Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Криминологическая профилактика коррупционной преступности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитательные и просветительские меры — это создание привлекательного образа государства на уровне восприятия его субъектами обыденной правовой жизни. Следует также воспитывать нулевую терпимость граждан и служащих к коррупции. Необходимо усилить в средствах массовой информации, Интернет-изданиях квалифицированную пропаганду вреда коррупции и ее общественной опасности. Для этого, в частности… Читать ещё >

Криминологическая профилактика коррупционной преступности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Противодействие коррупционной преступности должно осуществляться комплексно, принимая во внимание меры политического, правового, экономического, организационного, информационного характера.

В борьбе с коррупционной преступностью большое значение имеет предупреждение, т. е. позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц.

Мерами такого предупреждения, по мнению В. Д. Малкова, являются:

  • — совершенствование правовой базы борьбы с коррупционной преступностью;
  • — совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни;
  • — совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий;
  • — разработка и реализация па федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью;
  • — осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений;
  • — обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;
  • — повышение уровня правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений;
  • — совершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступлений;
  • — установление и осуществление административного надзора за лицами, имеющими судимости за совершение тяжких должностных и коррупционных преступлений;
  • — использование средств массовой информации и системы образования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости и ее проявлениям[1].

Целесообразно также чаще конфисковывать имущество взяточников, для чего надо внести изменения в закон о противодействии коррупции, обязательно восстановить конфискацию как вид наказания.

Наряду с указанными специально-криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения должностных и коррупционных преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц.

A. В. Артемьев предлагает следующие меры:

  • 1) изменить механизм перераспределения благ, разделив государственный и негосударственный секторы экономики;
  • 2) изменить самоорганизацию структуры государственно организованного общества, исключив из общегосударственных элит криминальную, с одновременным введением в нее научной и творческой элит;
  • 3) изменить механизм взаимодействия элементов государственно организованного общества таким образом, чтобы само общество формировало все общественные институты, в том числе — доминирующий, а через него — механизм государства;
  • 4) изменить общественно-государственную институцию, приведя ее в соответствие с идеалами современного капиталистического общества, исключив из нее криминальные нормы и устаревшие институциональные нормы советского периода;
  • 5) изменить механизм реализации права, исключив из него практику применения права всеми государственными (муниципальными) органами власти и управления, оставив данную функцию в исключительной компетенции суда[2].

Превалирование в деятельности государственных служащих решения задач защиты интересов личности, населения над интересами государства, несомненно, будет способствовать снижению коррупционной преступности.

По мнению А. В. Малько, II. А. Лопашенко, И. Н. Коновалова и М. II. Петрова, высокий уровень коррупции объясняется тремя факторами: недостаточной эффективностью антикоррупционной деятельности с применением имеющегося арсенала мер, отсутствием новых, более адекватных средств, а также механизма устранения причин коррупции.

Авторы считают, что для наиболее рационального подхода к антикоррупционной деятельности тактически правильно следовать приоритетам в реализации названных трех направлений антикоррупционной политики: начинать с раскрытия всего потенциала имеющихся в наличии антикоррупционных средств, затем уделять внимание ее профилактике и уже в последнюю очередь решать вопросы использования новых средств. В дальнейшем все три направления необходимо осуществлять параллельно. Стратегия антикоррупционных мероприятий должна быть основана на профилактике и искоренении причин коррупции, т. е. выражаться прежде всего в модернизации системы государственного управления, а также в активизации антикоррупционной функции.

B. А. Авдеев, О. А. Авдеева к числу приоритетных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере противодействия коррупции посредством политико-правовых средств относят: 1) усиление роли государства как гаранта безопасности личности; 2) совершенствование принципов и методов взаимодействия органов государства и органов самоуправления с институтами гражданского общества; 3) создание гарантий защиты прав и законных интересов российских граждан; 4) разработку мер по усилению доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации; 5) принятие мер по предупреждению коррупционной преступности; 6) совершенствование механизма правового регулирования с использованием средств уголовного и административного права; 7) совершенствование правоприменительной практики; 8) активизацию международного сотрудничества в поиске взаимоприемлемых мер, осуществляемых в сфере противодействия коррупции[3].

Становление социального государства непосредственно связано с разработкой и реализацией комплексных эффективных мер по противодействию коррупции как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, где должны быть задействованы все органы государственной и местной власти, политические партии и общественные организации, институты гражданского общества.

Антикоррупционная политика имеет четыре слагаемых успеха: 1) разработка антикоррупционного законодательства и координация антикоррупционной деятельности; 2) изменение содержательных аспектов системы управления и продолжение административной реформы; 3) укрепление судебной власти, создание административной юстиции и обособление антикоррупционного направления деятельности правоохранительной системы; 4) введение принципиально новой системы государственного контроля, в особенности финансово-бюджетного, обеспечивающего общественные, парламентские и иные процедуры в сфере антикоррупционной деятельности.

Для достижения цели антикоррупционной политики и решения указанных наиболее важных вопросов должны использоваться научные, организационные воспитательные (культурно-просветительские), экономические и правовые меры.

Научные меры предполагают разработку идеологии противодействия коррупции, предложение целей и принципов такого противодействия, конкретные проекты нормативных правовых актов, прогрессивные юридические технологии решения проблем коррупции.

Организационные меры включают в себя, во-первых, создание различных структур и их действия по борьбе с коррупцией. В частности, предлагается создать национальный Совет по противодействию коррупции, который должен формироваться не только из руководителей ряда государственных органов и общественных организаций, но и из органов местного самоуправления, политических партий и иных структур гражданского общества. Совет должен заниматься разработкой стратегической программы борьбы с коррупцией в Российской Федерации, совершенствованием законодательства в этой сфере, его постоянным мониторингом, чтобы выяснить, не создают ли действующие законы условий для коррупции.

Во-вторых, в каждом органе государственного и муниципального управления следует создать государственно-общественную структуру коллегиального типа, которая, не вмешиваясь в выполнение текущей функциональной компетенции, будет иметь реальные управленческие полномочия по решению внутриорганизационных, и в первую очередь определенных кадровых и дисциплинарных вопросов, вопросов поощрения и рассмотрения жалоб сотрудников. В части организационных мер весьма полезным может оказаться применение опыта Германии по проведению регулярного мониторинга коррупционности, выявлению наиболее уязвимых в этом плане должностей и принятию своевременных шагов по предупреждению нарушений. Одним из методов профилактики предусматривается прием на коррупционно-проницаемые должности специально подготовленных сотрудников, устойчивых в морально-психологическом плане. Причем через пять лет они подлежат обязательной ротации[4].

В-третьих, необходима организация взаимодействия органов власти и граждан, необходимо предоставить им право осуществлять гражданский контроль и сообщать о фактах коррупции в компетентный орган с предоставлением обязательных гарантий данного права.

Воспитательные и просветительские меры — это создание привлекательного образа государства на уровне восприятия его субъектами обыденной правовой жизни. Следует также воспитывать нулевую терпимость граждан и служащих к коррупции. Необходимо усилить в средствах массовой информации, Интернет-изданиях квалифицированную пропаганду вреда коррупции и ее общественной опасности. Для этого, в частности, нужно давать подробное освещение в прессе конкретных уголовных дел по взяточничеству, коммерческому подкупу, торговле влиянием как разновидности должностного и служебного злоупотребления; публиковать резолюции вступивших в законную силу приговоров судов, но таким делам; данные социологических опросов; интервью с авторитетными общественными и государственными деятелями; материалы о международном и зарубежном опыте противодействия коррупции.

Необходимо вести антикоррупционную пропаганду среди детей и подростков, начиная с младшего школьного возраста.

Сегодня недостаточно используются такие рычаги противодействия коррупции, как воздействие на культурный уровень человека, в частности, посредством телевидения, кино, театра, литературы, других видов искусства. Соответственно, необходимо предусмотреть в бюджетном финансировании всех уровней возможность, если не специального «антикоррупционного культурного» финансирования, то хотя бы использования различного рода грантов на создание отдельных произведений.

Следует поощрять участие в антикоррупционной пропаганде общественных организаций, а также деятелей церкви и различных религиозных конфессий.

Экономические меры авторы разделяют на общие, которые предполагают повышение уровня жизни в стране в целом, и специальные, предпринимаемые в отношении уровня жизни чиновничества. Важно обязательное дотирование (дофинансирование) прежде всего работников правоохранительных и судебных органов, на уровне регионов и обязательное обеспечение их социальными льготами, в том числе жильем.

Еще в 2012 г. Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В. Д. обозначил первоочередные вопросы, которые необходимо решить для успешной борьбы с коррупцией:

  • — получение реальной картины коррупции и коррупционной преступности в целом;
  • — наступление на организованную преступность как социальную основу коррупции, воссоздание спецподразделения по борьбе с организованной преступностью или коррупцией;
  • — создание четких процедур отвода и самоотвода соответствующих служащих в целях предотвращения или урегулирования конфликтов интересов;
  • — преодоление иммунитетов различных категорий лиц при проведении расследования по делам о коррупции;
  • — переход от декларирования доходов к декларированию расходов;
  • — восстановление нормального правового института конфискации имущества;
  • — введение уголовной ответственности юридических лиц;
  • — обеспечение разумной достаточности в процессе гуманизации уголовного законодательства;
  • — задействование потенциала всего общества в антикоррупционной работе[5].

К сожалению, до настоящего времени указанные вопросы не решены, необходима системная планомерная работа законодателя, правоприменителя и всего общества, только в этом случае возможно достичь эффективного противодействия коррупционной преступности.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Дайте криминологическую характеристику коррупционной преступности.
  • 2. Каковы детерминанты коррупционной преступности?
  • 3. Перечислите меры по криминологической профилактике коррупционной преступности.
  • [1] См.: Криминология: учебник для вузов / под ред. В. Д. Малкова.
  • [2] См.: Артемьев А. В. Антропология коррупции: монография / под ред. С. А. Комарова.СПб.: Изд-во юрид. ин-та, 2011. С. 217—218.
  • [3] Авдеев В. А., Авдеева О. А. Стратегические направления противодействия коррупциив Российской Федерации.
  • [4] См.: Шаров А. Платное донесение. МВД предлагает премировать добровольных борцовсо взятками // Российская газета. 2005. 18 авг.
  • [5] Зорькин В. Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 18—20.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой