Государство и право в северо-восточной прибалтике (xiii—xviii вв.)
В XIII в. севернее Литвы возникла еще одна сила, угрожавшая Руси, — государства крестоносцев, по преимуществу немецких. Они образовались на землях покоренных балтийских и финно-угорских племен — ливов, куршей, земгалов и др., которые до тех пор платили дань русским князьям. 3] См.: Калнынь В. Очерки истории государства и права Латвии в XI—XIX вв.еках. Эпоха феодализма и домонополистического… Читать ещё >
Государство и право в северо-восточной прибалтике (xiii—xviii вв.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Политический строй до XIII в.
В XIII в. севернее Литвы возникла еще одна сила, угрожавшая Руси, — государства крестоносцев, по преимуществу немецких. Они образовались на землях покоренных балтийских и финно-угорских племен — ливов, куршей, земгалов и др., которые до тех пор платили дань русским князьям.
Еще в XI в. полоцкие князья, вассалы Древнерусского государства, собирали дань с племен, населявших низовья Западной Двины вокруг укрепленных русскими пунктов Кокнесе и Ерсика. Это были прежде всего ливы, которые проживали также в долине Гауи[1]. Такая зависимость сохранялась вплоть до прихода сюда немцев. С XI в. власть русских князей простиралась и на эстонские земли[2]. В 1030 г. князь Ярослав Мудрый, принявший при крещении имя Георгий (Юрий), основал здесь город, названный в его честь Юрьевом (нынешний Тарту).
В. Е. Калнынь считал возможным назвать Ерсику и Кокнесе государственными образованиями, зародышами латвийской государственности[3]. Думается, что достаточных оснований для этого нет. Оба образования никогда не были самостоятельными, они существовали как вассалы Полоцкого княжества. Сколько-нибудь серьезного государственного механизма здесь не видно, но зато в каждом из них сидели волостели полоцких князей.
Еще ниже был политический уровень эстонских племен. Очевидно, здесь также формировалось предфеодальное общество. Говорить о раннефеодальных отношениях, как это делает Ю. А. Егоров, вряд ли возможно. Сам же автор признает, что в это время в Эстонии складываются не больше чем племенные союзы[4]. Противоречива оценка характера общественного строя ливов у Е. Л. Назаровой. Она относит ливское общество то к периоду «становления феодальной формации», т. е. предфеодальному, то к раннефеодальному[5].
Отношения между русскими и местными племенами были дружественными и союзническими. В конце XII в. они вместе воевали против немецких колонизаторов, но не смогли осилить их. В XIII в. всякого рода местные политические образования были сметены крестоносной колонизацией. Здесь возникла целая серия германских, датских, шведских государств, стремившихся расширить сферу своей агрессии дальше на восток, на русские земли.
В 1228 г. Папа Римский провозгласил себя сюзереном прибалтийских земель, которые он начал раздавать крестоносцам — своим вассалам.
- [1] См.: Назарова Е. Л. Из истории взаимоотношений ливов с Русью (X—XIII вв.) //Древнейшие государства на территории СССР. М., 1996.
- [2] См.: Кузьмин А. Г. Кто в Прибалтике «коренной»? М., 1993. С. 5—6.
- [3] См.: Калнынь В. Очерки истории государства и права Латвии в XI—XIX вв.еках. Эпоха феодализма и домонополистического капитализма. Рига, 1980. С. 12.
- [4] См.: Егоров Ю. А. История государства и права Эстонской ССР. Дооктябрьскийпериод (XIII век — окт. 1917 г.). Таллин, 1981. С. 9—10.
- [5] См.: Назарова Е. Л. Указ. соч. С. 178, 182.