Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие «Народная художественная культура»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогической теории и практике сформировался ряд нерешённых проблем, препятствующих полноценной реализации духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них — недостаточная разработанность региональных аспектов народного художественного творчества; отсутствие во многих регионах преемственных учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий… Читать ещё >

Понятие «Народная художественная культура» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народная культура — это высочайшее достижение того или иного народа. Она прошла долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного. Очень велико в народной культуре нравственное начало. В ней концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности. Таким образом, народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом. Только наличие ценностей альтруизма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет ее на новый духовный уровень.

В современных исследованиях общей теории систем показано, что любая сложная развивающаяся система (а народная художественная культура является именно такой системой) должна содержать информацию, обеспечивающую ее устойчивость. Такое системное образование обменивается веществом и энергией с внешней средой и воспроизводится в соответствии с информацией, закрепленной и представленной в соответствующих кодах. Эти информационные коды учитывают опыт предшествующего взаимодействия системы со средой и определяют способы ее последующего взаимодействия. С такой точки зрения в социальных организмах существуют информационные структуры, которые играют роль, аналогичную роли генов в формировании и развитии биологических видов. В качестве таких структур выступают базисные ценности культуры. Они представлены мировоззренческими универсалиями, на основании которых функционирует и развивается огромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем и составляющих «тело культуры».

В.С. Стёпин, проводя параллель между социальной и биологической составляющими человека и человеческой жизнедеятельности, пишет: «Мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме. Они организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур, играют роль своего рода ДНК социальной жизни. Смыслы мировоззренческих универсалий (категорий „природа“, „космос“, „пространство“, „время“, „человек“, „свобода“, „справедливость“ и т. д.), формируя целостный образ человеческого жизненного мира и выражая шкалу ценностных приоритетов соответствующего типа культуры, определяют, какие фрагменты из непрерывного обновляемого социального опыта должны попасть в поток трансляции, а какие должны остаться вне этого потока, то есть не передаваться новому поколению и не играть сколько-нибудь важной роли в его становлении. Тем самым они определяют, какие знания, верования, ценностные ориентации, целевые установки, образцы деятельности и поведения будут преимущественно регулировать поведение, общение и деятельность людей, формировать их социальную жизнь». Система мировоззренческих универсалий представляет собой культурно-генетический код, в соответствии с которым воспроизводятся социальные организмы. Радикальные изменения социальных организмов невозможны без изменения культурно-генетического кода. Без этого новые виды общества возникнуть не могут. Именно таким культурно-генетическим кодом и предстаёт народная художественная культура.

Народная жизнь не знала деления на материальное и духовное производство и, соответственно, ее духовная культура была неразрывно связана с культурой материальной. Определяя систему народной культуры, В. С. Цуккерман выделяет в ней три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее — самоуправления) и духовную культуру. В последней он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение, народную экономическую культуру, народную нравственную культуру, народную педагогику, народное правосознание, народную художественную культуру.

Народная художественная культура играет также важную роль интегратора общества. В ней в образно-художественной форме выражаются и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является пронизывающая всех их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа. Культура нации имеет целостный и центростремительный характер.

Специфические признаки народной художественной культуры позволяют вычленить её в сфере общечеловеческой культуры. Она непосредственно связана с материальным производством, с природной средой и со всей социальной практикой народных масс, с их общественным и семейным бытом, с обычаями, со всем укладом жизни, что определяет своеобразный «прикладной» характер всех видов народного творчества .

Понятие «народная культура» вбирает в себя всю совокупность материальной и духовной деятельности, выражающей нераздельность связи человека с природой. Недаром исследователи народной культуры подчеркивают в ней уважительное и бережное отношение к деревьям, лесам, озёрам, горам, рекам и прочим природным объектам. Народную художественную культуру отличает коллективный характер творческой деятельности, устойчивая, длительная во времени и распространяющаяся в широкой социальной среде и этническом пространстве традиционность.

Традиции народной культуры постепенно и, на первый взгляд, незаметно изменяются и обновляются, они проявляются в форме непосредственной передачи от поколения к поколению, от социума к социуму навыков, форм, приемов, техники творчества и самих произведений, форм их бытования и восприятия. Ещё одной особенностью народной художественной культуры является то, что она образует большое количество региональных типов и локальных вариантов. Специфика народной художественной культуры заключается в том, что она доставляет общественному сознанию опыт общения с явлениями искусства, извлекает из фондов народных художественных произведений необходимый духовный материал, обеспечивающий развитие самого человека, его духовных сил и способностей. Она тем самым способствует развитию творческого отношения к миру, поддержанию определенного уровня духовных активности и богатства на основе опыта, приобретенного человечеством и собственным народом в ходе его истории.

В истории человечества имеются примеры обращения к народному искусству как к образцу и «строительному материалу» новой культуры. Достаточно назвать художественное направление европейского романтизма с его ярко выраженной ориентацией на фольклор в области литературы, музыки, драматургии, театра или исторический стиль европейского и русского модерна. Совершенно особое значение приобретали народные традиции в процессе формирования национальной культуры угнетенных народов на Балканах и на территории Австро-Венгерской империи, в Прибалтике. Они здесь включались в культуру не только как составной элемент профессионального искусства, но проникали буквально во все сферы культуры, быта, деятельности национальной интеллигенции. Достаточно интенсивно процесс использования традиций народной культуры протекал в русском профессиональном искусстве XVIII — начала XIX века. В современной Финляндии продолжается процесс развития традиций народного ремесла, который проходил свое становление одновременно с деятельностью русского земства по возрождению кустарных промыслов во второй половине XIX века. Всё более пристальное внимание к народной культуре проявляется в африканских странах, где вопросы национальных культур и национальной идентичности всё более остро встают на повестку дня. Таким образом, в ходе исторического развития наций народная культура становится важным, иногда определяющим фактором национального самосознания.

В современной многонациональной России самобытная культура каждого народа, проживающего на её территории, имеет право на изучение, сохранение и поддержку.

И автономные республики, области, края и районы уделяют собственным национально-культурным достижениям первостепенное внимание. Именно народная художественная культура оказалась в наибольшей степени способной к саморазвитию. Её позитивный социокультурный потенциал, направленность на самосохранение этноса стали основой, на которой формировались экономическая, социокультурная и образовательная деятельность в различных регионах России. Развитие традиционной культуры обеспечивает возможность преодоления многих проблем и аномалий, возникших и прогрессирующих в общественной жизни на протяжении последних десятилетий.

Руководство различных государственно-территориальных образований придает особое значение поддержке самобытных видов народного творчества, их изучению, систематизации, хранению. В последние годы большое внимание на местах уделяется также подготовке специалистов в области народной художественной культуры и широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры. Во многих регионах России образовались русские национально-культурные центры и общества, авторские фольклорные центры, школы народных ремесел (Архангельск, Астрахань, Белгород, Владимир, Вологда, Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Москва, Новгород, Новосибирск, Пенза, др.). Определенную помощь в подготовке специалистов оказало открытие в государственных вузах и колледжах подготовки специалистов по специальностям «Народное художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество».

Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки стройности, порядка, образованности, нравственности. Целенаправленное ознакомление дошкольников с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потенциала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие. Народная художественная культура позволяет гармонизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями.

Следует отметить и такую важную задачу, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить. Активное включение подрастающего поколения в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.

В настоящее время ученых и педагогов волнует также появление компьютерного рационализма, ведущего к потере человеком способности диалектического восприятия мира и снижения его интуитивных возможностей. Опасность потери способности человека к интуиции отнюдь не безобидна. Без интуиции невозможна творческая деятельность человека, формирование личности человека, его самосовершенствование и самовоспитание. Человек в структуре культурных ценностей является исходным и определяющим компонентом и фактором. Он — вершитель, носитель и одновременно адресат культурной трансформации. Уникальность сложившейся ситуации состоит в том, что в течение всей обозримой истории человек еще ни разу не попадал в горнило столь тотальной перековки сознания, такой вязкой зависимости от созданной им самим среды обитания, не знал таких изощренных искушений многочисленными техническими благами цивилизации, как сегодня. Иными словами, его природа еще не подвергалась подобным испытаниям, да к тому же в масштабах столь глобального эксперимента. Поэтому только привычных средств и методов его становления и развития совершенно недостаточно. Жизненно необходимым оказывается привлечение всех возможностей народной художественной культуры для формирования будущего человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В каком же состоянии находятся проблемы народной художественной культуры в настоящее время? Первоначально сбором данных народной культуры занялись этнографы и фольклористы. Благодаря их деятельности удалось многое найти, зафиксировать, изучить. Это направление научного поиска и анализа сохранилось и в настоящее время. Но параллельно сформировалось, если можно так определить, этнографическое отношение к народному искусству, которое на местах часто проявляется в своего рода консервации народной культуры прежних времен. Нельзя превращать жемчужины Русского Севера или города Золотого кольца в подобие индейских резерваций. В них американские индейцы вели как будто бы обычный для них образ жизни, занимались своими ремеслами, но теряли оригинальность, традиционность, жизненность: геометрический орнамент заменялся никогда ранее не использовавшимся растительным, изделия делались не своеобычные и необходимые индейцам, а те, которые охотно покупались «белыми» туристами и т. д. Достаточно вспомнить московский Арбат и набережную Екатерининского канала в Петербурге, где торгуют не изделиями народных мастеров, а грубейшими подделками под них, оскорбляющими чувство «национальной гордости великороссов». Такое же отношение вызывают и имитации на темы музыкального народного творчества, когда народные песни и танцы приводятся в соответствие с требованиями сцены и вкуса не знающего истинной народной музыки и танца зрителя и интерпретатора. Народная художественная культура многими свободно толкуется и как самодеятельное творчество, и как примитивное (наивное) искусство, и как китч. Традиционное прикладное искусство, известное всему миру своими локальными центрами (хохломским письмом, вологодскими кружевами, северодвинскими росписями, каргопольской и дымковской игрушками и т. д.), ныне заменено грубыми и примитивными изделиями, деликатно именуемыми «контрафактной продукцией».

Из средств массовой информации, культурной жизни России полностью исчезло все, что служило ранее культурно-просветительской деятельности в области народной художественной культуры. Где можно ознакомиться в современном мире с её образцами? Получается, что только в художественной самодеятельности и музеях. Именно музеи широко развернули в своё время работу, которая впоследствии оформилась в музейную педагогику. В них были организованы центры народных ремесел, например, в Российском этнографическом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Теперь мы лишаемся музея, созданного В. А. Гуляевым в 1982 году, он переименовывается в Российский музей декоративно-прикладного искусства, а из экспозиции убирается всё, что имеет отношение к народному искусству. При полном молчании московской общественности полностью исчез из культурной жизни столицы некогда всемирно знаменитый Музей народного искусства.

Единственными охранителями и деятелями по развитию народной художественной культуры остаются сфера образования, включающая учебные заведения: общеобразовательные, профессиональные, дополнительного образования детей, и культурно-просветительские учреждения. Отдельное место занимают высшие профессиональные учебные заведения и специальности «Декоративно-прикладное искусство», «Народное художественное творчество», «Дизайн». Определенную роль в пропаганде народного творчества играет журнал «Традиционная культура», который ранее назывался «Народное творчество». Но и профессиональная подготовка по этим специальностям не ликвидирует проблему полного отсутствия квалифицированных специалистов в сфере изучения и сохранения народной художественной культуры. Особо важным следует признать вопрос отсутствия методологии введения детей в мир народной художественной культуры и обучения их основам традиционного искусства. Увеличивается количество выпускаемых отдельных учебно-методических изданий, но их содержание не отвечает требованиям современного социума.

В педагогической теории и практике сформировался ряд нерешённых проблем, препятствующих полноценной реализации духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них — недостаточная разработанность региональных аспектов народного художественного творчества; отсутствие во многих регионах преемственных учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий для этнохудожественного образования; отсутствие специальной подготовки педагогических кадров в области теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры; слабая координация педагогической деятельности социально-культурных и образовательных учреждений, отсутствие перспективы у выпускников профессиональных учебных заведений вследствие прекращения деятельности народных хоров, танцевальных ансамблей, предприятий народных художественных промыслов. В ходе реализации программы «Сохранение и восстановление традиций народной культуры как основы развития культуры села» Вологодский областной научно-методический центр культуры столкнулся с тем, что развитие практической деятельности по восстановлению традиционной культуры области замедлялась недостаточной обеспеченностью её источниковыми материалами, отражающими специфику местных традиций Материалы, собранные научными экспедициями, в силу недостаточного финансирования работ по их описанию, изучению и оформлению, не воплощаются в публикации, методические пособия, фильмы. Так, даже исследования на базе последних экспедиций ныне не существующего Научно-исследовательского института художественной промышленности были опубликованы Т. М. Разиной почти 10 лет спустя после их завершения. Важнейшую роль должна сыграть и дальнейшая разработка теории народной художественной культуры. На сегодняшний день имеется возможность воспользоваться только теоретическими очерками о народной художественной культуре Е. В. Гусева, изданными в 1993 году.

Традиционная народная культура требует нового уровня её понимания, изменения отношения к ней. Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры становятся всё более актуальными и на международном уровне.

Не случайно ЮНЕСКО выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои национальные советы «Рекомендацию по сохранению фольклора» (в западно-европейской науке словом «фольклор» определяется практически вся традиционная художественная культура, а не словесно-музыкально-хореографическое народное творчество, как принято отечественными исследователями). Одним из важных направлений будущей деятельности в регионах считается интеграция деятельности различных социальных институтов, участвующих в сохранении и развитии традиционной художественной культуры народов России. Народное искусство как проблема культуры есть проблема человека и нации, проблема мировоззрения. В связи с этим приобретает важнейшую значимость научный подход к проблемам сохранения и трансляции в будущее народной художественной культуры с обязательным использованием достижений философии, эстетики и искусствоведения, других гуманитарных наук.

В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний народа, этноса, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия, как всенародного достояния, должна принадлежать региональным системам. В них необходимо оказывать приоритетное внимание и поддержку традиционной русской художественной культуре (так его определил Л.Н. Гумилёв). Народная художественная культура должна восприниматься как целостное этнокультурное явление и рассматриваться с точки зрения формирования системы взаимодействия всех учреждений, организаций, в том числе общественных организаций, отдельных лиц, значение которых нельзя преуменьшать, по возвращению народных традиций в различные сферы общественной жизни и жизнедеятельности человека.

Региональным властям прежде всего необходимо разработать целостные, многоуровневые, вариативные образовательные системы на базе народной художественной культуры, включающие дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней.

Но более перспективным направлением представляется разработка комплексных научно-практических программ включения народной культуры во всех её ипостасях в жизнь современного российского социума.

На местах и в центре следует стимулировать и поддержать проведение комплексных исследований народной художественной культуры, обратив особое внимание на их локальные традиции При этом организовать исследования необходимо таким образом, чтобы их результаты стали важной основой более целостного осмысления исторической, национально-культурной обусловленности региональной специфики народной культуры во всем многообразии проявлений её векового бытования. Изучению и освоению подлежат фольклор (словесный, музыкальный, театральный), народная одежда, художественные промыслы и ремесла, др. сферы народного знания.

Особое внимание следует уделять установлению ценностных философских, социально-культурных, психолого-педагогических, общеэстетических ориентиров. В связи с этим важная миссия выпадает на долю центральных и провинциальных музеев и отдельных специалистов. Поэтому к исследованиям и пропаганде их результатов необходимо привлечь представителей различных сфер культуры, искусства, образования, социальные институты, средства массовой информации, радио, телевидение, общественные организации. Такие местные программы помогут жителям различных регионов России в удовлетворении своих духовно-культурных и художественно-творческих запросов и интересов; формировании региональных культурных ландшафтов, сохранении национального, в том числе и регионального, культурного наследия, обеспечении социально-исторической и духовно-генетической преемственности поколений.

Особо следует предусмотреть правовое и экономическое обеспечение таких программ.

Как видно, проблемы изучения, сохранения и дальнейшей эволюции народной художественной культуры на сегодняшний день требуют особо пристального внимания и соединения усилий различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, усилий общества и отдельных личностей. Социокультурный, философский, образовательный, нравственно-эстетический потенциал этого феномена отечественной культуры еще недостаточно исследован, способы и методы его применения слабо изучены и апробированы, а перспективы недооценены.

Нельзя забывать, что настоящая русская культура всегда была патриотической и государственной. Народная художественная культура как сложная динамическая система обладает множественностью функций: социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, нормативной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др. И эти функции необходимо использовать в полном объеме и в самых различных сферах социальной, культурной, образовательной, экономической деятельности регионов. Народная культура есть культура органическая, она есть сама природа, что сохраняет и формирует во времени сознание человека, неизменно живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе. Народная художественная культура является фундаментом современной культуры, корневой системой национальной культуры. Её «генеральной функцией» является «воспроизводство человеческого в человеке», воссоздание связей личности с общенародным, общечеловеческим при сохранении национальной укоренённости, т. е. формирование гражданина будущей России.

Рассмотрим, как обстоят дела в настоящий период, что делается для продвижения и сохранения традиций сейчас и каков результат. Где можно встретить отголоски народных традиций в современной жизни? В настоящее время существует много литературы, посвященной народным традициям: это и научная литература, ориентированная, в основном, на культурологов и этнографов, и литература развлекательного характера (сказки, гадания, рецепты блюд и т. п.). Последние пользуются популярностью и не залёживаются на книжных полках, однако, художественная, историческая ценность и достоверность, изложенной в них информации, сомнительны.

На государственном уровне обсуждаются вопросы не только финансирования, но и способы сохранения народной культуры. Так, было предложено создание центров народной культуры в селе, т.к. село — это единственное место, где старинные традиции ещё могли сохраниться. Однако, очевидно, что таких сёл практически не осталось, а молодёжи в них тем более нет.

Существуют театры национальной культуры, они появились в России уже в начале XVII века. Чаще всего это были народные театры кукол, пользовавшиеся успехом у простого зрителя и вызывавшие неприятие властей. Судя по тому, что спектакли эти показывались в программе скоморошьих игр, они были непродолжительны и состояли из одной или нескольких сцен. Сейчас театры национальной культуры существуют в основном за пределами России, например, в странах бывшего СССР. В России же, как правило, идут отдельные театральные постановки. Если учесть, что культура посещения театров исчезает (в основном люди ходят на постановки с известными актёрами), то можно сказать, что эта форма существования традиций неэффективна. Наравне с театром существуют народные коллективы, они меньше всего привлекает к себе зрителей, с одной стороны, потому что существует информационный вакуум (мало людей знает об их существовании), с другой стороны, у многих современных людей сформировано негативное отношение ко всему, что связано с фольклором.

Ярмарки издревле были неотъемлемой частью народной культуры, сегодня они модифицировались в специализированные выставки-продажи. Подобные мероприятия позволяют собрать вместе людей, связанных с изучением народных традиций, носителей этих традиций и обычных граждан.

Недостаток таких мероприятий, с одной стороны, в отсутствии рекламы, часто они проходят незамеченными из-за слабого промоушена. А с другой стороны, в большинстве случаев посещение подобных выставок осуществляется не ради интереса к народному творчеству, а ради возможности сделать покупку по дешевой цене.

Музеи являются одними из главных хранителей народных традиций, практика создания музеев существует давно. Однако интерес к ним проявляют либо туристы, либо люди, интересующиеся традициями своего народа. Это связано с тем, что музейные коммуникации не соответствуют требованиям современного времени. Посетитель музея ждёт интерактивности и динамики, а вместо этого он попадает на кладбище народных традиций. Подобным образом обстоят дела и с центрами народных промыслов, они перестают быть хранителями традиций и совершенно неинтересны потенциальным посетителям.

Перечисленные формы продвижения народной культуры, несмотря на своё долгое существование, малоэффективны в современном обществе. Они не соответствуют динамике сегодняшнего времени. Это приводит к появлению новых форм представления традиций.

Популярными становятся ролевые игры живого действия. Игроки действуют за вымышленных или реальных персонажей в различных сюжетных обстоятельствах, разыгрывают их в форме свободной импровизации и совместно создают сюжет игры. При этом главный аспект ролевых игр — наличие игровой атрибутики (костюмов, оружия, доспехов, крепостей и прочих объектов материальной культуры игры). В подобных мероприятиях происходит полная или частичная реконструкция определенного прошедшего события в реальном времени в виде игры со свойственными ей ограничениями и условностями. Игры, которые проводятся опытными группами мастеров и игроков, временами ярче, чем спектакли государственных театров, эффективнее, чем профессиональные тренинги, увлекательнее, чем хорошие книги, и слаженнее, чем военные учения и маневры [3].

Безусловно, у ролевых игр живого действия большие перспективы — в организации досуга детей, подростков и взрослы;, они могут проникнуть в СМИ как реалити-шоу нового поколения. Ролевые игры могут быть интересны широкому кругу людей, в тоже время они могут безболезненно погрузить современного человека в среду старинных обрядов и ритуалов, в увлекательной форме показать народные традиции.

Визуальные формы существования народной культуры приобретают всё большую популярность в мире. Массовая культура, которая может позволить более эффективно продвинуть народные традиции, во многом завязана на визуальных коммуникациях, соответственно, необходима вербализация традиций. Визуализация различных форм существования народной культуры может стать новым шагом в их продвижении. Одним из наиболее эффективных направлений, которое действительно может вызвать интерес у молодёжи, стала визуальная антропология — создание интерактивных видеои аудиоработ, связанных с традиционной культурой России и других стран. Это документальные фильмы, фотоработы и т. п. Самым эффективным способом представления визуальной антропологии считаются фестивали, где есть возможность не только посмотреть фильмы, но и пообщаться с их создателями. Во многих странах фестивали визуальной антропологии имеют достаточно длительную историю. Только в Европе постоянно работают около 30 фестивалей. Московский международный фестиваль — бьеннале визуальной антропологии начал работать с 2002 года. В отличие от фестивалей, имеющих длительную историю существования, молодой московский фестиваль ставит задачу знакомства массовой аудитории с относительно новым для России направлением культурной деятельности. Поэтому помимо собственно профессиональных проблем большое внимание уделяется популяризации идей и материалов визуальной антропологии, рассмотрению ее социокультурных перспектив [4].

За последнее время визуальными антропологами накоплен значительный материал, который может быть предоставлен не только в этнографических музеях и исследовательских организациях, но и в СМИ. Сами антропологи отмечают, что широкое продвижение идей и продуктов визуальной антропологии — это одна из важных целей. На сегодняшний день интерес к этим видам коммуникации ограничен в основном людьми, связанными с антропологией, фотографией и режиссурой. Фестивали ориентированы, прежде всего, на людей этих сфер деятельности и никак не соприкасаются с широким кругом молодёжи. Таким образом, требуется найти новые формы представления продуктов визуальной антропологии, которые бы расширили круг зрителей, стали бы массовыми мероприятиями. Следует расширить границы фестиваля, связав его тематику с тем, что интересно молодёжи.

Пожалуй, наиболее раскрученным в области визуальных коммуникаций стал проект «Гора Самоцветов». Это крупнейший проект в истории отечественной анимации. Он создан по сказкам народов России. По меркам отечественного кинематографа, проект имеет поистине исполинские размеры: 52 мультфильма по 13 минут общей длительностью свыше 11 часов. Премьерный показ первых 11 фильмов из цикла «Гора Самоцветов» состоялся зимой 2005 года в рамках Х Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале. Эти фильмы заставили специалистов говорить о прорыве и возрождении в отечественной мультипликации, а господдержка проекта была оценена общественностью как один из самых удачных примеров государственных инвестиций в национальную культуру. Показ цикла «Гора Самоцветов» по главному государственному каналу телевидения привлек большое количество телезрителей. По данным компании TNS-Global (бывший Gallup Media), в разделе детских программ цикл «Гора Самоцветов» занял 1 место, обогнав традиционных лидеров — программы «Ералаш» и «Спокойной ночи, малыши!» [5]. Проект можно считать очень успешным, т.к. анимационные фильмы были выполнены на высоком уровне, а описание и анализ проекта в СМИ привлек большое количество зрителей. Цикл мультипликационных фильмов как способ продвижения народной культуры (в данном случае сказок) в широкие массы оказался очень удачным.

Элементы народного творчества проявляются в продуктах, продвигаемых не только на российском рынке, но и на Западе. Одной из основных тенденций на подиуме является так называемый" Русский стиль": использование элементов русского костюма — типичных народных узоров в одежде. Интерес к русскому костюму присутствовал на подиумах мира давно. На самом деле народный стиль вписывается в более широкое направление — «этностиль» — заимствование деталей и предметов одежды у различных этнических групп мира, а также использование славянских мотивов восточной Европы. Появляется большое количество ресторанов, ориентированных именно на традиционные русские блюда, рецепты которых могли бы быть забыты.

Сегодня все большую востребованность имеют праздники, основанные на традициях. Театрализация массового действа подразумевает исследование обрядов, осмысление социально-психологических корней праздника. В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация. Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы.

В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т. д. Иными словами, составляющая праздника очень многообразна. Какие-то детали народных праздников забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Многие обычаи даже не стоит реконструировать, потому что они несли совершенно иную смысловую нагрузку, ненужную современным людям. В наше время важно сохранить дух народного празднества, стилизовать обычаи и обряды. Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами. В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности. Праздник являлся социальным механизмом укрепления национальной сплоченности. Современный массовый праздник — это дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Он делится на организаторов, ведущих, артистов и зрителей, которые, по сути, сторонние наблюдатели праздничного действа. В современных праздниках сохранилась обрядовая составляющая, но если раньше обряд обладал особым сакральным смыслом, то сегодня он часть народной культуры, вписанный в сценарий праздника.

Сценарий — это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия.

Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового театрализованного праздника является комплексным понятием, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора. Существенной составляющей сценарно-драматургической основы массовых зрелищ является игровой характер композиции Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых — духовно-нравственное влияние на зрителя. Разбирая любой праздник, мы должны найти в нем ключевые моменты. В обряде кульминацией является ритуальная часть, ради которой и вершится сам обряд, а в празднике — театрализованное зрелище, которое раскроет его сущность.

Основные признаки массового театрализованного праздника:? зрелищность, синтетичность, экспрессивность, идейно-художественная целостность. Способ построения сценария — монтажный. Характер конфликта — взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли. Способ существования исполнителей на сцене — актерский, но не по типу проживания в образе, а по типу представления: актер представляет образ. В массовом театрализованном представлении главное выразительное средство — это калейдоскоп красок, цветов, звуков, то есть всех видов искусств, применение самых разных сценических и технических средств.

Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей. Сценарий массового театрализованного праздника представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст. Вся документальная, основанная на фактах, информация представления должна осуществляться в художественной форме, не подчеркиваться в виде поучений, уроков, нотаций. Следует также избегать простого перечисления фактов и событий. В сценарии надо логично объединить разные виды искусств, осуществить «слияние» документального и художественного материала для наиболее эмоционального воздействия на зрителей. Исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т. е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей. Сценарий праздника должен отвечать на два важнейших вопроса: «о чем?» — это тема, и «для чего?» — это идея. Тема — это круг жизненных явлений, отобранный и освященный в сценарии с определённых мировоззренческих позиций. Идея — это не просто главная мысль, это призыв. Идея сценария имеет волевой вектор, направленный на определенное изменение общественной жизни, общественного настроя [2, c. 20]. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову и т. д.

Поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение. Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия [4, c. 106]. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников. В сценарии нужна экспозиция, т. е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку. Следующая часть композиций — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям: 1) Строгая логичность построения темы. 2) Нарастание действия. 3) Законченность каждого отдельного эпизода. 4) Конкретность построения. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей точки в развитии действия. После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Отдельно хочется сказать о месте проведения массового праздника. Если проведение праздника планируется на какой-либо площади или, в каком угодно парке либо сквере, в первую очередь надо прийти на это место.

Следует окунуться в атмосферу той местности, прочувствовать ее атмосферу, осмотреть ландшафт, архитектуру зданий, окружающих это место, прочувствовать это место изнутри. Прийти утром, днем и вечером посмотреть, как место освещается солнцем в разное время суток. Любая постройка, каждое дерево, пролетающие птицы, одним словом, все, что находится в этой местности, нужно задействовать в своей постановке, и это все должно играть. Все, что окружает театр, работающий под открытым небом, — земля и водное пространство, воздух и деревья, архитектурные сооружения и зрители — все это обычно «задействуется» в представлении, все играет и живет в представлении в предлагаемых обстоятельствах спектакля [8]. С этой точки зрения массовый праздник на основе обрядов представляется наиболее интересным. Рассмотрим сценарную драматургию праздника, его сюжетно-образную концепцию и историческое развитие от языческих времен до наших дней на примере Масленицы. Этот праздник — своеобразный атрибут русской культуры; не случайно танцевальный номер «Масленица» был включен в церемонию открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Масленица оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прессингу, запретам и пр. [5, c. 638]. Обрядовая часть Масленицы построена по драматическим принципам; прослеживается глубокая конфликтность, действенность [7, c. 340]. И в этом смысле, в разные эпохи праздник выглядел по-разному: в языческой Руси неотъемлемой частью праздника было ряженье — надевали маски, медвежью шкуру как защиту от злых духов. Театрализации в современном понимании у древних славян не было, под театрализацией понималось совершение обряда — действа, в котором светлая и темная стороны вступали в конфликт. Кульминацией обряда было сжигание чучела Зимы-Марены. Опять же, все народные масленичные забавы и гулянья не следовали специальному сценарию, праздник был подчинен обычаям и приметам: катание с гор для хорошего урожая, смотры молодоженов, кулачные бои как демонстрация силы и выплеск энергии, и, конечно же, традиционное изобилие в еде, опять же имеющее под собой сакральную основу — движение пищи: чем больше съешь сегодня, тем больше уродится завтра. Поначалу архаичные обрядовые действа Масленицы, затем — хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье). Но, поскольку понятие «драматургия» предполагает авторство и профессионализм, то вышеописанные народные обрядовые действа нельзя считать драматургией. Лишь позднее, уже в XX веке, когда отдельные авторы начали прописывать сценарии, включая в них старые элементы народных обрядов и ритуалов, и внося что-то новое, состоялась сценарная драматургия праздника. На основной сценической площадке разыгрывалось театрализованное представление с участием таких персонажей, как Зима и Весна, теща и зять, Петрушка и городовой, и других известных героев из русских народных сказок. Но первоначальная, языческая, суть праздника была утрачена. В постсоветский период Масленица вновь становится светлым и радостным ежегодным всенародным праздником — по образу и подобию традиционных европейских масленичных карнавалов. На площади города работает веселый «масленичный городок», в котором непрерывно идут концерты, народные увеселения, игрища, состязания с призами, продают блины и прочую масленичную снедь [3, c. 18]. К разработке сценария театрализованной программы и ее режиссуре, в основном, подходят с особым вниманием — сохраняется главный художественный образ праздника, его обряды, традиции, обычаи, ритуалы. Соблюдается его форма и содержание. В настоящее время Масленица — это массовое театрализованное празднество, основанное на фольклорных традициях, сочетающее в себе дух старины и явления новизны. Все это делает праздник историческим и современным одновременно. Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в виду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драматургии. Тем не менее, сценарий праздника и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди» [1, c. 137]. Когда речь идет о народных праздниках, сценарная драматургия неизбежно содержит в себе традиционную, ритуально-обрядовую основу русской народной праздничной культуры. Сравним три разных сценария Масленицы: в детском саду, на городской площади в российском городе и за пределами России в среде русскоговорящих людей. Цели у всех трех мероприятий разные. Так, проведение детской Масленицы ставит своей целью познакомить детей с русскими народными обычаями. Диалоги, как правило, выстроены в стихах, в доступной форме рассказывается о традициях, обязательно присутствует героиня праздника — румяная барыня-Масленица, в сценарий включены игры, загадки, в конце праздника (который обычно проходит в детском саду или в начальной школе) детей ждет праздничное угощение с блинами. Остро стоит вопрос — сжигать или не сжигать Масленицу. За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [6, c. 84]. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение, и далеко не во всех семьях детям объясняется суть обряда, который не знают и не все взрослые. Задача сценариста детского праздника, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена. Главный же акцент праздника надо сделать на неизбежном наступлении весны, главные герои — сказочные существа: Весна, Зима, Леший, Баба-Яга, Скоморохи, которые ведут с детьми активный диалог, вовлекают детей в активные игры. Совсем иное — праздник масленицы в городе. Обычно на площади сооружается сценическая площадка для развлекательной программы. По сторонам сцены установлены «снаряды» для конкурсов: столб для лазания за призами; бревно-бум, на котором будут биться мешками с сеном; колья (свайки) для забивания их в землю специальной битой и др. Рядом с площадью, где проводится Масленица, могут работать торговые «точки»: блинная, квасная, пирожковая, чайная, сувенирная, книжная, кондитерская, кофейная и т. п. Это антураж. Сценарий же городского мероприятия предполагает интерактив. Праздничная программа на сцене должна чередоваться с активными играми: ведущие праздника должны выходить «в народ». Городское празднество, пожалуй, больше всего напоминает масленичные гулянья старины, когда не разбирались в истоках традиции, а праздновали, потому что «так положено». В сценарий надо обязательно включить и масленичный поезд, и хороводы, и катание с горок, и сожжение чучела Масленицы. Городская Масленица длится как положено — целую неделю, либо пик веселья приходится на выходные, поскольку современные люди в будни все-таки ходят на работу. В программу можно включить конкурсы частушек, хоккейные и конькобежные турниры, катание с ледяных гор и на лошадях, состязание силачей, канравал ряженых, выставки-ярмарки народного ремесла. Наконец, рассмотрим празднование Масленицы за рубежом, в среде русской диаспоры.

Для соотечественников этот праздник играет важную роль, так как это не просто повод повеселиться, но и еще одна возможность передать знания подрастающему поколению об истории русского народа, его традициях и обычаях. Разумеется, что в сценарии в виде сценок, игр, песен рассказывается о масленичных традициях. Пожалуй, здесь праздник имеет элементы шоу, ведь соотечественники являются носителями двух культур и иногда о русской культуре знают немного. Справедливо заметить, что порой российская молодежь знает о русской культуре порой еще меньше. Тем не менее, за рубежом в честь праздника проводятся карнавальные шествия с ряжеными и маскарадами. Организуются масленичные городки со сценой, местами продаж еды (конечно, блинов) и сувенирной продукции, аттракционами. Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций как в России, так и в общинах российских соотечественников в других странах. Потребность праздновать Масленицу в современном обществе действительно существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто-двести лет назад — единицы. Тем важно развивать умение писать сценарии массового праздника на основе народных традиций и обрядов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой