Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особые экономические зоны по китайскому законодательству

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

4] Law of the People’s Republic of China on Chinese-Foreign Equity Joint Ventures01.07.1979 // Westlaw. China. URL 099/maf/china/app/search/run?frt= &srguid=i0ad6a4730000016832804b78799cf4b5&snippets= true&sortid = CNRank2&context=79&hash=650 534 646&crumb-action=replace&crumb-label=Search+ tocview %28i3cf76ad50000014037769c2a4 05b8096%29%29&storedInputs= %5B %7B"authority ield" %3A %5B"" % 5D… Читать ещё >

Особые экономические зоны по китайскому законодательству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие особых экономических зон в Китае связывают с государственным деятелем Дэн Сяопином, который выдвинул идею создания СЭЗ в прибрежных районах. В результате в городах Шэнь Чжэнь, Чжу Хай, Шань Toy и Ся Мэнь были созданы «особые экспортные районы», в качестве эксперимента импортировался иностранный капитал. Впоследствии это превратилось в комплексные многофункциональные специальные зоны, которые Дэн Сяопин назвал «специальными экономическими зонами»[1].

Правовое регулирование СЭЗ в КНР достаточно специфично, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, в Китае отсутствует единый законодательный акт[2], устанавливающий общие требования к функционированию СЭЗ.

Во-вторых, существует более 30 нормативных актов в этой области[3], что делает неоднородным регулирование. В какой-то степени это мешает инвестору сориентироваться в разнообразии, которое существует в экономической сфере.

В-третьих, большинство нормативных актов направлено на точечную регламентацию отдельных вопросов, например, регулирование порядка учета иностранных предприятий в конкретной специальной зоне, установление порядка предоставления прав землепользования и т. д.

Законодательство в области СЭЗ можно разделить на две больших группы. Первая группа нормативных правовых актов, которую можно назвать актами общего характера, касается главным образом порядка осуществления инвестиционной деятельности. В эту группу можно отнести:

  • 1) Закон КНР «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» от 01.07.1979 (ред. 03.09.2016) (далее — Закон КНР о паевых совместных предприятиях)[4], который регламентирует порядок создания на территории КНР иностранными компаниями совместных предприятий;
  • 2) Закон КНР «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» от 13.04.1988 (в ред. 04.11.2017 № 81) (далее — Закон о совместных кооперационных предприятиях)[5], который регламентирует правовой статус кооперационных предприятий китайского и иностранного капитала;
  • 3) Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала» от 12.04.1986 (в ред. 03.09.2016 № 51)[6], регламентирующий правовой статус предприятия иностранного капитала;
  • 4) Закон КНР «О внешней торговле Китая» от 12.06.1994 № 22[7].
Целый ряд нормативных правовых актов устанавливает условия наделения статусом инвестора, общий порядок деятельности инвестором в особых экономических зонах. К таким актам относятся: Положение о поощрении иностранных инвестиций от 11.10.1986 № 96[8], утвержденное Государственным советом КНР, Положение о руководстве направлением иностранных инвестиций от 11.02.2011 № 346, утвержденное Государственным советом КНР, в соответствии с которым виды деятельности разделены на поощряемые, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные для иностранных инвесторов. Перечень поощряемых, ограничиваемых и запрещенных видов деятельности содержится в Перечне отраслей для размещения иностранных инвестиций от 28.06.2017 № 4, утвержденном Министерством коммерции КНР, Национальной комиссией по развитию и реформам КНР (Государственный комитет по развитию и реформе КНР)[9].

Вторая группа актов, выделяемая в рамках законодательства о СЭЗ, представляет собой специальное законодательство, весьма многочисленное и разнообразное по своему составу. В качестве примера можно назвать Руководящие начала Государственного Совета по содействию научному развитию специальных зон таможенного контроля от 27.10.2012 № 58[10], Постановление Постоянного комитета ВСНП «Об утверждении Положения об специальных экономических зонах в провинции Гуандун» от 26.08.1980[11], Постановление Всекитайское собрание народных представителей (далее — ВСНП) о создании специальной экономической зоны Хайнань от 13.04.1988[12], Положение об управлении иностранными банками и китайско-иностранными совместными банками в специальных экономических зонах от 02.04.1985, утвержденное Государственным советом КНР[13], Временное положение Государственного совета КНР о снижении и освобождении от налога на прибыль предприятий и консолидированного промышленного и коммерческого налога в специальных экономических зонах и четырнадцати прибрежных портовых городах от 15.11.1984[14], Положение о специальных экономических зонах в провинции Гуандун от 15.04.1980, утвержденное Постоянным Комитетом народного собрания провинции Гуандун[15], Порядок учета иностранных предприятий в специальных экономических зонах провинции Гуандун от 14.02.1986, утвержденный Народным правительством провинции Гуандун[16], Положение особой экономической зоны Шаньтоу о защите инвестиций тайваньских соотечественников от 30.08.2011, утвержденное Постоянным комитетом городского округа Шаньтоу[17], Положение о зонах новых и высоких технологий в специальной экономической зоне Шэньчжэня от 05.04.2001 № 15, утвержденное Постоянным комитетом народного собрания г. Шэньчжэнь[18], Положение об особой экономической зоне Шэньчжэнь о порядке предоставления прав землепользования от 06.07.2011 № 35, утвержденное Постоянным комитетом народного собрания г. Шэньчжэнь[19], Временное положение о перерабатывающей торговой деятельности в зонах экспортной переработки от 22.11.2005 № 27, утвержденное Министерством Коммерции КНР[20], Положение о специальной экономической зоне Сямынь для парков высоких технологий от 07.04.2002 № 30, утвержденное Постоянным комитетом народного собрания города субпровинциального значения Сямынь провинции Фуцзянь[21].

Наличие такого массивного специального блока в нормативной системе обусловлено тем, что китайский законодатель создает отдельный набор нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы ее функционирования, под каждую конкретную зону.

Как следствие, модели развития свободных экономических зон в КНР отличаются заметным многообразием. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходит из текущих потребностей страны и опыта функционирования специальных зон в других странах (так, например, был использован опыт Сингапура и США)[22].

Существующее многообразие СЭЗ является причиной множества различных классификации свободных зон.

Так, некоторые авторы выделяют[23]:

  • 1) специальные экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань), а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);
  • 2) зоны технико-экономического развития государственного уровня (в гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин и других крупных городах);
  • 3) зоны новых и высоких технологий, например, технопарк «Чжунгуньцунь», парки высоких технологий, например, «Чжанцзян», открытые зоны высоких технологий в г. Нанкин, г. Чэнду;
  • 4) свободные таможенные зоны (гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу);
  • 5) зоны приграничного экономического сотрудничества государственного уровня (в гг. Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь);
  • 6) Шанхайская зона свободной торговли.

Другие исследователи выделяют[24]:

  • 1) зоны новых и высоких технологий,
  • 2) зоны технико-экономического развития,
  • 3) парки высоких технологий,
  • 4) зоны свободной торговли,
  • 5) зоны экспортного производства,
  • 6) бондовые портовые зоны,
  • 7) беспошлинные логические парки,
  • 8) индустриальные парки и комплексные зоны,
  • 9) свободные таможенные зоны,
  • 10) зоны приграничного экономического сотрудничества.

Третьи предлагают следующую классификацию:

  • 1) государственные зоны:
  • 1.1) особые экономические зоны;
  • 1.2) зоны технико-экономического развития;
  • 1.3) зоны развития новой и высокой технологии;
  • 1.4) беспошлинные зоны;
  • 1.5) приграничного экономического сотрудничества;
  • 1.6) экспортно-производственные зоны,
  • 2) зоны провинциально-городского уровня[25].

Четвертые, исходя из характера инвестиционной деятельности в Китае, различают следующие виды СЭЗ[26]:

  • 1) специальные экономические зоны;
  • 2) открытые города;
  • 3) зоны развития экономики и техники;
  • 4) зоны развития высоких технологий;
  • 5) зоны местного уровня;
  • 6) частные инвестиционные зоны («инвестиционные парки», «инвестиционные города»);
  • 7) свободные торговые зоны (бондовые районы).

Таким образом, в Китае, как и в России, существует весьма многообразная система СЭЗ, чему способствовал тот факт, что при выборе модели развития конкретной СЭЗ китайское руководство исходит из текущих потребностей.

В литературе выделяют две основные модели по управлению СЭЗ[27]:

Первая модель административного управления широко применяется на начальном этапе создания зон. В зоне образуется руководящая группа, члены которой являются провинциальными или городскими руководителями. Они решают главные стратегические вопросы и не оказывают влияния на конкретные экономические вопросы. Основная задача администрации зоны состоит в обеспечении благоприятных условий для инвесторов и работы предприятий. Важную роль в деятельности зон играют специальные органы государственной власти, которые курируют зоны.

Вторая модель — это сочетание механизмов административного и рыночного регулирования. При такой модели одновременно существуют комитет по управлению (администрация) и управляющая компания[28] по освоению зоны: строительству инфраструктуры, привлечению инвестиций и т. д.

Рассмотрим некоторые виды СЭЗ подробнее в следующих параграфах.

  • [1] Ван Чао, Полоник С. С. Современная экономика Китая. Белорусский государственный университет. Минск и: Право и экономика, 2016. С. 16—17.
  • [2] Это является одной из проблем развития особых экономических зон в Китае. См.:Ван Чао, Полоник С. С. Современная экономика Китая. Белорусский государственныйуниверситет. Минск: Право и экономика, 2016. С. 28.
  • [3] Свободные экономические зоны и территории опережающего развития: опытКитая и России / Го Шухун, Б. Н. Паныпин, А. Е. Зубарев [и др.]. Хабаровск: Изд-воТихоокеан. гос. ун-та, 2015. С. 118.
  • [4] Law of the People’s Republic of China on Chinese-Foreign Equity Joint Ventures01.07.1979 // Westlaw. China [сайт]. URL 099/maf/china/app/search/run?frt= &srguid=i0ad6a4730000016832804b78799cf4b5&snippets= true&sortid = CNRank2&context=79&hash=650 534 646&crumb-action=replace&crumb-label=Search+ tocview %28i3cf76ad50000014037769c2a4 05b8096%29%29&storedInputs= %5B %7B"authority ield" %3A %5B"" % 5D %2C"toc level" %3A %5B"1″ %5 D %2C"title" %3A %5B"+Chinese-Foreign+" %5D %2C"crumb- + Results" %5D %2C"st type" %3A %5B"stdtemplate" %5D %2C «ntocview"%3A %5B"i3cf76ad5000001403 7769c2a405b8096″ %5D %2C"authorityLabel» %3A %5B""%5D %2C"cru (дата обращения — 24.01.2019).
  • [5] Sino-Foreign Cooperative Joint Venture Enterprise Law of the People’s Republic of China04.11.2017 № 81 //Westlaw. China [сайт]. URL: 4099/maf/china/app/document?&docguid=40 000 000 000 1 6006eed253ffa72418&hitguid = i000000000000016006eed253ffa72418&srguid = i0ad6a4730000016832c674ea8d6e6c27&spos = l&epos = l&td = 35&crumb-action=append&context=116&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [6] Wholly Foreign-Owned Enterprise Law of the People’s Republic of China 03.09.2016№ 51) //Westlaw. China [сайт]. URL: 9/maf/china/app/document?&docguid = i0000000000000156feb9c5805b61e b9b&hitguid =i000000 156feb9c5805b61eb9b&srguid=i0ad628330000016833f86fl45al576ab&spos=5&epos=5&td = 25&crumb-action=append&context=66&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [7] Foreign Trade Law of the People’s Republic of China 12.06.1994 № 22 // Westlaw. China [сайт]. URL: 9/maf/china/app/document?docguid = i3cf76ad30000011ef3515675633ee70c&hitguid=i3cf76ad30000011ef3515675633ee70c&srguid=i0ad6a4730000016832c674ea8d6e6c27&spos=19&epos=19&td=35&crumb-action=appen d&c ontext=116&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [8] Provisions of the State Council for the Encouragement of Foreign Investment 11.10.1986№ 96 // Westlaw. China [сайт]. URL: :4099/maf/china/app/document?&docguid=i3cf76ad30000011ef3514810633 ed714&hitguid=i3c f76ad30000011ef3514810633ed714&srguid=i0ad6a4730000016833ff555a8d6e6cc0&spos=23&epos=23&td=396&crumb-action=append&context=114&lang=en (дата обращения — 24.01.2019). Следует отметить, что видыдеятельности, которые не указаны в Положении о руководстве направлением иностранных инвестиций от 11.02.2011 № 346 отнесены к разрешенным видам деятельности.
  • [9] Catalogue of Industries for Guiding Foreign Investment 28.06.2017 № 4 (Revisedin 2017) //099/maf/china/app/document?&docguid = i00 15a59408b476c5ea7f0&hitguid=i00 15a59408b476c5ea7f0&srguid=i0ad6a4730000016833ff555a8d6e6cc0&spos=33&epos = 33&td = 396&crumb-action=append&context=122&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [10] Guiding Opinions of the State Council on Promoting the Scientific Development ofCustoms Special Supervision Zones // Westlaw. China [сайт]. URL: 099/maf/china/app/docUment?&docguid=i3cf76ad30000013abf4bb9294a3flld4&hitguid=i3cf76ad30000013abf4bb9294a3flld4&srguid=i0ad6a4730000016823afd49348764913&spos=ll&epos = ll&td=88&crumb-action=append&context=5&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [11] Resolution of the Standing Committee of the National People’s Congress Approving theRegulations on Special Economic Zones in Guangdong Province 26.08.1980 // Westlaw. China [сайт]. URL: 4099/maf/china/app/document?&docg uid=i3cf76ad30000011ef35140b8633ecb 8c&hitguid=i3cf76ad3 1 Ief35140b8633ecb8c&sr guid=i0ad6a4730000016823ble54b492fl4df &spos=7&ep os=7&td=7&crumb-action=append&context=13&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [12] Resolution of the National People’s Congress on the Establishment of the Hainan SpecialEconomic Zone 13.04.1988 // Westlaw. China [сайт]. URL: http:// 4099/maf/china/app/doc ument?&docguid=i3c f76ad30000011ef34fe913633c94de&hitguid=i3cf76ad30000011ef34fe913633c94de&srguid=i0ad6a4730000016823ble54b492fl4df&spos=5&epos=5&td=7&crumb-action=append&context=13&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [13] Regulations of the People’s Republic of China for the Administration of the Foreign Banksand Chinese-Foreign Joint Banks in the Special Economic Zones 02.04.1985 // Westlaw. China[сайт]. URL: 4099/maf/china/app/document?&docguid = i0adf58 9b0000011e6d85493ad238b0d9&hitguid = i0adf589b0000011e6d 85493ad238b0d9&srguid = i0ad6a4730000016823afd49348764913&spos=8&epos=8&td=88&crumb-action=append&context=5&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [14] Interim Provisions of the State Council Concerning the Reduction of and Exemptionfrom Enterprise Income Tax and Consolidated Industrial and Commercial Tax in the SpecialEconomic Zones and the Fourteen Coastal Port Cities 15.11.1984 // Westlaw. China [сайт]. URL 4099/maf/china/app/document?&docguid= i0adf589b0000011e6d854d22d238b0eb&hitguid=i0adf589b0000011e6d854d22d238b0eb&srguid=i0ad6a4730000016823afd49348764913&spos=16&epos=16&td = 88&crumb-action=append&context=5&lang=en (датаобращения — 24.01.2019).
  • [15] Regulations on Special Economic Zones in Guangdong Province 15.04.1980 //Westlaw. China [сайт]. URL 4099/maf/china/app/document?&docguid=i0adf589b0000011e6d8671 6ed238b431 &hitguid=i 0adf589b0000011e6d 86716ed238b431&srguid=i0ad6a4730000016823dfdb09492f 1517&spos = 9& epos = 9&td = lO&crumbaction = append&context=93&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [16] Administrative Rules of the Special Economic Zones of Guangdong Province onAccounting of Foreign-related Enterprises 14.02.1986 // Westlaw. China [сайт]. URL 4099/maf/china/app/document?&docgui d=i3cf76ad30000011ef34f3b07633bb988&hitguid=i3cf76ad30000011ef34f3b07633bb988&srguid = i0ad6a4730000016823dfdb09492fl517&spos= 10&epos=10&td=10&crumb-action=append&context=93&lang=en (дата обращения —24.01.2019).
  • [17] Regulations of the Shantou Special Economic Zone on Protecting Investment by TaiwanCompatriots 30.08.2011 // Westlaw. China [сайт]. URL 099/maf/china/app/document?&docguid=i3cf76ad30000013 2b358c0ef7e384b6d&hitguid=i3cf76ad300000132b358c0ef7e384b6d&srguid = i0ad6a4730000016823f51cdd492fl535&spos = 3&epos = 3&td = 8&crumb-action=append&context=137&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [18] Regulations for High-and-New Technology Industry Areas in the Shenzhen SpecialEconomic Zone 05.04.2001 № 15 // Westlaw. China [сайт]. URL 099/maf/china/app/document?&docguid=i3cf 76ad30000011ef34b89306338936a&hitguid=i3cf76ad30000011ef34b89306338936a&srguid=i0ad6a4730000016823fff8ddfa234ae0&spos=8&epos=8&td=31&crumb-action=append&context=159&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [19] Regulations of Shenzhen Special Economic Zone on Assignment of Land-Use Right06.07.2011 № 35 // Westlaw. China [сайт]. URL 4099/maf/china/app/document?&docguid=i3cf76ad300000 130fd8ddfc52a44ec4d&hitguid = i3 cf76ad300000130fd8ddfc52a44ec4d&srguid=i0ad6a4730000016823fff8ddfa234ae0&spos=3&epos=3&td=31 &crum b-action=append&context=159&lang=en (дата обращения — 24.01.2019).
  • [20] Interim Measures for the Administration of Processing Trade in Export ProcessingZones 22.11.2005 № 27 // Westlaw. China [сайт]. URL /maf/china/app/document?&docguid=i3cf76ad30000011 ef347da9763 35de66&hitguid=i3cf76ad30000011ef347da976335de66&srguid = i0ad6a473000001683247324615d51f99&spos = 2&epos = 2&td = 13&crumb-action=append&context=20&lang=en (дата обращения — 22.01.2019).
  • [21] Regulations of Xiamen Special Economic Zone for Hi-tech Industrial Parks 07.04.2002№ 30 //Westlaw. China [сайт]. URL4099/maf/china/app/document?&docguid=i3cf76ad3000001 Ief35980f863490f44&hit guid = i3cf76ad30000011ef35980f863490f44&srgu id = i0ad6a473 16 832 66d2ece 5 d9e003&spos= l&epos= l&td = 2&crumb-action=append&context=5&lang=en (дата обращения — 22.01.2019).
  • [22] Шухун Г. Эволюция развития свободных экономических зон в Китае // Журналевропейской экономики. 2012.Т. 11 (№ 2). С. 204.
  • [23] Воловик Н. П. Международная практика создания специальных экономическихзон. М., 2016. С. 43—44.
  • [24] Ван Чао, Полоник С. С. Современная экономика Китая. Белорусский государственный университет. Минск: Право и экономика, 2016. С. 30—32.
  • [25] Шухун Г. Эволюция развития свободных экономических зон в Китае // Журналевропейской экономики. 2012. Т. 11 (№ 2). С. 204.
  • [26] Свободные экономические зоны и территории опережающего развития: опытКитая и России / Го Шухун, Б. Н. Паныпин, А. Е. Зубарев [и др.]. Хабаровск: Изд-воТихоокеан. гос. ун-та, 2015. С. 107—109.
  • [27] Свободные экономические зоны и территории опережающего развития: опытКитая и России / Го Шухун, Б. Н. Паныпин, А. Е. Зубарев [и др.]. Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. С. 117—118.
  • [28] Такие компании называют «компании развития», которые осуществляют общееруководство в строительстве инфраструктуры СЭЗ, участвуют в капитальном строительстве, координируют переговоры с иностранными партнерами. Также их работа тесносвязана с провинциальными и городскими властями. См.: Ван Чао, Полоник С. С. Современная экономика Китая. Белорусский государственный университет. Минск: Правои экономика, 2016. С. 28—27.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой