Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование военных действий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Участники вооруженных конфликтов. Следует различать два понятия, используемые в международном гуманитарном праве для определения правообладателей. Когда речь идет о субъектах международного гуманитарного права, то к таковым, бесспорно, относятся государства, национально-освободительные движения, а также международные межправительственные организации, поскольку именно они приобретают права и несут… Читать ещё >

Правовое регулирование военных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало войны. С глубокой древности обычаи требовали, чтобы началу военных действий предшествовало формальное объявление войны. В последующем эта норма была закреплена в договорном порядке. Так, в III Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г. закреплено, что «Договаривающиеся Державы признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны» (ст. 1). Кроме того, о состоянии войны должны быть незамедлительно оповещены нейтральные державы. Состояние войны будет иметь для них действительную силу после получения оповещения. С момента объявления состояния войны происходит перестройка отношений между воюющими государствами, которая ведет к наступлению ряда юридических последствий:

  • — прекращаются дипломатические, консульские отношения;
  • — конфискуется собственность, принадлежащая вражескому государству;
  • — применяется специальный режим к гражданам неприятельского государства;
  • — прекращают действие договоры, рассчитанные на мирные отношения;
  • — начинают применяться нормы международного гуманитарного права.

Театр войны можно определить как пространство, в пределах которого в случае начала вооруженного конфликта воюющие государства могут вести военные действия. Это понятие включает сухопутную, водную и морскую территорию государств, государственное воздушное пространство, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых может иметь место вооруженный конфликт.

Нейтралитет. Международное право запрещает превращать в театр войны территорию нейтральных государств, а также нейтрализованные территории и пространства, правовой режим которых устанавливается специальными международными соглашениями. К нейтральным государствам относится Швейцария, нейтрализованной территории можно рассматривать архипелаг Шпицберген, в отношении которого Норвегия приняла обязательство не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы, а также не строить никаких укреплений, которые никогда не должны быть использованы в военных целях.

Из театра войны исключаются части территории государства, устанавливаемые в целях расположения специальных зон, предусмотренных нормами международного гуманитарного права (санитарные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действия войны раненых и больных, а также персонал, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями, уход за лицами, которые будут там сконцентрированы).

В международном праве встречаются и иные нормы, предусматривающие изъятия из театра войны (международные каналы, центры сосредоточения культурных ценностей, имеющих очень большое значение, гражданские мирные объекты), а в ряде случаев одна и та же территория или пространство объявляются одновременно нейтрализованной и демилитаризованной территорией (Антарктика, Луна и другие небесные тела).

Что касается безъядерных зон, создаваемых в ряде регионов на основе международных соглашений заинтересованных государств, то в целом они нс исключаются из сферы вооруженного конфликта, однако при условии их соблюдения государствами-участниками их запрещается превращать в театр ядерной войны.

Участники вооруженных конфликтов. Следует различать два понятия, используемые в международном гуманитарном праве для определения правообладателей. Когда речь идет о субъектах международного гуманитарного права, то к таковым, бесспорно, относятся государства, национально-освободительные движения, а также международные межправительственные организации, поскольку именно они приобретают права и несут обязанности по международному праву вообще, и по международному гуманитарному праву, в частности. Вместе с тем в ходе вооруженного конфликта в военные действия вовлекаются военные структуры воюющих сторон, которые обычно именуются «вооруженными силами», поэтому очевидно, что именно на них распространяют свое действие нормы международного гуманитарного права и они могут быть признаны участниками вооруженных конфликтов. Дополнительный протокол I 1977 г. (ст. 43) даст понятие вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, как всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системы, обеспечивающей соблюдение норм международного гуманитарного права.

С точки зрения международного гуманитарного права законные участники вооруженных конфликтов подразделяются на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). Такое деление вооруженных сил подтверждается и Дополнительным протоколом I, в котором нашел отражение основной признак, позволяющий различать комбатантов и некомбатантов, а именно наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях.

С учетом этого к комбатантам относится весь строевой состав вооруженных сил (т.е. личный состав сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил и др.), а также ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления.

Ополчение, движения сопротивления, партизаны являются законными комбатантами, если они отвечают следующим условиям:

  • а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
  • б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
  • в) открыто носят оружие;
  • г) соблюдают в своих действиях правила ведения войны.

К некомбатантам относится медицинский и духовный персонал, так как он вообще не вправе принимать участие в военных действиях (ст. 43 Дополнительного протокола I).

Таким образом, правовое положение комбатантов и некомбатантов различно. Оно связывается с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты в ходе вооруженного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, т. е. уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в целях самообороны.

На комбатантов распространяется режим военного плена. Что же касается некомбатантов, то в случае их пленения они не должны считаться военнопленными. Держащая в плену держава предоставляет им возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным. С учетом специфики военных действий на море и в воздухе в международном гуманитарном праве даются определения комбатантов и некомбатантов морской и воздушной войн.

К комбатантам относятся военные разведчики, которых можно определить как лиц, собирающих сведения в районе действия противника, носящих форму своей армии и не скрывающих своего правового положения. Если военный разведчик попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена. К законным участникам вооруженных конфликтов можно отнести добровольцев, которые имеют право принимать участие в военных действиях воюющих сторон (V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.).

Говоря о законных участниках вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть о наемниках и шпионах, которые таковыми не признаются. Согласно Дополнительному протоколу I (ст. 47) наемник — это лицо, специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства. Кроме того, оно не является гражданином государства, находящегося в конфликте и не проживает на его территории, не входит в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте и не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил. Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.

Военным шпионом (или лазутчиком) признается лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне (ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.). Дополнительный протокол I уточняет статус военного шпиона, указывая, что лицо из состава вооруженных сил, попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом. Иными словами, на шпионов не распространяется статус комбатантов.

С тем, чтобы избежать излишних страданий, ничем не оправданных жертв среди мирного населения, международное гуманитарное право устанавливает принцип ограничения в выборе воюющими методов и средств ведения войны, который устанавливает, что право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным (ст. 35 Дополнительного протокола I).

Согласно международному гуманитарному праву к запрещенным методам ведения войны относятся следующие действия:

  • — предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам неприятеля;
  • — нападение на лиц, вышедших из строя;
  • — взятие заложников;
  • — отдача приказа нс оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;
  • — принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятельской державы;
  • — бомбардировка незащищенных городов;
  • — использование не по назначению отличительных национальных и международных защитных эмблем и др.

К запрещенным средствам ведения войны международное гуманитарное право относит средства, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами: взрывчатые и зажигательные пули, а также пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле; снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушающих или вредоносных газов; бактериологические средства; средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда, химическое оружие.

Нормы международного гуманитарного права запрещают также применение и конкретных видов обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания: оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном, кассетные, шариковые бомбы, мины-ловушки. Кроме того, запрещается применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях с тем, чтобы не причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы, а также нельзя применять противопехотные мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами; дистанционно устанавливаемые противопехотные мины, которые не соответствуют положениям о самоуничтожении и самодезактивации; дистанционно устанавливаемые мины, не являющиеся противопехотными минами, если они не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации, спроектированным таким образом, чтобы мина уже не функционировала как мина, когда она больше не служит военной цели, для которой была установлена.

В международном праве до настоящего времени отсутствует общепризнанная норма, запрещающая применение ядерного оружия. В ряде международно-правовых актов (прежде всего, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН) признается, что его применение в войнах противоречит целям ООН[1], а некоторые международные договоры предусматривают ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, а также ограничивают сферу его пространственного распространения.

Международный суд, но запросу Генеральной Ассамблеи ООП относительно правомерности использования ядерного оружия или угрозы его применения установил, что не существует ни одной международно-признанной нормы, которая прямо запрещала бы при любых обстоятельствах использование ядерного оружия или угрозу его применения в ходе вооруженного конфликта. Суд единодушно констатировал, что любой случай применения ядерного оружия подпадает под действие норм и требований международного гуманитарного права. Из этого следует, что, хотя формального запрета на применение ядерного оружия международное сообщество пока еще не выработало, по техническим характеристикам, поражающим факторам, последствиям его применения оно подпадает под ограничения, существующие в международном гуманитарном праве.

Мировое сообщество, заинтересованное в недопущении войн, стремится к их прекращению по возможности в кратчайшие сроки и созданию необходимых условий для скорейшего восстановления мирных отношений между воюющими государствами. В международном праве различаются две ситуации: прекращение состояния войны и прекращение военных действий. Естественно, что прекращение военных действий предшествует прекращению состояния войны, поскольку последнее должно урегулировать юридические последствия начала войны и ее результатов.

Военные действия чаще всего прекращаются в результате перемирия и капитуляция. Международное право различает общее и местное перемирие. Достижение общего перемирия приводит к прекращению военных действий, оно распространяется на весь театр войны, поэтому представляет собой не только военный, но и политический акт, заключаемый воюющими сторонами от имени государственных органов. Всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия. Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились. Совет Безопасности ООП, опираясь ст. 40 Устава о временных мерах, может принять решение рекомендовать воюющим сторонам заключить перемирие, которое может включать прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции и т. д.

В отличие от общего местное перемирие имеет целью приостановление военных действий между отдельными воинскими подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий с тем, чтобы подобрать раненых и больных, произвести погребение мертвых, эвакуировать из осажденных районов гражданских лиц, включая женщин и детей. После решения указанных задач, военные действия могут возобновиться. Особенности местного перемирия позволяют командующим войсками (или подразделениями) самостоятельно принимать решение о его проведении, если только законы и воинские уставы не предусматривают иного порядка.

Капитуляция является второй формой прекращения военных действий, при этом в отличие от перемирия побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Разновидностью капитуляции признается безоговорочная капитуляция, которая имела место в отношении фашистской Германии и милитаристской Японии в результате их поражения во Второй мировой войне.

Для окончательного урегулирования отношений между воюющими заключается мирный договор, который выступает основной правовой формой прекращения состояния войны. Его содержание охватывает широкий круг вопросов: прекращение состояния войны, восстановление мирных отношений, привлечение к ответственности военных преступников, разрешение территориальных вопросов, обмен военнопленными, возмещение убытков, возвращение имущества и т. п. Однако в практике межгосударственных отношений встречаются случаи, когда состояние войны прекращается также путем принятия односторонней декларации (одностороннего акта) государством-победителем или заключения двусторонней декларации (соглашения) между бывшими воюющими державами, а заключение мирного договора откладывается на будущее до окончательного согласования позиций сторон.

  • [1] См., например, резолюцию 1653 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН (декларация о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия). Начиная с 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН обсуждает вопрос о возможности заключения конвенции о запрещении ядерного оружия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой