно влияет на самых младших в семье — внуков. В многопоколенной семье дети, наблюдая течение старости, учатся состраданию, умению прийти на помощь нуждающемуся, им предоставляется возможность оценить мудрость старшего поколения. Деды и внуки эмоционально обогащают друг друга. Старики сохраняют более спокойный ритм жизни всей семьи, их методы воспитания менее категоричны и безапелляционны по сравнению с молодыми родителями. Вместе с тем, поданным В. В. Бойко, очень небольшой процент пожилых людей относит внуков к ведущим ценностям своей жизни. По справедливому мнению исследователя, данное положение снижает воспитательный потенциал семьи.

Таким образом, на ребенка влияет вся семейная атмосфера, все члены семьи — сестры, братья, родители, бабушки и дедушки. Они должны быть едины в своем подходе к детям, подавать положительный пример, отличаться добрым, ровным отношением.

Вопросы и задания

  • 1. Каково влияние матери на становление личности ребенка?
  • 2. Раскройте роль отца в развитии ребенка.
  • 3. Какое влияние оказывают братья и сестры на развитие ребенка?
  • 4. В чем заключаются особенности воспитания ребенка в многопоколенной семье?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой